Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с функционированием системы органов исполнительной власти.
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в РФ; анализ проблемных аспектов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти в РФ.
Введение 3-4
Глава 1. Исполнительная власть в российской федерации: 4
1.1. Исполнительная власть: понятие, принципы формирования 4-5
1.2. Правовые средства обеспечения единства исполнительной власти в Российской Федерации 5-8
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти РФ 8
2.1. Органы исполнительной власти в структуре органов государственной власти: система и структура 8-10
2.2.Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ 10-13
Глава 3. Органы исполнительной власти и их взаимодействие 13
3.1.Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 13-18
3.2. Президент РФ и его функции в сфере исполнительной власти 18-24
Заключение 24-26
Список нормативных правовых актов и литературы 26-29
В Конституции РФ Правительству
РФ уделена специальная глава 6 (ст.
110–117). Другие полномочия Правительства
нашли свое закрепление в федеральных
законах и указах Правительства
РФ в системе органов
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).18
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
В силу Конституции весь состав Правительства утверждается Президентом РФ в соответствии с предлагаемой структурой федеральных органов исполнительной власти.
Структура федеральных органов
исполнительной власти предлагается Председателем
Правительства не позднее недельного
срока после его назначения и
утверждается указом Президента; изменения
и дополнения в структуру федеральных
органов исполнительной власти в
целях ее реорганизации также
могут вноситься указами
Создаваемые государственные органы призваны служить инструментом проведения политической и экономической реформ на основе Конституции, осуществлению полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.19
Формирование персонального
Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.
Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.
Предусмотрены два основных случая
с установлением
1) не позднее двухнедельного
срока после отставки
2) в течение недели со дня
отклонения кандидатуры
После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.20
Политическая система и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный характер Правительства РФ.
В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.
Члены Правительства не могут занимать
никакой другой должности в государственных
органах местного самоуправления, общественных
объединениях, не имеют права на
предпринимательскую
Правительство РФ в пределах своих
полномочий: организуют реализацию внутренней
и внешней политики РФ, осуществляет
регулирование в социально–
Правительство осуществляет регулирования
экономических процессов, обеспечивает
единство экономического пространства
и свободу экономической
Без заключения Правительства не могут
быть внесены в Государственную
Думу законопроекты о введении или
отмене налогов, освобождении от их уплаты,
о выпуске государственных
В области государственных
Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях, таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.21
Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика.
Правительство РФ осуществляет меры
по обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализация внешней политики
Российской Федерации. Руководители министерств,
осуществляющих управление в этих областях,
подчиняются Президенту РФ, но вместе
с тем значительные полномочия и
ответственность возложены на Правительство
РФ. Так, Правительство РФ занимается
вопросами оснащения
Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так, оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.22
При решении внешнеполитических задач
Правительство проводит переговоры
и заключает международные
Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Особенностью правового
Президент РФ избирается на шесть лет. По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы. Президент РФ не имеет права занимать свой пост более двух сроков подряд.
Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать Президента Российской Федерации возникает у каждого гражданина Российской Федерации по достижении им 18 лет на день выборов. Не обладают избирательными правами проживающие на территории России иностранцы и лица без гражданства. Не имеют избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Это ограничение вытекает из ст. 32 Конституции Российской Федерации. Активное избирательное право обеспечивается включением граждан в списки избирателей, составляемые участковыми избирательными комиссиями.23
Пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации, т.е. право быть избранным Президентом, не совпадает с активным избирательным правом (правом избирать Президента). Оно включает в себя два дополнительных условия. Президентом может быть избран только гражданин: а) достигший 35-летнего возраста и б) постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Такие ограничения диктуются сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией Российской Федерации на главу государства.
Положение о занятии должности Президента Российской Федерации одним и тем же лицом не более двух сроков подряд направлено на обеспечение ротации, т.е. периодического замещения должности Президента различными лицами. Подобные положения содержатся и в конституциях других государств, в частности США (поправка XXII к Конституции; вступила в силу в 1951 г.). Они препятствуют установлению чрезмерной единоличной власти, долгосрочному укреплению во властных структурах сторонников одной политической партии либо политического направления, определяемого президентом государства, который находится на своем посту в течение длительного срока.
Вопрос о том, входит ли Президент
РФ в систему органов
Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными полномочиями, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента вне обозначенных в Конституции РФ властей, противоречит закрепленному принципу разделения властей. Более корректной представляется третья точка зрения, согласно которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти и его можно рассматривать как главу исполнительной власти. В соответствии с этой точкой зрения, Конституция определяет статус федерального Президента как «фактического главы исполнительной власти».
Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти, а именно:
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации