Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с функционированием системы органов исполнительной власти.
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в РФ; анализ проблемных аспектов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти в РФ.
Введение 3-4
Глава 1. Исполнительная власть в российской федерации: 4
1.1. Исполнительная власть: понятие, принципы формирования 4-5
1.2. Правовые средства обеспечения единства исполнительной власти в Российской Федерации 5-8
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти РФ 8
2.1. Органы исполнительной власти в структуре органов государственной власти: система и структура 8-10
2.2.Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ 10-13
Глава 3. Органы исполнительной власти и их взаимодействие 13
3.1.Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 13-18
3.2. Президент РФ и его функции в сфере исполнительной власти 18-24
Заключение 24-26
Список нормативных правовых актов и литературы 26-29
Рассмотрим некоторые из этих функций поподробнее.
В соответствии с п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Поскольку Конституция не устанавливает иного, представляется, что данное Государственной Думой согласие на назначение Председателя Правительства не связано сроком полномочий Государственной Думы и действует до тех пор, пока Правительство не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента Российской Федерации или пока не уйдет в отставку по решению Президента.
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели.25
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в силу п. «д» ст. 83 Конституции назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производятся «по предложению Председателя Правительства», причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.
Как правило, Президенту Российской Федерации
в вопросе о назначении должностных
лиц могут оказывать помощь соответствующие
министры: например, при назначении
и освобождении от должности лиц,
относящихся к высшему
Президент в соответствии с п. «з»
ст. 83 утверждает военную доктрину Российской
Федерации. Представляется, что эта
функция Президента непосредственно
обусловлена тем, что он является
Верховным Главнокомандующим
В ч. 2 ст. 85 Конституции Президент наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом надо иметь в виду ряд обстоятельств.
Прежде всего надо обратить внимание на то, что Президент вправе приостановить действие только такого акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, который противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушает права и свободы человека и гражданина.
Следует заметить, что Президент
вправе приостанавливать действие только
актов органов исполнительной власти
субъектов Федерации, но он не может
приостановить действие актов их
органов законодательной
Как известно, в соответствии с
ч. 2 ст. 77 Конституции федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации
образуют единую систему исполнительной
власти Российской Федерации. Это единство
осуществляется в пределах ведения
Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. При
рассмотрении вопроса о полномочиях
федеральных органов
Президент Российской Федерации как глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.26
Президент утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.
Правовой статус Министерства обороны закрепляется Президентом, который утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Практическая деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации предусматривает руководство всеми важнейшими направлениями работы Министерства обороны.
В полномочия Президента входят издание
указов о призыве граждан на военную
службу (с указанием численности
призывников), а также утверждение
плана гражданской обороны
Президент РФ наделен правом введения
военного положения согласно ст. 87 Конституции.
Военное положение, вводимое Президентом
в случае агрессии против Российской
Федерации или непосредственной
угрозы агрессии на территории Российской
Федерации или в отдельных
ее местностях, представляет собой
особый правовой режим жизнедеятельности
государства и общества. Этот режим
предусматривает наделение
Для реализации своей власти Президент имеет право издавать указы и распоряжения (ст. 90 Конституции).
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.
Указы и распоряжения Президента нормативного
характера обязательны для
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и
Правовые акты, издаваемые Президентом,
не должны противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным
законам. Это означает, что акты Президента
носят подзаконный характер. Вместе
с тем конституционная
При несоответствии нормативных актов Президента Конституции или федеральным законам споры по данному вопросу разрешаются в соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституционный Суд может принять решение о неконституционности акта в целом или его отдельных положений. Акты Президента, признанные неконституционными, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу.
В ходе проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Государственное управление, под которым
понимается специфический вид
От исполнительной власти, учитывая
мобильность ее действий, субординацию
и подчиненность ее органов по
вертикали, в решающей мере зависят
темпы социально-экономических
Итак, мы видим, что в настоящее
время в Российской Федерации
существует и функционирует довольно-таки
сложная система исполнительной
власти. Нельзя забывать о том, что,
прежде всего она является подсистемой
государственной власти, ее ветвью
в структуре разделения власти как
единого целого организационно-правового
механизма государственной
Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.
На основе всего сказанного можно сделать выводы о том, что:
1. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
2. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется:
3. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.
Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных единиц системы исполнительной власти.
Важнейшая роль Правительства Российской
Федерации как высшего
На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое бремя решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению этих проблем, зависит благополучие населения.
4. Президент входит в систему
федеральных органов
Конституцией РФ закреплена система
гарантий, препятствующих превращению
Президента в авторитарного правителя.
Они заключаются в
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации