Источники и формы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о понятии права — исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Поэтому важно четко представлять себе, в чем суть современного нормативного понимания права, каковы наиболее существенные черты широкой трактовки, что охватывается понятием права, что составляет сущность, содержание, форму и назначение права, каково соотношение права и других правовых явлений, образующих в своей совокупности правовую систему общества.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 8
Глава 2. Виды форм права 12
2.1. Правовой обычай 12
2.2. Правовой прецедент 13
2.3. Договор с нормативным содержанием 14
2.4. Нормативно-правовые акты 15
Глава 3. Система нормативных актов Российской Федерации 17
3.1. Классификация нормативных актов Российской Федерации 17
3.2. Понятие и виды законов 18
3.3. Конституционные законы 19
3.4. Текущие (обыкновенные) законы 21
3.5. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов 21
3.6. Подзаконные нормативно-правовые акты 24
Глава 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц 31
4.1. Действие нормативных актов во времени 31
4.2. Действие нормативных актов в пространстве 32
4.3. Действие нормативных актов по кругу лиц 33
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Источники формы права.DOC

— 187.00 Кб (Скачать)

      Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после  его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:

  1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
  2. когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;
  3. когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

      Исключение  составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.  

4.2. Действие нормативных актов в пространстве 

      Действие  нормативных актов  в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

      Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

      Под государственной территорией принято  понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

      В федеративных государствах регулирование  отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства.  Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

      Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

      Кроме того, в соответствии с законодательством  Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или  иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.  

4.3. Действие нормативных  актов по кругу  лиц 

      Действие  нормативных актов  по кругу лиц  тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

    • во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;
    • во-вторых, адресность нормативных актов производно от содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или Уголовный кодекс Российской Федерации). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и т.д.);
    • в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов Российской Федерации в отношении иностранцев и лиц без гражданства:
  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);
  • представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, решается дипломатическим путем.

      Несмотря  на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       За  последние годы проблемы правового  государства выдвинулись на передний план теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая ее выражением не марксистским (буржуазных либо оппортунистических) взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построения модели правового государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к проблемам формирования и развития концепций правового государства в истории политической мысли, их состояния в современной западной политологии.

      Все нормативно-правовые акты функционируют  как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

      Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

      В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.); совместные акты (государственных и негосударственных организаций); нормативные акты, принятые в порядке референдума.

      В зависимости от сферы действия нормативные  акты делятся на: общефедеральные; акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

      В зависимости от срока действия различают: акты неопределенно длительного действия; временные акты.

      В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

      Критерии  данной классификации позволяют  установить значимость нормативных  актов, их место и роль в правовой системе.

     Поворот России и других государств — участников СНГ к полному признанию принципов Декларации и пактов о правах человека, к разоружению и другим совместным действиям по укреплению всеобщего мира и доверия открыл возможности для всех новых демократических государств воплотить общепризнанные права в своих конституциях и начать строительство правового государства, в котором право, его общепризнанные международные нормы и права человека должны стать главным ориентиром и средством осуществления политики как государства, так и политических партий, общественных объединений, всех слоев общества — предпринимателей, государственных служащих и политических деятелей, рабочих и служащих, сельских тружеников.

     Законодательство  Российской Федерации весьма динамично, а порой и противоречиво. Новые  правовые отношения, пришедшие на смену  старым, еще недостаточно стабильны и нуждаются в подкреплении дополнительными юридическими механизмами. Некоторые сферы общественных отношений по-прежнему регулируются периодически обновляемыми правовыми актами, принятыми задолго до радикальных перемен в социальной жизни России, которые произошли на рубеже 90-х годов XX столетия. Еще предстоит закрепить в праве многие основополагающие отношения, которые уже имеют место в реальной жизни, сформировать логически завершенную и согласованную правовую систему и систему обусловленных ею нравственных ориентиров. 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Конституция Российской Федерации. — М., Юридическая  литература, 1996.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. —М., ИНФРА-М, 1997.
  3. Сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2000.
  4. Алексеев С.С. Теория государства и права. 1983.
  5. Алексеев С.С. Наш шанс. // Новый мир №4, 1993.
  6. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 1993.
  7. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для вузов. — М., ИНФРА-М—НОРМА, 1997.
  8. Алексеев С.С. Теория права. — М., БЕК, 1995.
  9. Бабаев В.К. Общая теория права. 1960.
  10. Баранов В.М. Истинность норм советского права. 1989.
  11. Байтин М.И. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение. Курс лекций. — М., 1999.
  12. Давид Р. Основные правовые системы современности. — М., Прогресс, 1988.
  13. Закон. 1996. №6.
  14. Исаев И.А. История государства и права России. — М., 1993.
  15. Кулапов В.Л. Формы права. Курс лекций. — М., 1999.
  16. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996.
  17. Разумович Н.Я. Источники и формы права // Советское государство и право. 1988. №3.
  18. Руперт К. Прецедент в английском праве. — М., 1985.
  19. СЗ РФ. 1994. №13.
  20. Теория государства и права. Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., Юристъ, 1999.
  21. Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА, 2003.
  22. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 1998.
  23. Тихомиров Ю.А. Публичное право. —М., 1995.

Информация о работе Источники и формы права