Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:53, курсовая работа
Объектом данного исследования является административно-правовой аспект системы органов исполнительной власти в России.
Предметом исследования являются нормы административного законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с функционированием системы органов исполнительной власти.
Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием административно-правового аспекта системы органов исполнительной власти в РФ; анализ проблемных аспектов, связанных с функционированием системы органов исполнительной власти в РФ.
Введение 3-4
Глава 1. Исполнительная власть в российской федерации: 4
1.1. Исполнительная власть: понятие, принципы формирования 4-5
1.2. Правовые средства обеспечения единства исполнительной власти в Российской Федерации 5-8
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти РФ 8
2.1. Органы исполнительной власти в структуре органов государственной власти: система и структура 8-10
2.2.Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ 10-13
Глава 3. Органы исполнительной власти и их взаимодействие 13
3.1.Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти 13-18
3.2. Президент РФ и его функции в сфере исполнительной власти 18-24
Заключение 24-26
Список нормативных правовых актов и литературы 26-29
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти РФ
Стабильность
В настоящее время реформирование политической, правовой и экономической систем РФ закрепило предметы совместного ведения РФ и её субъектов в Конституции РФ и иных федеральных законах, а также наделило субъекты РФ правом осуществления собственного правового регулирования во многих сферах общественной жизни. За сравнительно небольшой отрезок времени (с 1993 года) был осуществлён первоначальный этап становления федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Можно даже сказать, произошёл огромнейший скачок от партийно-правовых догм к общепринятым международным стандартам и новому восприятию правовой действительности гражданским обществом. С другой стороны, процесс его оформления приобретает длительный и незавершённый характер, что предопределяет низкую эффективность применения правовых норм и научно-обоснованных исследований в области формирования единой системы исполнительной власти. До 2000 года решение вопросов единства исполнительной власти на федеральном уровне носило декларативный характер. Так, совершенствование структуры органов исполнительной власти в 1996-1997 годах обозначилось изданием указов Президента РФ: «О системе федеральных органов исполнительной власти», «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Редакции указанных нормативно-правовых актов постоянно видоизменяя друг друга, а одна из них была отменена по причине финансовой невозможности практического применения. Подобная ситуация имела место во всех субъектах РФ.10
На данный момент существование указанных федеральных структур не вписывается в единую систему исполнительной власти. Они представляют собой громоздкую надстройку над действующими органами государственной власти. Думается, это организационно-правовое противоречие устранится в возможном процессе укрупнения субъектов РФ.
Относительно недостатков
Аналогичная ситуация возникла в сфере
управления социальной защитой населения.
Так, разнообразие органов, назначающих
и выплачивающих пенсии за выслугу
лет и надбавку к ним некоторым
категориям лиц, порождает неоднозначность
порядка принятия решения по этим
вопросам. Отсутствует единообразие
в деятельности управляющих структур,
действующих в области
Несмотря на проблемы, без которых не может обойтись даже многолетняя демократия в США, в России выстроилась довольно стройная система Органов исполнительной власти. На федеральном уровне она представлена Правительством РФ. На уровне субъектов – Правительством субъекта, либо администрацией субъекта.
Итак, реформа системы исполнительной
власти продолжается, а ввиду указа
Президента РФ «О системе и структуре
федеральных органов
Под системой органов исполнительной
власти понимается их совокупность и
система взаимоотношений на основе
разграничения компетенции
Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст.5 Конституции Российской Федерации).
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации.
Принцип федерализма в системе
органов исполнительной власти обусловлен
государственным устройством
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.13
В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции Российской Федерации). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные по другим предметам ведения, уже не входят в единую систему исполнительной власти. Вместе с тем, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу особенностей, присущих статусу Российской Федерации и её субъектов, представляют собой относительно самостоятельные системы.
В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектами; во-вторых, Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и её субъектов. В главном концепция сводится к тому, что законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации становится административный договор. Он используется в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере функционирования исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78 Конституции Российской Федерации).14
Следует иметь в виду, что одно
из трудно преодолимых, требующих к
себе постоянного внимания, противоречий
в функционировании исполнительной
власти связано со сферой совместного
ведения Российской Федерации и
её субъектов. Данное противоречие не
может быть разрешено однажды
и навсегда. Постоянной должна быть
задача его ослабления и учёта
в правотворчестве и
Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.
Одним из важных аспектов принципа законности
является обязательность строгого соблюдения
положений Конституции
В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и её совместного ведения с субъектами Российской Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.
Правовое положение, и место Правительства Российской Федерации в системе органов власти определено принципом разделения властей, сформулированным в статьях 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, а в соответствии со ст. 110 Конституции РФ, осуществляет конкретно исполнительную власть в Российской Федерации.
Согласно принципа разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.17
Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.
Совсем по-другому
Кроме того, Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.
Правительством самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.
Информация о работе Исполнительная власть в Российской Федерации