Государство, как особое звено политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:01, лекция

Описание работы

Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом и занимает в политической системе особое место:
— центральный аппарат государственной власти (глава государства, Правительство. Парламент, Верховный суд) образуют высший уровень политической системы. На этом уровне принимаются нормативные акты, определяющие право вое положение и механизм действия всех элементов политической системы;

Работа содержит 1 файл

ТГП ЛЕКЦИИ 1.doc

— 542.50 Кб (Скачать)

   В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)".

   Вопрос  о фактической структуре нормы  является дискуссионным. Одни ученые (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев и  другие) считают, что фактическая  норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы (М. С. Строгович, П. Е. Недбайло и их сторонники) полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ

   Субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

   Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. Под дееспособностью (физических лиц) имеется в виду способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. У юридических лиц, органов государства и общественных организаций право- и дееспособность, как правило, не разрываются, всегда вместе присутствуют у правомочного юридического лица.

   Правовой статус — это признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права.

   Виды субъектов права различаются по-разному, для правоотношений в сфере частного права и в сфере публичного права. В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и других отраслей природопользования и т.п.) субъекты права подразделяются на физических (все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства) и юридических (все предприятия и их объединения, а также учреждения и общественные объединения (в том числе — религиозные) независимо от формы собственности или иной формы имущественной правоспособности) лиц.

   Правосубъектность физических и юридических лиц  выражается в их правоспособности и  дееспособности. Все физические лица имеют равную правоспособность в области частно-правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

   Дееспособность физических лиц возникает с достижением возраста. Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно и составляет единое качество праве дееспособности. Правосубъектность юридического лица в отличие от правосубъектности лица физического является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в его уставе. В области публичного права органы государства выступают как самостоятельные субъекты права на осуществление полномочий по осуществлению властных функций государственной власти, управление правосудия. Только прямо указанные в закона полномочием (властные права и обязанности) составляют его правовой статус. Выход государственного органа за пределы своих полномочий, так же и их неосуществление является неправомерными, незаконными действиями.

   Под объектом правового отношения следует  понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения. Люди всегда участвуют в правоотношениях  ради удовлетворения каких-либо политических, культурных и иных социальных интересов и потребностей. Эта цель достигается с помощью субъективных прав и обязанностей и юридических действий. Средства удовлетворения различных интересов, потребностей личности и общества чрезвычайно разнообразны. Это прежде всего предметы внешнего мира, результаты деятельности людей, которые отделяются от самого процесса деятельности. Поэтому имущество, предоставленное субъекту, признается законом объектом права собственности, права оперативного управления имуществом со стороны государственных предприятий и других субъективных прав.

   С той  же абсолютной ясностью формулирует  российское законодательство и объект аварского права. Следовательно, и  личные неимущественные блага выступают  в качестве объекта объективного права. Но в ряде случаев интересы участников правоотношения удовлетворяются непосредственно самим действием обязанного лица, выступающим в силу этого объектом правоотношения. Наконец, объектом правоотношения могут выступать не сами действия, а их результат. В юридической литературе встречаются мнения о том, что и личность человека может в отдельных случаях выступать объектом права другого лица.

ТОЛКОВАНИЕ  НОРМ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ

   Толкование права -  это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания. По юридической силе различают официальное и неофициальное толкование. Первое дают управомоченные органы государства (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и другие органы в пределах их компетенции). Такое толкование нормы права является обязательным для исполнения. Неофициальное толкование осуществляют любые лица, общественные организации, оно необязательно для исполнения. Разновидностью этого толкования является доктринальное или научное толкование, которое осуществляет научный работник или научное учреждение. Результаты неофициального толкования могут быть учтены официальным органом при последующем толковании Правовой нормы или при кодифицировании законодателем.  
 
Принято также различать три способа толкования норм права:  
•    грамматический, при котором исходят из выяснения смысла отдельных слов, терминов или их словосочетания;  
•    систематический (смысловой) — при котором осуществляется сопоставление содержания двух или более норм права и установление их места и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе;  
•    исторический, при котором осуществляется сравнение содержания действующей нормы с содержанием ранее действовавшей и отмененной или измененной с введением данной нормы права. Результатом юридического толкования должна быть ясность, определенность в интерпретации нормы. При этом результаты толкования не могут выходить за пределы толкуемой нормы, то есть представлять собой конкретизирующее суждение, а не новое нормативное положение.

   Акт толкования — это один из видов правовых актов. Таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права.  
Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу. Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

   Интерпретационные акты можно классифицировать по различным  основаниям:  
1.    По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие.  
2.    По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.  
3.    Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего.   Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.  
4.    В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.  
5.    Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

   Таким образом, толкование права и его  результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

ХАРАКТЕР  ВЗАИМОСВЯЗИ И  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

   В решении  вопроса о характере взаимосвязи  и взаимодействия международного и  внутригосударственного права исторически  прослеживаются три различных подхода  — дуалистический и монистический  в двух его взаимоисключающих  вариантах.

   Дуалистический подход, оформившийся с течением времени в одноименную концепцию, в качестве основного выдвигает тезис об одновременном существовании и развитии двух взаимосвязанных между собой, взаимозависимых и взаимодействующих друг с другом международной и национальной правовых систем. Суть дуализма заключается в том, что международное и внутригосударственное право рассматриваются как два различных, относительно самостоятельных правопорядка. Дуалистическая позиция в отношении характера взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права, разделяемая академическими кругами и официальными лицами того или иного государства в прямой форме, как правило, не фиксировалась в конституциях или текущем законодательстве этих государств. Но в конституционных актах некоторых стран она явно прослеживается. Дуалистический подход не только не отрицает, а, наоборот, предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимное влияние международного права и национальных правовых систем.

   Внутригосударственное право оказывает влияние на международное двумя основными путями:  
•    материальное влияние - путем предопределения сущности и содержания международного права (воздействие внутригосударственного права на международное через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику государства);  
•    процессуальное влияние - силу воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм международного права (через систему норм национального права, опосредующих внутригосударственные отношения, и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государством не только оказывается влияние на содержание принимаемых международно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяется порядок их принятия и заключения, а вместе с тем и порядок их реализации).

   В международно-правовом и во внутригосударственном плане  суть принципа уважения прав человека в конечном счете сводятся к тому, что все государства, государственные  органы и должностные лица:  
а)    должны уважать основные права и свободы как своих граждан, так и всех других лиц, находящихся на территории данного государства;  
б)    принимать меры к их осуществлению и недопущению какой бы то ни было дискриминации;  
в)    содействовать всеобщему уважению прав и свобод человека и сотрудничеству в целях их осуществления.  
 
Наряду с дуалистическим подходом к оценке характера взаимоотношений международного и национального права в государственно-правовой практике широко используется также монистический подход. Суть его состоит в отрицании относительной самостоятельности систем международного и национального права и нередко в рассмотрении их в качестве интегрированных друг в друга и составляющих некое единое целое правовых систем.  
 
Различают два варианта монистической теории, которые не только противоречат друг другу, но и взаимно друг друга исключают:  
1)    исходит из того, что в процессе взаимосвязи и взаимодействия международного и национального права послед нее обладает приоритетом в отношении первого. Этот вариант монистической теории, исходящий из примата национального права, имеет две разновидности:  
•    идея о приоритете национального права над международным, рассматривают международное право как. неотъемлемую часть национального права (например, первоначально Англия и США).  
•    международное право расценивается как нечто несовместимое с национальным правом, а в некоторых отношениях даже чуждое ему (до 2 Мировой войны - Япония, СССР).  
2)    примат международного права над национальным.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

   За совершенные правонарушения при наличии всех элементов его состава наступает юридическая ответственность. Юридическая ответственность - это форма социальной ответственности, проявляющаяся в применении к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на то, государственными органами в рамках процессуального порядка, строго определенного законом.

   Законодательно  предусматривает основные принципы юридической ответственности, к которым относятся:  
1)    Законность. Юридическая ответственность применяется только: а) за деяния (действия или бездействия, а не мысли, убеждения, намерения человека); б) за виновное деяние, предусмотренное законом, специально уполномоченными органами и должностными лицами; в) на основании закона, в пределах и в сроки, предусмотренные законом.  
2)    Справедливость: а) юридическую ответственность несет только виновный в совершении преступления; б) наказание или взыскание должно соответствовать тяжести содеянного; в) за одно правонарушение возможно лишь одно наказание.  
3)    Целесообразность означает соответствие меры воздействия целям юридической ответственности и достигается за счет: а) индивидуализации принудительных мер в зависимости, от тяжести совершенного правонарушения, личных качеств правонарушителя и т. д.; б) возможности смягчения принимаемых мер ответственности, если ее цели могут быть достигнуты иные.  
4)    Неотвратимость ответственности означает, что угроза наказания, ответственности за совершенное правонарушение существует всегда.  
 
Юридическая ответственность подразделяется на виды. В зависимости от того, к какой отрасли права она относится выделяют гражданско-правовую, административно-правовую, уголовно-правовую, трудо-правовую и др. виды ответственности. Конкретно все эти виды анализируются при рассмотрении конкретных отраслей права.  
 
Преступления влекут уголовную ответственность, административные проступки — административную ответственность, гражданско-правовые проступки — гражданско-правовую ответственность, а дисциплинарные проступки — дисциплинарную ответственность.  
 
Уголовная ответственность применяется за наиболее опасный вид противоправных деяний - за преступление. Меры наказания, предусмотренные уголовным законом, являются достаточно суровыми. Это смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки, конфискация всего имущества, исправительные работы и др. Единственным органом, управомоченным привлекать виновных лиц к уголовной ответственности, является суд. В качестве дополнительной меры, обеспечивающей объективное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела, является предусмотренное Конституцией РФ право обвиняемого в совершении тяжкого преступления на рассмотрение его дела судом присяжных. Уголовная ответственность прекращается по отбытии осужденным наказания, а также в случае амнистии или помилования.  
 
Административно-правовая ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. В зависимости от характера и степени социальной опасности административно-правовых проступков применяются такие виды санкций: штраф, конфискация орудия совершения административного правонарушения, лишение специального права (управления транспортными средствами), административный арест на срок до 15 суток. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судами либо специальными органами и должностными лицами в пределах их компетенции.  
 
Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка. Меры наказания достаточно либеральны: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы. Дисциплинарная ответственность применяется руководителем предприятия, организации, учреждения, в котором работает, учится или служит правонарушитель. Если правонарушитель не согласен с примененным к нему наказанием -находит его несправедливым или чересчур суровым, — то он может обжаловать решение администрации в суд.  
 
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение норм гражданского права или неисполнение своих обязательств по договору. Данный вид ответственности носит компенсационный характер и ставит своей целью возместить полностью ущерб (в т.ч. упущенная выгода), причиненный неправомерными действиями правонарушителя. Карательные санкции: штраф, пени, неустойку. Гражданско-правовая ответственность применяется судами — общими или арбитражными — по иску потерпевшего от гражданского правонарушения. При этом обязанность доказывания факта правонарушения лежит на потерпевшем.

Информация о работе Государство, как особое звено политической системы