Источники и формы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о понятии права — исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Поэтому важно четко представлять себе, в чем суть современного нормативного понимания права, каковы наиболее существенные черты широкой трактовки, что охватывается понятием права, что составляет сущность, содержание, форму и назначение права, каково соотношение права и других правовых явлений, образующих в своей совокупности правовую систему общества.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 8
Глава 2. Виды форм права 12
2.1. Правовой обычай 12
2.2. Правовой прецедент 13
2.3. Договор с нормативным содержанием 14
2.4. Нормативно-правовые акты 15
Глава 3. Система нормативных актов Российской Федерации 17
3.1. Классификация нормативных актов Российской Федерации 17
3.2. Понятие и виды законов 18
3.3. Конституционные законы 19
3.4. Текущие (обыкновенные) законы 21
3.5. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов 21
3.6. Подзаконные нормативно-правовые акты 24
Глава 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц 31
4.1. Действие нормативных актов во времени 31
4.2. Действие нормативных актов в пространстве 32
4.3. Действие нормативных актов по кругу лиц 33
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Источники формы права.DOC

— 187.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава 1. Понятие формы права. Соотношение  формы и источника права 8

Глава 2. Виды форм права 12

2.1. Правовой  обычай 12

2.2. Правовой  прецедент 13

2.3. Договор  с нормативным содержанием 14

2.4. Нормативно-правовые  акты 15

Глава 3. Система нормативных актов Российской Федерации 17

3.1. Классификация  нормативных актов Российской  Федерации 17

3.2. Понятие  и виды законов 18

3.3. Конституционные  законы 19

3.4. Текущие (обыкновенные) законы 21

3.5. Порядок  подготовки, рассмотрения и принятия законов 21

3.6. Подзаконные  нормативно-правовые акты 24

Глава 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по

               кругу лиц 31

4.1. Действие  нормативных актов во времени 31

4.2. Действие  нормативных актов в пространстве 32

4.3. Действие нормативных актов по кругу лиц 33

Заключение 35

Список  литературы 37 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Вопрос  о понятии права — исходный, ключевой: в зависимости от его  решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Поэтому важно четко представлять себе, в чем суть современного нормативного понимания права, каковы наиболее существенные черты широкой трактовки, что охватывается понятием права, что составляет сущность, содержание, форму и назначение права, каково соотношение права и других правовых явлений, образующих в своей совокупности правовую систему общества.

      Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений1.

      Государство осуществляет свои функции установления в обществе единого порядка путем издания обязательных для всех законов либо санкционированием установившихся обычаев и созданием судебных прецедентов. Через свои органы оно также обеспечивает исполнение норм права и предусмотренных ими прав и обязанностей и их охрану от нарушения. Право, юридические права и обязанности, акты применения прав необходимы, таким образом, для функционирования государственной власти.

      В то же время сами правовые нормы  не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение в обществе без официального законодательного решения государства. Применение, реализация правовых норм всегда поддерживается государственным принуждением в силу наличия общественных противоречий, конфликтов, антагонизмов. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.

      Связь права с государством выражается и в системе официального воспитания населения в духе уважения к законам, в различных государственных поощрениях за добросовестное исполнение законов и т.п. Однако эти взаимосвязи характерны и для иных форм социального регулирования. Первые же две типичны именно для государственной политико-правовой системы.

      Наряду с правом в цивилизованном обществе действуют другие социальные нормы: нормы нравственности, обычаи, нормы общественных организаций, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они также играют важную роль в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные либо религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

      Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы обязательны для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всех. Например, обычаи в развитом цивилизованном обществе имеют либо местное, либо внутрисословное значение. Нормы общественных организаций обязательны для членов данной организации. Религиозные предписания, обряды и ритуалы разнятся для лиц, исповедующих различные религии.

      Во-вторых, если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то все иные социальные нормы лишь поддерживаются государством при условии, если они соответствуют его законам или иным нормам права. Но их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

      В-третьих, если нормы права устанавливаются или санкционируются государством, все другие социальные нормы либо возникают в форма стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными объединениями (корпоративные нормы).

      В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, иногда — в судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем. Нормы права образуют также разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью. Нормы обычая и морали закрепляют главным образом общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций более ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, то есть не образуют единой системы, менее детализированы, чем система правовых норм.

      Поскольку право неразрывно связано с государством, которое обладает самостоятельностью и высшей властью в пределах своей территории (суверенитетом), то правовые системы выступают прежде всего как индивидуальные системы права каждого государства.

      Особое  место занимало и занимает международное  право, которое существенно отличается от внутригосударственного права. Во-первых, оно создается в общении между государствами путем заключения разнообразных соглашений, договоров и конвенций (многосторонних договоров). Нормы и институты международного права основаны на достижении согласия между государствами, а не на господстве, приоритете воли одних государств перед другими.

      В современном международном праве  ведущую роль играет участие государств мирового сообщества в образовании и деятельности международных (ООН, ЕЭС, Юнеско) и многих других специальных и региональных международных организаций. Участие в них открыто для всех государств мира. Выполнение пактов и рекомендаций международных организаций зависит от принятых на себя каждыми государствами обязательств. Главными целями международного права, основанного на принципах ООН, является поддержание прочного мира и соблюдение прав человека в каждом из государств — членов ООН. Ведущие государства мира, в том числе и Россия, признали в своих конституциях общепризнанные принципы и нормы международного права и заключенные ими международные договоры составной частью своих правовых систем.

      Право как модель  социальной организации  для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «формы (источники) права».

      Каждая  система права признает обычно одновременно несколько источников права. Однако их значение в каждый данный момент может быть неодинаково. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от отрасли права, в отношении которой вопрос поставлен. В одни исторические периоды и в одних странах преобладает в качестве источника права закон (как вид нормативного акта), в другие периоды и в иных странах — судебная практика в виде так называемого судебного прецедента, в третьих странах — обычай и т.д.

      В мировом юридическом пространстве, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы, известны следующие формы  права: правовой обычай; нормативный  акт государственного органа; судебный прецедент; договор нормативного содержания. В данной курсовой работе подробнее рассмотрим виды форм права; систему нормативных актов в Российской Федерации; действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ  ПРАВА. 

СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА 
 

      Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права вовне.

      В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права.

      Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления.

      Под внешней формой права понимают объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

      Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

      Источник  права определяется в юридической  литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения2.

      Содержание  и форма права не являются результатом  произвольного конструирования законодателя.  Их первопричины заложены в системе общественных отношений, исключающих монизм источника и предопределяющих многообразие форм внешнего выражения права.

      В правоведении различают материальные, идеальные и юридические источники права.

      Материальные  — коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.

      Однако  общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле.

      Результат идеологического осознания объективных  потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах,  которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию.

      Названные три источника лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразнее. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

      Одни  из них находятся вне правовой системы, другие (обеспечивая внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность) — внутри ее. Они могут быть как объективными, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативы, лоббизме, участии экспертов и т.п.

      Причем  степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.  Особенно видны эти изменения при революционной смене правовых систем, когда повышается значимость субъективных обстоятельств.

Информация о работе Источники и формы права