Гражданское и торговое законодательство Франции в ХIХ-ХХ вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласо­ванного права.
Французская революция XVIII в. при всем ее нигили­стическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.

Содержание

Введение 3
1. Гражданское законодательство в XIX—XX вв . 5
2. Торговое законодательство в XIX—XX вв. 10
Заключение 15
Список литературы 16
Задача

Работа содержит 1 файл

Контрольная ИЗГП.doc

— 112.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Брянского государственного Университета

имени академика И. Г. Петровского

 

 

 

Контрольная работа

по «Истории государства и права зарубежный стран»

 

 

тема: «Гражданское и торговое законодательство Франции

в ХIХ-ХХ вв.»

 

Выполнила:

студентка 1 курса 3 группы

юридического факультета

ОЗО (сокращенный срок обучения)

Нешитая Н. М.

 

Преподаватель:

к.и.н., доцент Кокотов  С. А.

 

 

 

2007 г.

Содержание

 

Введение                                                                                                                                            3

1.      Гражданское законодательство в XIX—XX вв              .                                          5

2.      Торговое законодательство в XIX—XX вв.                                                        10

Заключение                                                                                                                               15

Список литературы                                                                                                                16

Задача                                                                                                                                                          17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Революционная эпоха не благоприятствовала созданию цельной и законченной правовой системы. Она привела к созданию достаточно разрозненного и часто не согласо­ванного права.

Французская революция XVIII в. при всем ее нигили­стическом подходе к старому праву способствовала тому, что в дальнейшем во Франции происходит рост авторитета закона и превращение его в основной источник права. В глазах французов именно закон, а не обычаи или судебная практика представлялся наиболее эффективным средством упразднения старых феодальных институтов и выработки нового доступного и справедливого права.

Именно в законе, прежде всего, находили свое отраже­ние постулаты естественного права и «требования приро­ды». Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочием уста­навливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития общества, когда закон дейст­вительно был наиболее удобной правовой формой выражения, как общей воли, так и интересов отдельных групп и прослоек общества, прежде всего его правящих кругов. От­сюда во французской правовой системе с формально юри­дической точки зрения любое решение суда должно было основываться  на писаном праве - законе, а не на предшествующей практике - прецеденте.

Новая правовая система создавалась во Франции в со­ответствии с принципами и целями, выдвинутыми еще в пе­риод революции. Именно революция XVIII в. подготовила необходимую почву для того, чтобы с установлением "силь­ной" правительственной власти (Наполеона Бонапарта) в интересах общества а, прежде всего новых предприниматель­ских кругов и крестьян-собственников, была проведена ши­рокомасштабная кодификация всего французского права.

За короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.), в част­ности благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени от­расли права и вошедших в историю под названием коди­фикации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

Эта кодификация, которая, по образному выражению юристов того времени, обладала «ясностью геометрической системы», имела большое значение для утверждения сво­бодного предпринимательства. Хотя законодатель и делал в ряде случаев шаг назад по сравнению с более радикальным законодательством революции, эти кодексы, несомненно, имели революционное содержание, отразив итоги революционных бурь и потрясений.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Гражданское законодательство в XIX—XX вв.

 

              ГК Наполеона достаточно точно и реали­стично отражал основные жизненные условия гражданского общества Франции своего времени. Но в дальнейшем, с развитием самого общества, произошли большие измене­ния и в ГК Франции.

К концу XX в. свою первоначальную редакцию сохра­нило не более половины статей ФГК. Свыше 100 статей было полностью отменено, около 900 получило новую редакцию. Наконец, в ФГК появилось примерно 300 новых статей.

Наибольшему пересмотру подверглась первая книга ФГК, где сохранилось лишь около 10% первоначального тек­ста. Основные изменения в тексте ГК произошли во второй половине XX в.

В первой книге, в соответствии с целой серией законо­дательных актов (1938, 1964, 1970, 1975 гг. и др.), был осуще­ствлен практически полный пересмотр норм, относящихся к брачно-семейным отношениям. Были исключены статьи, закреплявшие подчиненное положение замужней женщи­ны, предусмотрены новые статьи, исходившие из более последовательного признания равенства обоих супругов. Так, например, согласно новой редакции ст. 108, муж и жена могут иметь раздельное место жительства, если толь­ко это не наносит ущерба правилам, относящимся к совме­стной жизни супругов. Несовершеннолетний, не освобож­денный от родительской власти, имеет место жительства у своего отца и матери. Если отец и мать живут раздельно, то он имеет место жительства у того из родителей, с которым он проживает. По общему правилу ФГК (ст. 144) брачный возраст для мужчин устанавливается в 18 лет, для женщин в 16 лет, но в соответствии с добавлениями в ФГК прокурор Республи­ки «при наличии серьезных оснований» вправе разрешить заключение брака до достижения указанного возраста.

По ст. 180 брак может быть оспорен одним из супругов, если он был заключен без «свободного согласия обоих суп­ругов» или в силу заблуждения.

Статья 103 указывает, что самим фактом заключения брака супруги совместно принимают на себя обязательства кормить, содержать и воспитывать своих детей. С другой стороны, по ст. 205 дети обязаны предоставлять содержа­ние своим отцу и матери (или иным восходящим родствен­никам), которые «находятся в нужде».

В соответствии с новой редакцией ст. 212, супруги обя­заны к взаимной верности, помощи и поддержке. Они со­вместно осуществляют моральное и материальное руководство семьей, заботятся о воспитании детей и «подготавли­вают их будущее».

По ст. 215, изложенной в редакции 1970 г., «супруги взаимно обязываются жить вместе». Место жительства се­мьи они выбирают по взаимному согласию. Супруг не мо­жет самостоятельно распоряжаться правами, относящими­ся к жилищу семьи и к предметам его обстановки. По ст. 216 (в ред. 1965 г.) каждый супруг обладает полной право­способностью.

Кодекс ФГК в новой редакции предусматривает сле­дующие причины расторжения брака: смерть одного из суп­ругов или развод, произведенный в законном порядке. Раз­вод может иметь место по следующим основаниям (ст. 229 в ред. 1975 г.): по взаимному согласию, из-за разлада совме­стной жизни или из-за виновного действия.

Если, оба супруга совместно требуют развода, то они не обязаны сообщать его причину, они должны только пред­ставить на одобрение судьи проект соглашения, который определяет последствия развода. Такой развод (по взаим­ному согласию) не может иметь место в течение первых 6 месяцев брака.

Супруг может требовать развода по причине длитель­ного разлада совместной жизни, если супруги фактически живут раздельно в течение 6 лет (ст. 237).

Новацией Кодекса является ст. 238, согласно которой супруг может требовать развода по случаю длительного (в течение 6 лет) психического расстройства другого супруга. Суд, впрочем, может отклонить это требование, если раз­вод рискует повлечь за собой слишком тяжелые последст­вия для больного супруга.

Согласно ст. 240, судья может отказать в разводе, если другой супруг докажет, что развод будет иметь для него самого, с учетом, в частности, его возраста и продолжи­тельности брака, либо для его детей чрезвычайно тяжелые материальные или моральные последствия.

Требование о разводе может быть заявлено одним из
супругов по причине виновных действий другого, если эти действия являются серьезным или повторным нарушением супружеского долга и обязанностей и делают невыносимым сохранение совместной жизни.             

Согласно ст. 296, предусматривается институт разлу­чения супругов. Оно может быть принято по требованию одного из супругов в тех же случаях и на тех же условиях, что и развод. Разлучение супругов не прекращает брака, но оно прекращает обязанность жить вместе. Разлучение суп­ругов всегда влечет за собой разделение имущества. По требованию одного из супругов судебное решение об их раз­лучении преобразуется в силу закона в решение о разводе, если разлучение супругов сохраняется в течение 3 лет.

Существенные изменения произошли и во второй и
третьей книгах Кодекса, в том числе отражающие общую тенденцию развития гражданского права в XX в.: ограниче­ния прав собственника, а также свободы договора. Так, на­ пример, наряду со ст. 547, где говорится о том, что плоды земли (естественные или промышленные) принадлежат соб­ственнику по праву присоединения, ст. 548 (ред. 1960 г.) гла­сит: «Плоды, произведенные вещью, принадлежат собствен­нику, но с возложением на него обязанности возместить расходы на вспашку земли, обработку посевов, сделанные
третьими лицами».             

В третьей книге особенно значительным изменениям подверглись первоначальные статьи Кодекса, относящиеся к наследованию (титул 1) и к договорам (титул 3).

В законодательном порядке было закреплено ограничение в степени наследования имущества (до шестой степе­ни родства) для боковых родственников.

Несколько улучшилось положение внебрачных детей (ес­тественных наследников). Согласно ст. 756 (ред. 1972 г.), вне­брачное происхождение детей дает право на наследство лишь при условии, что это происхождение законным образом уста­новлено. Внебрачный ребенок имеет в целом те же права, что и законный ребенок, на наследство своего отца и своей матери и других восходящих родственников, так же как и своих брать­ев и сестер и других боковых родственников (ст. 757).

Если умерший не оставил родственников такой степе­ни, которая допускает наследование, то имущество, входя­щее в состав его наследства, принадлежит на началах пол­ной собственности пережившему его супругу.

Согласно ст. 768 (в ред. 1958 г.), при отсутствии наслед­ников наследство приобретается государством.

Особенно существенной переработке подвергся титул 9
третьей книги, посвященный товариществам. Обновленный
текст испытал на себе влияние соответствующих положе­ний о торговых товариществах, произошла тем самым оп­ределенная коммерциализация этого гражданско-правово­го института.             

1978 году в Гражданский кодекс было введено поня­тие юридического лица, но оно было связано именно с това­риществами гражданского права. Последние, согласно ст. 1842, «пользуются правами юридического лица со времени их регистрации».

В последние десятилетия изменения в гражданском праве Франции происходят не только путем включения но­велл в текст самого Кодекса, но и путем принятия специ­альных законодательных актов, регулирующих те или иные сферы имущественных отношений. Так, наряду с фрагмен­тарным упоминанием страхового договора в ФГК (ст. 1964), в 1976 г. была осуществлена фактическая кодификация стра­хового дела специальным правительственным декретом.

Во Франции еще в первой половине XIX в. были уста­новлены законодательные ограничения для собственников: владельцы земли обязаны разрешать проводку электроли­ний над своим участком, допускать над ним полеты самоле­тов, не имеют права сажать деревья вблизи аэродромов и т.д. Специальное законодательство (1919 и 1938 гг.) опреде­лило, что собственники земли не могут использовать дви­жущую силу воды, не получив специальную концессию от государства.

В 20-е годы французское законодательство оформило создание института так называемой коммерческой собст­венности, суть которой состояла в ограничении права соб­ственности для лиц, сдающих помещения в аренду торгово-промышленным предприятиям. Наймодатель - собственник не мог, за исключением особых случаев, отказать арендатору - предпринимателю в продлении договора аренды.

Развитие процесса обобществления производства и сферы обращения имело своим результатом и изменение самой концепции собственности, которая рассматривается не только как право индивида, но и как его социальная обя­занность. Во Франции, как и в других странах Запада, па­ дает значение индивидуальной частной собственности, уве­личивается роль ассоциированной и государственной собст­венности.             

В XX веке, особенно после второй мировой войны, само государство во Франции выступает как крупнейший собст­венник, как вкладчик капитала, как предприниматель. Ре­зультатом послевоенной национализации явился рост доли государственного сектора (31% продаж, 33% инвестиций и т.д.). Крупная денационализация, проведенная в 1986 г., не означала падения роли государственной собственности в экономической и правовой жизни Франции.

Информация о работе Гражданское и торговое законодательство Франции в ХIХ-ХХ вв