Источники и формы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о понятии права — исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Поэтому важно четко представлять себе, в чем суть современного нормативного понимания права, каковы наиболее существенные черты широкой трактовки, что охватывается понятием права, что составляет сущность, содержание, форму и назначение права, каково соотношение права и других правовых явлений, образующих в своей совокупности правовую систему общества.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 8
Глава 2. Виды форм права 12
2.1. Правовой обычай 12
2.2. Правовой прецедент 13
2.3. Договор с нормативным содержанием 14
2.4. Нормативно-правовые акты 15
Глава 3. Система нормативных актов Российской Федерации 17
3.1. Классификация нормативных актов Российской Федерации 17
3.2. Понятие и виды законов 18
3.3. Конституционные законы 19
3.4. Текущие (обыкновенные) законы 21
3.5. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов 21
3.6. Подзаконные нормативно-правовые акты 24
Глава 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц 31
4.1. Действие нормативных актов во времени 31
4.2. Действие нормативных актов в пространстве 32
4.3. Действие нормативных актов по кругу лиц 33
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

Источники формы права.DOC

— 187.00 Кб (Скачать)

      Так, в обстановке накала политических страстей население стремится с помощью митингов, забастовок, протестов, других акций оказывать непосредственное давление на содержание принимаемых решений. При этом во временном выигрыше могут оказаться лишь небольшие, но наиболее сплоченные и социально активные слои граждан (шахтеры, авиадиспетчеры, вкладчики акционерных обществ). Они оказывают мощное влияние (прямое и косвенное) на правотворческие органы. В проигрыше же оказывается все общество. Неучтенные интересы иных социальных групп,  нарушение объективно необходимого баланса общественных, групповых и личностных интересов в праве становятся барьером на пути реализации законов, причиной обострения социальных противоречий.

      Своеобразие источников сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь. Так, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися правоведами того времени.

      Состояние феодального общества также обусловило множественность форм (источников) права,  закрепляющих «кулачное право» сильного. Это и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), это и получившие особенно широкое распространение религиозные правила (каноническое право, Коран), это и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.

      Пришедшая к власти буржуазия, сохранив в отдельных странах юридическую значимость судебной практики, религиозных норм и обычаев, постепенно,  в связи с укреплением государственных начал в управлении обществом, в качестве основной формы права установило нормативно-правовой акт (законодательство). Таким образом, диалектическая взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других — делегированное законодательство органов управления, в третьих — прецеденты и судебные решения, в четвертых — религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА

 

       Понятие «источник права» существует много  веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

       Наряду  с этим источником права следует  также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д.. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы3.

       В российской правовой системе утвердились  такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт.

2.1. Правовой обычай

 

       Правовой  обычай — одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Обычаи возникали как результат многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, становились устойчивой формой их общения между собой. Социальная значимость и эффективность правил поведения, закрепленных в обычае, вызывали необходимость обеспечения реализации этих норм со стороны общества, государства.

       Обычай  исторически и фактически предшествовал  закону. Он и в настоящее время выполняет функцию, регулируя такие социально значимые отношения, где вмешательство  законодателя или преждевременно, или нежелательно. Нередко законодатель возводит обычаи в ранг правовых, общеобязательных, делает на них ссылку в нормативно-правовых актах.

       Так, в п.1 ст.19 Гражданского кодекса Российской Федерации4 указывается, что «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». В таких случаях обычай, приобретая форму правового, обеспечивается не только мерами общественного воздействия, но и возможностью принуждения со стороны государства.

       В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет  значимость лишь в той мере, в  какой полезен для применения закона (в дополнение к закону) или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.

2.2. Правовой прецедент

 

      Правовой  прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство5.

       Как форма (источник) права, юридический  прецедент получил и более  широкое распространение в системе  общего права Англии, США, Канады, Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.

       Прецедент может быть как судебным, так и  административным. Он предоставляет  судье или должностному лицу непростую  возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности и рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

       В разных странах, даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права). В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата6.

2.3. Договор с нормативным  содержанием

 

      Договор с нормативным  содержанием. В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор.

      Нормативные договоры получают все более широкое  распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном  и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.

      Любой договор с нормативным содержанием  имеет следующие свойства: содержит норму общего характера; добровольность заключения; общность интереса; равенство сторон; согласие участников по всем существенным аспектам договора; эквивалентность и, как правило, возмездность; взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств; правовое обеспечение7.

      В отличие от договоров-сделок, нормативный  договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера — нормы.

      Наиболее  распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеральный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.

2.4. Нормативно-правовые акты

      Нормативно-правовые акты являются основой и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

      Нормативные акты обладают рядом характерных  признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определенный характер. Эти признаки заключаются в следующем:

  • нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
  • они содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);
  • содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;
  • принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;
  • имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);
  • направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;
  • рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты — на однократную реализацию;
  • нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

      В итоге нормативно-правовой акт можно  определить как изданный в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.  
 
 

3. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ  АКТОВ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

      Все нормативно-правовые акты функционируют  как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. 

3.1. Классификация нормативных  актов Российской  Федерации 

      Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

      В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

    • нормативные акты государственных органов;
    • нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);
    • совместные акты (государственных и негосударственных организаций);
    • нормативные акты, принятые в порядке референдума.

      В зависимости от сферы действия нормативные  акты делятся на:

    • общефедеральные;
    • акты субъектов Федерации;
    • акты органов местного самоуправления;
    • локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

      В зависимости от срока действия различают:

    • акты неопределенно длительного действия;
    • временные акты.

      В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

      Критерии  данной классификации позволяют установить значимость нормативных актов, их место и роль в правовой системе. В этой связи более подробно рассмотрим вышеназванные виды актов. 

Информация о работе Источники и формы права