Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа
Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласованного права.
Французская революция XVIII в. при всем ее нигилистическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.
Введение 3
1. Гражданское законодательство в XIX—XX вв . 5
2. Торговое законодательство в XIX—XX вв. 10
Заключение 15
Список литературы 16
Задача
Большие изменения произошли в XX в. и в области договорного права. Так, Государственный совет как высший орган административной юстиции и суды стали отходить в случае чрезвычайных обстоятельств от принципа незыблемости договора. В этих целях была использована средневековая доктрина «Оговорка о неизменности обстоятельств». Французская судебная практика нередко делала упор именно на изменившиеся и чрезвычайные обстоятельства. При этом следовала ссылка на ч. 3 ст. 1134 ФГК, согласно которой соглашения, заключенные между сторонами, «должны быть выполнены добросовестно».
В последние десятилетия во Франции наряду с гражданскими договорами широкое распространение получили и административные, где одной из сторон выступает государственный орган. Такие договоры государство заключает
с национализированными предприятиями или частными компаниями с целью обеспечения определенных программ экономического развития, реализации заданий по инвестициям, по объему производства, по созданию дополнительных рабочих мест и т.д. В таких административных договорах его стороны не являются равными как в экономическом, так и в юридическом отношении. Соответствующие государственные органы имеют право контролировать ход исполнения договора, а в случае необходимости - изменять его условия и даже расторгнуть договор. С другой стороны, контрагенты государства в административных договорах могут рассчитывать
на налоговые скидки, льготные кредиты и т.п.
2. Торговое законодательство XIX—XX вв.
Более основательному пересмотру в XIX—XX вв. подвергся Торговый кодекс Франции. Так, в 1838 г. был принят специальный закон, упорядочивающий процедуру банкротства, в 1844 г. - закон об изобретениях и патентах на изобретение, в 1852-1862 гг. - законы о реорганизации банковских учреждений и т.д. Закон 1867 г. легализовал акционерные общества («анонимные товарищества»), которые создавались явочным путем.
В ФТК к настоящему времени в первоначальном виде сохранили свою силу примерно 20 статей. Французские юристы не без основания рассматривают ФТК как «руины». Но само торговое право получило наибольшее развитие во второй половине XX в. в связи с усложнением механизмов правового регулирования хозяйственной жизни.
Многие изменения в торговом законодательстве Франции в XX в. вызваны присоединением к международным конвенциям. Особенно значительная ревизия торгового и иного хозяйственного права Франции осуществляется под влиянием права Европейских Сообществ.
Так, например, в соответствии с директивами ЕЭС в 1983 г. был осуществлен пересмотр системы бухгалтерской отчетности, что повлекло за собой пересмотр соответствующих статей книги 1 ФТК.
Французское право, таким образом, не избежало интернационализации, которая является следствием интеграционных процессов, международного разделения труда и роста внешнеэкономических связей. Эта тенденция нашла свое отражение в таких областях предпринимательского права, как патентное, чековое, акционерное и т.д.
Развитие торгового права Франции в силу несовершенства самого ФТК еще в прошлом веке (а особенно это характерно для XX в.) осуществлялось путем исключения из Кодекса ряда важных институтов (банковское, вексельное правой др.).
Так, начиная с закона 1867 г. в качестве самостоятельной сферы регулирования торгового законодательства выделилось акционерное законодательство. Частичные реформы акционерного законодательства имели место еще в 30 - 40-е гг. XX в., но в настоящее время его основу составляет закон от 24 июля 1966 г., который существенным образом модернизировал акционерное право Франции. Этот закон дополнен правительственным декретом от 23 марта 1967 г., посвященным торговым товариществам. В целом оба этих акта насчитывают более 800 статей, т.е. превосходят по объему сам ФТК.
В отличие от традиционного торгового права, носящего частноправовой характер, действующее акционерное законодательство включает большое число уголовных и процессуальных норм. В этом законодательстве содержатся развернутые правила создания и деятельности всех основных видов торговых товариществ, а именно: полных, простых, коммандитных, товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ. Последние из вышеперечисленных стали основным предметом заботы французского законодателя в последние десятилетия.
Так, были предусмотрены новые формы организации управления делами компании (директорат, наблюдательный совет и др.), право выпуска облигаций, которые обменивались затем на акции, усиление контроля крупных держателей акций за функционированием органов управления, расширение отчетности акционерных обществ с целью обеспечения более высокого уровня достоверности и полноты информации. Была повышена и степень ответственности самой акционерной компании перед третьими лицами в случаях, когда органы управления акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью действуют вне рамок установленной для них правоспособности (специальной правоспособности).
Интересы третьих лиц получили дополнительные гарантии (закон от 25 января 1985 г.) и в случаях, связанных с несостоятельностью акционерного общества. Таким образом, проявилась характерная для последнего времени тенденция к расширению контроля за деятельностью акционерных обществ со стороны самих акционеров, третьих лиц и государства.
Другой характерной чертой французского акционерного законодательства (начиная с 1917 г.) явилось распространение ценных бумаг компании среди ее рабочих и служащих. Эта тенденция нашла свое выражение и в целой серии законов 60 - 80-х гг.
Так, закон 1970 г. предоставил акционерным обществам право распространять среди своих работников акции общества (путем подписки или покупки). В 1980 г. в законодательном порядке было установлено обязательное бесплатное распределение части акций среди работников предприятий, принадлежащих акционерным обществам.
Таким образом, развитие французского торгового, а по сути дела экономического права происходило не в рамках традиционных кодексов частного права, а путем издания большого количества самостоятельных хозяйственных актов.
Для этих актов свойственно усиление публично-правовых начал в регулировании экономических отношений, в результате чего происходит стирание ранее непреодолимых граней между публичным и частным правом.
Примером могут служить многочисленные нормативные акты, направленные на защиту окружающей среды, на поддержание рыночной конкуренции, на охрану интересов потребителей товаров и услуг и т.д.
Так, в 60-80-е гг. во Франции была принята целая серия природоохранительных актов, которые вводили жесткий контроль за состоянием окружающей среды, способствовали недопущению ее загрязнения в результате промышленной и иной производственной деятельности. В 1964 г. был принят декрет о реактивных отходах, в 1974 г. - об охране воздуха от загрязнения, в 1975 г. - об ограничении уровня шума и т.д.
Показателем успешного проведения природоохранительной политики стало принятие в 1970 г. специальной государственной программы по охране окружающей среды, в соответствии с которой был образован и ряд новых природоохранительных органов, в том числе министерство охраны природы и окружающей среды.
Важной вехой в осуществлении природоохранных мероприятий явилось издание закона 1976 г., который содержал широкий перечень природных ресурсов, находящихся под защитой государства. Нарушение этого закона влекло за собой не только гражданско-правовую и административную ответственность, но и уголовные наказания.
Своеобразное сочетание публично-правового и частноправового регулирования можно видеть в законодательстве, посвященном поддержанию конкуренции и предотвращению доминирующих позиций отдельных предпринимателей, акционерных компаний и их объединений.
Значительным этапом в развитии конкурентной и антимонопольной политики стал правительственный ордонанс 1986 г. о свободе цен и конкуренции. По этому закону (ст. 7) запрещаются согласованные действия, договоры, выраженные в открытой форме, или подразумеваемые соглашения, а также объединения, имеющие целью или могущие иметь в качестве одного из своих последствий недопущение, ограничение или нарушение конкуренции на рынке.
Такие монополистические сговоры могут быть направлены на ограничение в доступе на рынок других предприятий, недопущение свободного установления цен, ограничение производства или сбыта, раздел рынков или источников снабжения и т.д.
Согласно ст. 8 ордонанса 1986 г., предприятию или группе предприятий запрещается злоупотреблять господствующим положением на внутреннем рынке, а также экономической зависимостью, в которой от него находятся другие предприятия, являющиеся их поставщиками или клиентами.
Для нарушителей закона ордонанс предусмотрел разные виды ответственности: гражданскую, административную и уголовную. Последней подлежат не только физические лица, руководители предприятий-нарушителей, но и юридические лица, сами предприятия, товарищества и их объединения.
Заключение
Успех кодификации Наполеона определялся в значительной мере и тем, что ее составители, используя революционные идеи и подходы, восстановили прерванную в годы революции преемственность в праве и обратились не только к революционной практике, но и к дореволюционному праву, кутюмам, каноническому праву, римскому праву.
Во Франции, в отличие от Англии, законодатель, особенно при проведении кодификационных работ, широко использовал наследие римских юристов, воспринял сам дух римского права. Логика построения французского права (его деление на публичное и частное), его основные конструкции и понятия, многие юридические определения восходят к римскому праву, переработанному в соответствии с французскими условиями еще в дореволюционную эпоху такими видными юристами, как Дома, Потье, Буржон и др.
Созданная под непосредственным воздействием французской революции правовая система Франции в основных своих чертах, несмотря на усложнение ее структуры, модернизацию основных правовых институтов, развитие ее источников, сохранилась и к началу XX в.
На протяжении почти всей первой половины XX в. во Франции формально продолжала действовать классическая наполеоновская кодификация права. Но после второй мировой войны усложнившийся характер общественной жизни, новые экономические процессы, рост правовой культуры и другие факторы повлекли за собой постепенное обновление традиционных наполеоновских кодексов.
Список литературы
1. История государства и права зарубежных стран/ Под. ред. Тинт С. Ю.- М.: РИОР, 2003.- 112 с.
2. История государства и права зарубежный стран. Часть 2. Учебник для вузов. 2-е изд. Под общ. ред. проф. Крашенинноковой Н. А. и проф. Жидкова О. А.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА- М, 1999.- 712 с.
3. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное пособие/А.Н. Маркова, М.: Закон и Право, ЮНИТИ.- 1995 г. 340 с.
4. Корасев А. И. История государства и права зарубежных стран.- М.: НОРМА, 2003.- 449 с.
5. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие в 2-х частях, 2-е издание. Ч. II, кн. 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ»., 1995.- 318 с.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс.- М.: Республика, 1992 г. – 620с.
7. Прудников М. Н. История государства и права зарубежных стран.- Ростов н-Д.: Феникс, 2003.- 378 с.
8. Шатилова С. А. История государства и права зарубежных стран.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 272 с.
Казус №9
Профсоюз докеров Нью-йоркского порта обратился в Национальное управление по трудовым отношениям с ходатайством о возбуждении официального обвинения в недобросовестной трудовой практики против администрации порта. Укажите основание (со ссылкой на закон Тафта-Хартли) по которому Управление отказало профсоюзу в его ходатайстве.
Ответ: В Законе Тафта-Хартли сказано, что:
- Управление не должно возбуждать официальное обвинение по жалобе, поданной организацией, если такая рабочая организация и национальная или международная организация, филиалом или составным звеном которой является эта рабочая организация, не представила до этого момента министру труда копий своего устава и правил и может доказать, что до этого момента она представила министру труда финансовый бюджет, показывающий все любого рода поступления и источники таких поступлений…
- Обязанностью всех рабочих организаций является ежегодное представление министру труда отчетов в предписанной им форме, содержащих текущую информацию, аналогичную той, которую она обязана сообщить в первоначальном отчете, и никакое официальное обвинение не может быть возбуждено, поданной рабочей организацией, если она не сможет доказать, что она и национальная или международная рабочая организация, филиалом или составным звеном которой она является, выполнила обязанность, установленную настоящим пунктом.
- Управление не должно возбуждать официальное обвинение по жалобе, поданной рабочей организацией, если в Управление не представлено каждым должностным лицом такой рабочей организации и национальной или международной организации, филиалом или составным звеном которой она является, письменное показание, под присягой подтверждающее, что он не является или не являлся членом Коммунистической партии и что он не придерживается или не придерживался убеждения и не является или не являлся членом организации, которая придерживается убеждения или учит, что правительство Соединенных Штатов должно быть свергнуто с помощью силы или незаконных и неконституционных методов.
Информация о работе Гражданское и торговое законодательство Франции в ХIХ-ХХ вв