Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:14, контрольная работа
История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер – истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. При изучении русской культуры встает вопрос о роли в ее развитии культуры других стран и народов, о ее взаимосвязи и взаимовлиянии с этими культурами.
Введение
1.Просвещение
2.Наука
3.Литература
4.Живопись
5.Театр и музыка
6.Кинематограф
7.Архитектура
8.Скульптура
Заключение
Список использованной литературы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Отечественная история»
НА ТЕМУ: «Культура России конца ХIХ - начала ХХ вв.»
Выполнила:.
Студентка 1 курса
Специальности 080502
Шифр
Содержание
Введение
1.Просвещение
2.Наука
3.Литература
4.Живопись
5.Театр и музыка
6.Кинематограф
7.Архитектура
8.Скульптура
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.
История культуры предполагает,
прежде всего, комплексное изучение
различных ее сфер – истории науки
и техники, просвещения и общественной
мысли, фольклористики и литературоведения,
истории искусства и т.д. При
изучении русской культуры встает вопрос
о роли в ее развитии культуры других
стран и народов, о ее взаимосвязи
и взаимовлиянии с этими
Впервые термин “культура” встречается в “Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка”, изданном М.В.Петрашевским в 1845-1846 г.
Крупными обобщающими исследованиями по истории культуры советского периода стали коллективные монографии под редакцией М.П.Кима "Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры: 1917-1927" и "Советская культура в реконструктивный период 1928-1941". Наряду с традиционными сюжетами – народное образование, наука, художественная культура – в них рассматриваются такие проблемы, как изменения в духовном облике народных масс, духовное возрождение ранее отсталых народов, материальная база культуры.
С конца 1980-х гг. появились возможности для изучения ранее закрытых тем истории отечественной культуры. Были опубликованы работы по истории культуры русского зарубежья, по новому стали освещать такие проблемы, как наследие духовного ренессанса рубежа XIX – XX вв., взаимоотношение власти и интеллигенции, церкви и государства, роль религии в общественно- культурной жизни XIX – XX вв. и др.
В последние десятилетие ХХ в. значительно возрос интерес исследователей к системному изучению культуры, теоретико-методологическим вопросам.
Сохранение традиций и
появление новаций, вызванных потребностями
времени, составляют суть историко-культурного
процесса. В его изучении необходимо
сочетать традиционные методы с поисками
новых, способствующих более глубокому
пониманию общественно-
Просвещение
"Культурный ренессанс"
не коснулся подавляющей части
населения страны. Как признавал
сам Бердяев, "...все это происходило
в довольно замкнутом круге,
оторванном от широкого
Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.
Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и не был принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.
На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г. в стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.
Периодика приобретает многонациональный характер – газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либерально-буржуазную направленность.
Наука
В конце XIX – начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э.Циолковский, создатель теории ракетного движения; Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин, заложившие основы аэродинамики. Огромное значение имели труды В.И.Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он создал учение о ноосфере, сфере разума – оболочке Земли, преображаемой жизнью. Идеи Вернадского положены в основу нынешних экологических представлений. В начале XX в. И.П.Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И.Мечникову – одному из основоположников сравнительной патологии и микробиологии – были присуждены Нобелевские премии.
Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в техническое развитие страны. А.С.Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.М.Гаккеля, И.И.Сикорского. Прославились русские летчики П.Н.Нестеров, С.И.Уточкин. В 1911 г. Г.Е. Котельниковым был создан первый авиационный ранцевый парашют.
Успешно развивались и общественные науки. В 90-е годы XIX в. в России началось широкое распространение марксизма. "Повальное" увлечение марксизмом стало модным среди молодежи. Н.А. Бердяев писал по этому поводу: "Так в 40-е годы на успех в любви мог рассчитывать лишь идеалист и романтик, в 60-е годы лишь материалист и мыслящий реалист, в 70-е годы народник, в 90-е годы марксист".
Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, "приспосабливание" к российской действительности и дальнейшее его развитие, что связано, прежде всего, с именами Г.В.Плеханова и В.И.Ленина. Свой "марксистский период" был и у таких видных представителей русской интеллигенции, как П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, которые затем отошли от него. Н.А.Бердяев за пропаганду социалистических идей был исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. Однако затем он порывает с марксизмом и вместе с В.В.Розановым,
С.Н.Булгаковым, Д.С.Мережковским, В.С.Соловьевым, П.А.Флоренским, С.Л.Франком и др. становится одной из ведущих фигур в русской религиозной философии, которая утверждала примат духовности, приоритет личности над социальным и стояла в ряду самых заметных явлений духовной жизни страны того времени.
Социальные потрясения начала XX в. поставили перед русской общественной мыслью и такие сложные вопросы, как вопрос о месте интеллигенции в обществе, роли интеллигенции в России и ее отношении к революции. Свои суждения об этих проблемах высказали видные мыслители Н.А.Бердяев, А.С.Изгоев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, М.О.Гершензон, С.А.Франк в вышедшем в 1909 г. сборнике "Вехи". Это был сборник статей о русской интеллигенции и одновременно отклик определенной ее части на первую русскую революцию.
Авторы, примыкавшие к
либеральному лагерю, призывали общество
к социальному компромиссу и
предостерегали от попыток решения
назревших проблем через
Литература
Конец XIX – начало XX столетий
вошли в историю русской
В литературе продолжает развиваться мощное направление критического реализма, представленное такими прославленными писателями, как Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко. Рядом с ними появляются и новые талантливые имена: А.И.Куприн, И.А.Бунин, А.Н.Толстой, В.В.Вересаев и др. Начал свою литературную деятельность А.М.Горький.
Истоки новых течений в русской литературе "Серебряного века", получивших название модернизма, уходят корнями еще в 80-е годы. В 90-е годы более или менее формируется такое литературное течение, как символизм, являющийся новой формой романтизма. К символистам конца XIX в. относились Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб. В начале XX столетия появилась плеяда младших символистов: А.Блок, А.Белый и другие. Накануне первой мировой войны в русской поэзии зарождаются такие соперничающие между собой течения, как футуризм, акмеизм, новокрестьянская поэзия. Как футурист начал свою творческую биографию В.Маяковский. Эти течения также носили определенный налет романтизма и, каждое по своему, развивали традиции символизма.
Поиск новых художественных
форм и путей развития литературы
сопровождался ожесточенными
Живопись
Крупнейшим русским художником стал В.А.Серов. Его портреты – вершина этого жанра в искусстве XIX – начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты "Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", К.Коровина, 3.Юсуповой, М.Н.Ермоловой, О.К.Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.
И все же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стояли в центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особую интенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерно развивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, "питающемуся фантазией". Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике.
Это можно наблюдать на примере творчества М.А.Врубеля. Мир его картин проникнут фантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися ("Демон сидящий"). Для произведений М.В.Нестерова характерны религиозно-нравственные искания ("Видение отроку Варфоломею"). Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В.М.Васнецова, Н.К.Рериха, И.Я.Билибина. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает К.А. Коровин ("У балкона", портрет Ф.И.Шаляпина).
Новые эстетические принципы
были провозглашены в программе
художников, объединившихся в конце
90-х гг. в группу "Мир искусства",
просуществовавшую с перерывами
до 1924 г. Им претили равно и академическая
склонность, и некоторая прямолинейность
и назидательность
Информация о работе Культура России конца ХIХ - начала ХХ вв