Исполнительная власть в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с функционированием системы органов исполнительной власти.
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в РФ; анализ проблемных аспектов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти в РФ.

Содержание

Введение 3-4

Глава 1. Исполнительная власть в российской федерации: 4

1.1. Исполнительная власть: понятие, принципы формирования 4-5

1.2. Правовые средства обеспечения единства исполнительной власти в Российской Федерации 5-8

Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти РФ 8

2.1. Органы исполнительной власти в структуре органов государственной власти: система и структура 8-10

2.2.Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ 10-13

Глава 3. Органы исполнительной власти и их взаимодействие 13

3.1.Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 13-18

3.2. Президент РФ и его функции в сфере исполнительной власти 18-24

Заключение 24-26

Список нормативных правовых актов и литературы 26-29

Работа содержит 1 файл

органы исполнительной власти в РФ переработанная.docx

— 67.31 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

 

Введение 3-4

Глава 1. Исполнительная власть в российской федерации: 4

1.1. Исполнительная власть: понятие, принципы формирования 4-5

1.2. Правовые средства обеспечения единства исполнительной власти в Российской Федерации 5-8

Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти РФ 8

2.1. Органы исполнительной власти в структуре органов государственной власти: система и структура 8-10

2.2.Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ 10-13

Глава 3. Органы исполнительной власти и их взаимодействие 13

3.1.Правительство Российской Федерации   в системе органов исполнительной власти 13-18

3.2. Президент РФ и его функции в сфере исполнительной власти 18-24

Заключение 24-26

Список нормативных правовых актов и литературы 26-29

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что исполнительная власть, являясь ветвью государственной  власти, реализуется в деятельности специально создаваемых органов - органов  исполнительной власти. Эти органы представляют собой юридически и  организационно обособленные органы государственной  власти, образуемые в установленном  законом порядке для осуществления  в пределах своей компетенции  определенных задач и функций  и наделенные для этого государственно-властными  полномочиями. Органы исполнительной власти реализуют функции исполнительной власти в своей совокупности, т.е. в пределах ее системы.

На уровне федерации отсутствует  полноценный федеральный закон  о системе федеральных органов  исполнительной власти, налицо несовершенство действующих положений о тех  или иных федеральных органах  исполнительной власти. Это привело  к тому, что в настоящее время  не просматривается четкая градация федеральных органов исполнительной власти, которая бы основывалась на объективном анализе осуществляемых ими отраслевых и межотраслевых  функций, форм и методов воздействия  на управляемые объекты.

Наиболее сложной и важной проблемой  является определение целей, функций  и полномочий каждого из видов  федеральных органов исполнительной власти с учетом его места в  государственном регулировании  экономических и социальных процессов  в российском обществе. Аналогичные  проблемы необходимо решать и на региональном уровне.

В данной связи, по нашему мнению, рассмотрение административно-правового аспекта  системы органов исполнительной власти в РФ представляется крайне актуальным.

Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.

Предметом исследования являются нормы  административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные  с функционированием системы  органов исполнительной власти.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в РФ; анализ проблемных аспектов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти в РФ.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • исследование понятия и функций органа исполнительной власти;
  • определение системы органов исполнительной власти;
  • анализ места и роли Правительства РФ в системе исполнительной власти;
  • анализ взаимодействия органов исполнительной власти с Президентом РФ;
  • исследование административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения  научного материала и практического  опыта.

         

           Глава 1. Исполнительная власть в российской федерации:

1.1. Исполнительная власть: понятие, принципы формирования.

В силу конституционных установлений, государственная власть в РФ разделяется  на три структуры со своими функциями, а именно: законодательную, судебную и исполнительную. Три ветви власти самостоятельны, не подчинены друг другу, но должны находиться во взаимодействии. Ни одна из ветвей власти не может сделать  многого без другой, и в случае несогласия между ними, вся государственная  власть «буксует», а то и парализуется. Несмотря на противоборство между ветвями  государственной власти в конце 1990-х годов. В начале нового века отмечена консолидация в действиях  властей1.

Положения ст. 10 Конституции РФ относятся  не только к разделению функций государственной  власти, но и к их организации. Чёткое разделение функций между органами законодательной, исполнительной и  судебной власти и помогает достичь  взаимного сдерживания, установления контроля государственной властью  и равновесия между этими функциями. Каждая из функций должна исполняться  соответствующими органами государственной  власти самостоятельно.

В соответствии с Конституцией на федеральном уровне законодательную  власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание.

Система федеральных органов всех ветвей государственной власти, установленная  в Конституции, является закрытой, то есть её пересмотр без изменения  главы I Конституции РФ, где эти  органы перечислены (ч.1 ст. 11), невозможен. Для изменения же этого перечня  федеральных органов государственной  власти в соответствии с требованиями ст. 135 Конституции необходима особая усложнённая процедура пересмотра. Такой порядок рассчитан на создание стабильной системы организации государственной власти.2

Для реализации принципа разделения властей не только на федеральном  уровне, но и на уровне субъектов  Федерации Конституция РФ (ч.2, 3 ст.11) предусматривает соединение принципов  разделения властей и разграничение  предметов ведения и полномочий между РФ и составляющими её субъектами. К совместному ведению РФ и  её субъектов Конституция РФ (п. «н»  ч.1. ст .72) относит установление общих  принципов организации системы  органов государственной власти в субъектах Федерации.

Организационный механизм реализации принципа разделения властей для  субъектов РФ в Конституции не устанавливается. В ч.2 ст.11 Конституции  лишь указывается, что в субъектах  Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Из текста ст. 77 Конституции РФ следует, что  система органов государственной  власти субъектов Федерации устанавливается  ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя  РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Поэтому положения ст. 10 Конституции  РФ к организации местного самоуправления не относятся. Местное самоуправление представляет собой особую власть, не относящуюся ни к одной из трёх ветвей государственной власти. Этот вывод не противоречит тем фактам, что в системе органов местного самоуправления организуются представительные и исполнительные органы, которые  могут наделяться отдельными государственными полномочиями.3

1.2. Правовые средства обеспечения единства исполнительной власти в Российской Федерации

Концепция исполнительной власти, воспринятая  Конституцией РФ 1993 года, принципиально  отличается от положений, содержавшихся  в ранее действовавшей Конституции  РСФСР 1978 года с последующими изменениями  и дополнениями, имеющими силу до принятия новой Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 года. Суть новизны состоит прежде всего в том, что отныне Президент не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом.

Идея отделения исполнительной власти от законодательной и судебной нашла своё выражение в выделении  в Конституции РФ отдельной главы 6 – «Правительство Российской Федерации». Согласно ст. 110 этой главы исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство  РФ. Наряду с этим в ст. 11 Конституции  РФ указывается, что Правительство  РФ наряду с Президентом, Федеральным  Собранием и судами РФ осуществляют государственную власть.

В то же время ни ст. 11, ни ст. 80 Конституции  не относят Президента РФ ни к одной  из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе о правовом статусе, полномочиях Президента и прежде всего его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции  других ветвей власти. Особенно остро  стоит вопрос среди теоретиков конституционного права о слиянии функций Президента РФ и Правительства РФ.4

Из содержания ст. 11 и 110 Конституции  РФ вытекает, что Правительство РФ – высший орган исполнительной власти, хотя термин «высший» к нему в Конституции  не применяется. В ч.1 ст.112 Конституции  РФ указывается, что Председатель Правительства  не позднее недельного срока после  его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных  органов исполнительной власти. А  это имеет непосредственное отношение  к формированию системы органов  исполнительной власти в РФ.

Поэтому в организационную основу исполнительной власти следует включать всю систему органов государственной  власти, призванную обеспечивать её фактическую  и юридическую реализацию на всей территории РФ. Речь идёт о единой системе  исполнительной власти, о которой  говорится в ч.2 ст. 77 Конституции  РФ. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их ведения, а также  в рамках полномочий по предметам  совместного ведения Федерации  и её субъектов. В систему органов  исполнительной власти подлежат включению  и органы исполнительной власти, формируемые  субъектами Федерации самостоятельно (вне пределов ведения Федерации  и предметов её совместного ведения  с субъектами). Нормативной базой  построения конкретной системы органов  исполнительной власти являются ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», указ Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти».5

Определённое воздействие законодательной власти на исполнительную обеспечивается и некоторыми другими способами. Так, например, в Совете Федерации специально отводится время, когда её члены могут задавать вопросы членам Правительства, и особенно Председателю Правительства. Таким образом, контролируется деятельность всей исполнительной власти. Комитеты Государственной Думы стараются держать под контролем деятельность органов исполнительной власти и работающих в них государственных служащих, стремятся не допустить ими нарушений и злоупотреблений властью.6

Итак, приведённые конституционные  характеристики исполнительной власти иллюстрируют её «конституционную модель». Как и всякая модель, она далеко не полностью совпадает с практическим воплощением и реальным состоянием организации и деятельности её органов. Противоречия действительности находят  отражение в «отклонениях» от конституционных схем реальной практики управления, а именно:

Во-первых, не реализуются в полной мере нормы Конституции об объёме полномочий ряда государственных органов. Избыточный объём полномочий Президента РФ в какой-то степени сужает сферу  деятельности Правительства.7

Во-вторых, ещё более отчётливо  выявились недостатки в самой  системе исполнительной власти, когда  не учитываются объективные критерии построения ряда федеральных министерств, их территориальных органов в  регионах.

В-третьих, нельзя исключить возможность  внесения поправок в Конституцию  страны, которые повлекут изменения  в системе исполнительной власти. В Государственной Думе, в печати, на научных конференциях высказываются  предложения о целесообразности усиления контроля парламента за Правительством и процессом назначения им руководителей  ряда федеральных органов, об ограничении  в этом план полномочий президента. Вполне допустимы и иные виды взаимоотношений  государственных органов.8

В-четвёртых, предстоит существенным образом изменить положение исполнительной власти в гражданском обществе. Сейчас наблюдается некоторый отрыв  исполнительных органов и должностных  лиц от населения. Не всегда адекватно  отражаются интересы граждан и различных  слоёв общества. Процветающая коррупция  и безответственность государственных  служащих вопреки законодательным  требованиям, разрушают доверие  общества. Проблема «участия» решается слабо и до сих пор реальный уровень вовлечения граждан, специалистов, учёных в решение задач управления не отвечает целям демократизации государства. Нет отлаженности и чёткости в  деловых взаимоотношениях исполнительных органов с общественными организациями  и движениями. 

Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации