Исполнительная власть в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с функционированием системы органов исполнительной власти.
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в РФ; анализ проблемных аспектов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти в РФ.

Содержание

Введение 3-4

Глава 1. Исполнительная власть в российской федерации: 4

1.1. Исполнительная власть: понятие, принципы формирования 4-5

1.2. Правовые средства обеспечения единства исполнительной власти в Российской Федерации 5-8

Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти РФ 8

2.1. Органы исполнительной власти в структуре органов государственной власти: система и структура 8-10

2.2.Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ 10-13

Глава 3. Органы исполнительной власти и их взаимодействие 13

3.1.Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 13-18

3.2. Президент РФ и его функции в сфере исполнительной власти 18-24

Заключение 24-26

Список нормативных правовых актов и литературы 26-29

Работа содержит 1 файл

органы исполнительной власти в РФ переработанная.docx

— 67.31 Кб (Скачать)

Рассмотрим некоторые из этих функций  поподробнее.

В соответствии с п. «а» ст. 83 Конституции  РФ Президент с согласия Государственной  Думы назначает Председателя Правительства  Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое  принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Поскольку Конституция не устанавливает  иного, представляется, что данное Государственной  Думой согласие на назначение Председателя Правительства не связано сроком полномочий Государственной Думы и  действует до тех пор, пока Правительство  не сложит с себя полномочия в связи  с вступлением в должность  нового Президента Российской Федерации  или пока не уйдет в отставку по решению Президента.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации  вносится Президентом не позднее  двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели.25

Тесная связь Президента и Правительства  Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в  силу п. «д» ст. 83 Конституции назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров. Условием реализации этого  правомочия Президента является то, что  указанное назначение на должности  и освобождение от них производятся «по предложению Председателя Правительства», причем не оговаривается, в каком  порядке и в какой форме  это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава  Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.

Как правило, Президенту Российской Федерации  в вопросе о назначении должностных  лиц могут оказывать помощь соответствующие  министры: например, при назначении и освобождении от должности лиц, относящихся к высшему командованию Вооруженных Сил, – министр обороны.

Президент в соответствии с п. «з»  ст. 83 утверждает военную доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта  функция Президента непосредственно  обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет  ее Совет Безопасности. Военная доктрина – документ огромного значения, поскольку в ней определяется военно-политическая деятельность государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические  основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины, гарантирующей строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной  безопасности Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 85 Конституции Президент  наделяется правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При  этом надо иметь в виду ряд обстоятельств.

Прежде всего надо обратить внимание на то, что Президент вправе приостановить  действие только такого акта органа исполнительной власти субъекта Федерации, который  противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным  обязательствам Российской Федерации  или нарушает права и свободы  человека и гражданина.

Следует заметить, что Президент  вправе приостанавливать действие только актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но он не может  приостановить действие актов их органов законодательной власти.

Как известно, в соответствии с  ч. 2 ст. 77 Конституции федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это единство осуществляется в пределах ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. При  рассмотрении вопроса о полномочиях  федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации следует  учитывать, что в соответствии с  ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции они могут  передавать друг другу осуществление  части своих полномочий.

Президент Российской Федерации как  глава государства и Верховный  Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.26

 

Президент утверждает концепцию и  планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных  Сил Российской Федерации, мобилизационные  планы экономики, а также планы  подготовки и накопления мобилизационных  резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

Правовой статус Министерства обороны  закрепляется Президентом, который  утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и  Генеральном штабе Вооруженных  Сил Российской Федерации.

Практическая деятельность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации предусматривает  руководство всеми важнейшими направлениями  работы Министерства обороны.

В полномочия Президента входят издание  указов о призыве граждан на военную  службу (с указанием численности  призывников), а также утверждение  плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной  обороне.

Президент РФ наделен правом введения военного положения согласно ст. 87 Конституции. Военное положение, вводимое Президентом  в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях, представляет собой  особый правовой режим жизнедеятельности  государства и общества. Этот режим  предусматривает наделение органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, а также  формируемых органов государственного управления военного времени, военных  властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных  на них обязанностей.

Для реализации своей власти Президент  имеет право издавать указы и  распоряжения (ст. 90 Конституции).

Правовые акты Президента делятся  на нормативные и индивидуальные.

Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные  акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными  органами власти и исполнительными  органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.

Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений  либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о  назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно  законом, позволяют толковать правотворческую  деятельность Президента достаточно широко.27

При несоответствии нормативных актов  Президента Конституции или федеральным  законам споры по данному вопросу  разрешаются в соответствии с  п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционным  Судом Российской Федерации.

Конституционный Суд может принять  решение о неконституционности  акта в целом или его отдельных  положений. Акты Президента, признанные неконституционными, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу.

Заключение

В ходе проведенного исследования можно  сделать определенные выводы.

Государственное управление, под которым  понимается специфический вид государственной  деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность), отличный от ее других проявлений (законодательной, судебной), не противопоставляется  исполнительной власти, понимаемой как  деятельность субъектов этой власти. Их взаимосвязь заключается в  том, что государственное управление представляет собой вид деятельности, в рамках которого практически реализуется  исполнительная власть. Следовательно, правомерен вывод о том, что  понятие  государственное управление более  широкое, чем понятие исполнительная власть, и последняя  является его  производной.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят  темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.

Итак, мы видим, что в настоящее  время в Российской Федерации  существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой  государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как  единого целого организационно-правового  механизма государственной организации  общества и ведения его дел. Эта  подсистема имеет определенное структурное  строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов  исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой  системы. Он имеет сложное структурное  внутреннее строение и включает структурные  подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а  иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как  специального института государственной  власти.

Особенное внимание следует уделить  рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению  постоянного контроля за исполнением  правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.

На основе всего сказанного можно  сделать выводы о том, что:

1. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.  

2. Механизм исполнительной власти  включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется:

  • федеральными органами государственной власти;
  • органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • органами исполнительной власти, формируемыми субъектами Федерации самостоятельно.

3. Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.

Правительство РФ, фактически являясь  высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных  единиц системы исполнительной власти.

Важнейшая роль Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного  органа государственной власти Российской Федерации заключается в организации  исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных  договоров РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, принятии мер  по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами  Правительство Российской Федерации  в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство Российской Федерации  возложено также тяжелое бремя  решения насущных проблем государства: планирование бюджета, вопросы, связанные  со сбором налогов, выплата заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для страны вопросы. От того, насколько эффективны действия правительства по решению  этих проблем, зависит благополучие населения.

4. Президент входит в систему  федеральных органов государственной  власти, занимая в ней особое  место. Президент не включен  напрямую ни в одну из ветвей  власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Конституцией РФ закреплена система  гарантий, препятствующих превращению  Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента достаточно коротким четырехлетним сроком, в  порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста  Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его  от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов  Президента на основе решения Конституционного Суда РФ и др.

Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации