Система гражданского законодательства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование системы гражданского законодательства РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию гражданского законодательства и рассмотреть основные способы систематизации (упорядочения) законодательства.
2. Раскрыть действие гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.
3. Охарактеризовать способы применения и толкования гражданского законодательства.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.99 Кб (Скачать)

Введение

 

В законодательной и правоприменительной деятельности государства в последнее время начинает формироваться весьма опасная тенденция придания так называемым публичным отраслям законодательства (административному, налоговому, бюджетному, земельному) доминирующего положения в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социально-экономической жизни общества. Примеров тому вполне достаточно.

Так, частокол излишних административных правил установлен при государственной  регистрации юридических лиц  и отдельных граждан в качестве субъектов предпринимательской  деятельности. Налоговое законодательство деформирует сложившиеся в гражданском  законодательстве правовые понятия  и категории, например понятие филиала  юридического лица. Бюджетное законодательство в нарушение ст. 124, 126 и 214 ГК РФ ограничивает гражданско-правовую ответственность  государства лишь денежными средствами, предусмотренными ежегодными бюджетами. Земельный кодекс РФ на будущее ликвидировал право пожизненного наследуемого владения земельным участком, предусмотренное  ст. 216 ГК РФ.

В результате подобного рода нововведений резко снижается потенциал  воздействия гражданского законодательства на общественные отношения, жизненно важные для общества в целом и каждого  его члена в отдельности.

В действующем Гражданском  Кодексе РФ (ГК) содержится новое  понятие гражданского законодательства. Если до принятия настоящего Кодекса  термин "законодательство" использовался  для суммированного обозначения  законов, указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ, то в настоящее  время ГК под гражданским законодательством  понимает лишь сам ГК и принятые в соответствии с ним федеральные  законы. Данное нововведение прямо  вытекает из ст. 10 Конституции РФ, закрепившей  принцип разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Кроме того, установлено  верховенство ГК по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Положения  ст. 3 ГК исходят из того, что система  гражданского законодательства не ограничивается нормами ГК. Нормы гражданского права  в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих  комплексный характер.

В системе гражданского законодательства ГК занимает положение координирующего  центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. В тех  же случаях, когда указанные нормы  не отвечают этому требованию, а  их принятие диктуется интересами общества и государства, необходимо одновременно с принятием таких норм вносить  соответствующие изменения в  ГК.

Гражданским Кодексом установлены  два нормативных положения, касающиеся действия гражданского законодательства во времени. Одно распространяется на вновь возникающие правоотношения, другое - на продолжающиеся после введения в действие нового закона правоотношения.

В качестве общего правила  новый закон применяется лишь к отношениям, возникшим после  введения его в действие, и, соответственно, обратной силы не имеет.

Целью данной работы является исследование системы гражданского законодательства РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение понятию  гражданского законодательства  и рассмотреть основные способы  систематизации (упорядочения) законодательства.

2. Раскрыть действие гражданского  законодательства во времени,  пространстве и по кругу лиц.

3. Охарактеризовать способы  применения и толкования гражданского  законодательства.

 

I. Понятие гражданского законодательства и его система

 

 

Категорией гражданского законодательства охватывается не вся  совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения, а лишь часть из них - законы.

Мы будем рассматривать  термин «гражданское законодательство»  в широком смысле, охватывающем не только законы, но и иные нормативно-правовые акты в области гражданского права.

Отметим, что гражданское  законодательство находится исключительно  в ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ). Это означает, что нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, могут  быть приняты лишь на федеральном  уровне.

Они расположены по определенной строго иерархической системе, в  которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в  системе гражданского законодательства.

Представим такую иерархическую  структуру нормативно-правовых актов, содержащих нормы гражданского права  схематично:

Высшей юридической силой  обладает Конституция РФ. Являясь  основным законом нашей страны, она  содержит нормы различных отраслей права, в том числе гражданского. Так, важнейшие положения, касающиеся регулирования отношений собственности  на территории РФ, закреплены в ст. 35-36 Конституции РФ. Принципиальное значение имеют нормы, провозглашающие право  на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, охрану достоинства личности и других личных нематериальных благ (ст. 20-25 Конституции  РФ).

В соответствии со ст. 76 Конституции  РФ законы дифференцируются на федеральные  конституционные и федеральные  законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Они имеют большую юридическую силу по сравнению с федеральными законами. Федеральные законы не могут им противоречить.

Особое место в системе  гражданского законодательства занимает Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах  должны ему соответствовать. Таким  образом, нормы ГК РФ имеют приоритет  по отношению к нормам иных законов.

В настоящее время действуют  четыре его части: часть первая от 30 ноября 1994 г. введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки; часть вторая от 26 января 1996 г. вступила в силу с 1 марта 1996г., часть  третья от 26 ноября 2001 г. вступила в  силу с 1 марта 2002г., часть четвертая  от 18 декабря 2006г. вступает введена  в действие с 1 января 2006г.

Часть первая ГК охватывает общие положения, право собственности  и другие вещные права, общую часть  обязательственного права. Ее структура  в целом опирается на объективно сложившуюся систему гражданского права.

Часть вторая ГК является необходимым  развитием части первой. Она представляет собой раздел IV Гражданского кодекса "Отдельные виды обязательств" и включает 31 главу. Каждая глава  содержит нормы об одном из видов  договоров (купля-продажа, аренда, подряд, перевозка, заем и кредит, банковский счет, простое товарищество и т. д.) или внедоговорных обязательств (действие в чужом интересе без  поручения, публичный конкурс, обязательства  из причинения вреда, обязательства  вследствие неосновательного обогащения). Одним из структурных принципов  части второй ГК является выделение  в ней общих норм, характерных  для всех разновидностей наиболее значимых и типичных договоров. В результате таким договорам, как купля-продажа, аренда, подряд, хранение, посвящено  по одной главе, в рамках которой  выделены общие положения и параграфы, содержащие специальные установления об отдельных разновидностях каждого  из названных договоров.

Часть третья ГК содержит два  раздела: раздел V «Наследственное право», который устанавливает основы правового  регулирования наследственных правоотношений и раздел VI «Международное частное  право», который содержит коллизионные нормы в области частного права.

В четвертой части ГК РФ, содержатся нормы, регламентирующие права  на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Гражданский кодекс Российской Федерации занимает особое место  в системе гражданского законодательства. Как отраслевой кодифицированный законодательный  акт он призван обеспечить единообразное  правовое регулирование имущественно-стоимостных  и личных неимущественных отношений  в рыночных условиях хозяйствования, закрепить наиболее важные, принципиальные нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, либо на определенные их типичные группы.

Наряду с ГК РФ систему  гражданского законодательства образуют иные федеральные законы, законы РФ и РСФСР (действующие в редакции федеральных законов, принятых позднее), регулирующие гражданские правоотношения. Например, Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах  с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998 . N 7, ст. 785; Федеральный закон  от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ.1996. N 3.Ст. 145; Закон  РФ от 29 мая 1992г. № 2872-1 «О залоге» // Российская газета. 6.06.1992г. и другие.

Необходимо обратить внимание на то, что и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательство Союза ССР, действующее на территории Российской Федерации в пределах и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых  Государств", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских  правоотношений в период проведения экономической реформы", 3 марта 1993 г. "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" применяются лишь постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ.

Кроме федеральных законов, определяющих гражданский оборот, соответствующее  место принадлежит подзаконным  нормативным актам: указам Президента Российской Федерации, актам Правительства  Российской Федерации, актам федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти (федеральных  агентств, федеральных служб).

Названные нормативные акты выполняют свою, специфическую регулятивную функцию. Указами Президента могут  быть урегулированы отношения, не урегулированные  законами. При этом нормы указов не должны противоречить нормам закона.

Постановления Правительства  РФ могут приниматься на основании  и во исполнение ГК РФ, иных законов, Указов Президента РФ. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам  и указам Президента Российской Федерации. В противном случае они в соответствующей  части не подлежат применению.

Согласно п. 7. ст. 3 Гражданского кодекса РФ министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти могут  издавать ведомственные акты, содержащие нормы гражданского права. Указанное  право подвергнуто достаточно жесткой  регламентации: такие акты издаются лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, иными законами и другими правовыми актами (указы  Президента Российской Федерации, постановления  Правительства Российской Федерации). Нормативные акты министерств и  других федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы  и законные интересы граждан, а также  любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в  Министерстве юстиции Российской Федерации. Такие акты должны быть опубликованы не позднее 10 дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном  порядке, не подлежат применению как  не вступившие в силу.

Органы власти и управления субъектов Российской Федерации, а  также муниципальные образования  не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.

 

 

 

II. Способы систематизации законодательства.

 

 

Систематизация нормативных  актов имеет целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение правовых коллизий и пробелов в законодательстве.

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым  и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

Информация о работе Система гражданского законодательства РФ