Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:29, курсовая работа
Вопрос о понятии права — исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Поэтому важно четко представлять себе, в чем суть современного нормативного понимания права, каковы наиболее существенные черты широкой трактовки, что охватывается понятием права, что составляет сущность, содержание, форму и назначение права, каково соотношение права и других правовых явлений, образующих в своей совокупности правовую систему общества.
Введение 4
Глава 1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 8
Глава 2. Виды форм права 12
2.1. Правовой обычай 12
2.2. Правовой прецедент 13
2.3. Договор с нормативным содержанием 14
2.4. Нормативно-правовые акты 15
Глава 3. Система нормативных актов Российской Федерации 17
3.1. Классификация нормативных актов Российской Федерации 17
3.2. Понятие и виды законов 18
3.3. Конституционные законы 19
3.4. Текущие (обыкновенные) законы 21
3.5. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов 21
3.6. Подзаконные нормативно-правовые акты 24
Глава 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц 31
4.1. Действие нормативных актов во времени 31
4.2. Действие нормативных актов в пространстве 32
4.3. Действие нормативных актов по кругу лиц 33
Заключение 35
Список литературы 37
Так, в обстановке накала политических страстей население стремится с помощью митингов, забастовок, протестов, других акций оказывать непосредственное давление на содержание принимаемых решений. При этом во временном выигрыше могут оказаться лишь небольшие, но наиболее сплоченные и социально активные слои граждан (шахтеры, авиадиспетчеры, вкладчики акционерных обществ). Они оказывают мощное влияние (прямое и косвенное) на правотворческие органы. В проигрыше же оказывается все общество. Неучтенные интересы иных социальных групп, нарушение объективно необходимого баланса общественных, групповых и личностных интересов в праве становятся барьером на пути реализации законов, причиной обострения социальных противоречий.
Своеобразие источников сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь. Так, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися правоведами того времени.
Состояние феодального общества также обусловило множественность форм (источников) права, закрепляющих «кулачное право» сильного. Это и возродившиеся нормы обычного права (Русская правда, Салическая правда), это и получившие особенно широкое распространение религиозные правила (каноническое право, Коран), это и судебная практика, и прецеденты, и труды крупных ученых-юристов.
Пришедшая
к власти буржуазия, сохранив в отдельных
странах юридическую значимость судебной
практики, религиозных норм и обычаев,
постепенно, в связи с укреплением
государственных начал в управлении обществом,
в качестве основной формы права установило
нормативно-правовой акт (законодательство).
Таким образом, диалектическая взаимосвязь
системы источников и форм внешнего выражения
права определяет специфику конкретных
правовых систем. В одних государствах
преимущественное распространение получили
правовые акты парламентов, в других —
делегированное законодательство органов
управления, в третьих — прецеденты и
судебные решения, в четвертых — религиозные
нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д.. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы3.
В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно-правовой акт.
Правовой обычай — одна из наиболее древних разновидностей социальных норм. Обычаи возникали как результат многократного повторения и обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, становились устойчивой формой их общения между собой. Социальная значимость и эффективность правил поведения, закрепленных в обычае, вызывали необходимость обеспечения реализации этих норм со стороны общества, государства.
Обычай исторически и фактически предшествовал закону. Он и в настоящее время выполняет функцию, регулируя такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или преждевременно, или нежелательно. Нередко законодатель возводит обычаи в ранг правовых, общеобязательных, делает на них ссылку в нормативно-правовых актах.
Так, в п.1 ст.19 Гражданского кодекса Российской Федерации4 указывается, что «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». В таких случаях обычай, приобретая форму правового, обеспечивается не только мерами общественного воздействия, но и возможностью принуждения со стороны государства.
В современных условиях роль обычая невелика. Как источник права он сохраняет значимость лишь в той мере, в какой полезен для применения закона (в дополнение к закону) или в тех немногочисленных случаях, когда сам закон отсылает к обычаю, отводя ему определенную сферу.
Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство5.
Как
форма (источник) права, юридический
прецедент получил и более
широкое распространение в
Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности и рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.
В разных странах, даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права). В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы конкретного штата6.
Договор с нормативным содержанием. В условиях реформирования политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются полномочия субъектов федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор.
Нормативные
договоры получают все более широкое
распространение в
Любой
договор с нормативным
В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера — нормы.
Наиболее распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеральный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.
Нормативно-правовые акты являются основой и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.
Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определенный характер. Эти признаки заключаются в следующем:
В
итоге нормативно-правовой акт можно
определить как изданный
в особом порядке официальный
акт — документ компетентного
правотворческого органа,
содержащий нормы права.
3.
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Все
нормативно-правовые акты функционируют
как единая система, которая характеризуется
согласованностью, взаимодействием, иерархичностью,
специализацией и дифференциацией по
отраслям и институтам.
3.1.
Классификация нормативных
актов Российской
Федерации
Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:
В зависимости от срока действия различают:
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Критерии
данной классификации позволяют установить
значимость нормативных актов, их место
и роль в правовой системе. В этой связи
более подробно рассмотрим вышеназванные
виды актов.