Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:32, курсовая работа
Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.
Оказывая содействие в
Заключение
История взаимоотношений
Церкви и государства непроста и
насыщена столкновениями.
Главным признаком
религии является вера в сверхъестественное,
в чудо и поклонение ему. Последователи
религии недаром именуются верующими.
Признаётся непознаваемость Бога и ряда
догм, таких, например, как “Святая Троица”.
Впрочем, непознаваемыми провозглашаются
и глубинные тайны бытия.
Государство же исходит
из признания познаваемости мира
и всех его явлений. Её отождествляют
со знанием, основанным на достоверных,
истинных сведениях о природе, обществе,
человеке и его мышлении. Государство
низводит все непознанное, сверхъестественное,
чудесное к научно обоснованному. С этой
позиции чудо – порождение слепой веры.
Ученые нередко повторяют высказывание
Д. Дидро: “Чем больше верят, тем больше
чудес”.
Религиозная вера основана
на чувстве, на интуиции, научная деятельность
– на рассудочности, на правилах логики:
установление достоверных фактов, поиск
информации, выяснение действительных,
естественных условий и причин очередной
загадки природы. Религиозный опыт приобретается
молениями и иными культовыми переживаниями.
Религия обращена к
субъективной сфере человеческого
бытия, осваивает мир и себя через
культовые действия, сокровенные религиозные
переживания. Верующий обозревает мир
природы сквозь призму культа, и в этом
видении мир окрашивается мистическим
чувством. Более того, этот способ мировосприятия
понуждает верующего искать Бога в себе,
в своём духовном мире.
Отмеченные различия
и противоречия между религией и
государством ещё более резки
в истории их взаимоотношений. Разумеется,
они не конкурировали на поле познания
– религия не изучает мир, она
объясняет и осваивает его, опираясь
на верования. Столкновения между Церковью
и государством были обусловлены тем,
что открытия последнего нарушило ту картину
мира, которая сложилась еще с донаучных
времен на основе верований и “священных
книг”.
В настоящее время
созидательной духовной силой общества
выступают традиционные религии. Голос
в защиту семьи, нравственных ценностей,
национальных интересов страны звучит
со стороны Православия. Поддержание стабильности
в Российской Федерации - это, во многом,
заслуга традиционных религий. Цель государства
в области отношений с религиозными организациями
- не только прочный межрелигиозный мир
и согласие, не только сохранение исторически
сложившейся духовной самобытности, национальных
духовных традиций.
Принцип отделения
церкви от государства не значит, что
государство должно отказываться от учета
позитивного наследия и опыта традиционных
религий, и тем более этот принцип не предполагает,
что государство не имеет права сотрудничать
с ними в решении социальных проблем.
Государство, оставаясь
светским, может сотрудничать с Церковью.
Это не противоречит принципу взаимного
невмешательства в дела друг друга.
Светскость государства
нельзя понимать как полное вытеснение
религии из всех сфер жизни народа,
как отстранение религиозных
объединений от участия в решении
общественно значимых задач. Напротив,
этот принцип предполагает лишь определенное
разделение сфер компетенции Церкви и
власти, а также невмешательство их во
внутренние дела друг друга.
Государство, которое
задумывается о своем будущем, должно
проводить такую политику в сфере отношений
с религиозными объединениями, которая
отвечала бы социальным реалиям и историческому
опыту. Исполнение Церковью ее спасительной
миссии в этом мире неизбежно служит благу
личности и общества.
Будущее нашей страны
во многом определяется и будет определяться
ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся
религией большинства и опорой российской
государственности. Поэтому статус Русской
Православной Церкви не только должен
учитываться в политической и культурной
жизни страны, но и в полной мере найти
отражение в федеральных законах.
Библиография:
1. Конституция
РФ. М., Ассоциация авторов и
2. Федеральный
закон «О свободе совести и
о религиозных объединениях». 26.09.1997.Редакция
от 25.07.2002 г. КонсультантПлюс: Проф
3. О.
Миронов. Заключение о
4. Устав
Русской Православной Церкви. Архиерейский
Собор. 1994 г.
5. Библия.
Книги Писания Ветхого и
6. Патриарх
Алексий II: даром свободы надо
распорядиться достойно. "Коммерсант"
№ 10.06.2000 г.
7. Библейская
энциклопедия. М., 1990 г.
8. Болотов
И.А. Лекция по истории
9. Настольная
книга атеиста. Изд.
10. Никольский Н.М.
История русской церкви. Изд. 3-е.
М., 1983 г.
11. Розанов В.В.
Религия. Философия. Культура. М., 1992
12. Киммо Каариайнен,
Дмитрий Фурман. Религиозность в
России в 90-е годы // Старые Церкви,
новые верующие: Религия в массовом
сознании постсоветской России.
13. Пясковский Н.В.
Церковь и народоправие. Изд.
Посев. – 1997 г. № 4.
14. Радугин А.А.
Введение в религиоведение. Курс
лекций. М.: Изд. «Центр» 1999 г.
15. Религии мира. Под
редакцией члена-кор. РАН Я.Н.
16. Религия
в истории и культуре. - М.: Культура
и спорт; Изд. «ЮНИТИ», 1998 г.
17. Красиков
А. Религии, церкви, государство:
Россия на рубеже двух
18. Религия
и политика в современной
19. Церковь
в переходном обществе. Изд. Свободная
мысль. 1997 г.
Приложение 1. Местоблюститель
В случае кончины
Патриарха Московского и всея
Руси, его ухода на покой, нахождения
под церковным судом или иной
причины, делающей невозможным исполнение
им патриаршей должности, Священный Синод
под председательством старейшего по
хиротонии постоянного члена Священного
Синода немедленно избирает из числа своих
постоянных членов Местоблюстителя (выделено
мной, Ю.А.) Патриаршего Престола.
Устав Русской Православной
Церкви.
Архиерейский Собор. 1994 г.
Приложение 2. Церковные
Таинства
1.
Таинство крещения – это одно
из главных таинств,
2.
Таинство причащения (причастия)
или святой евхаристии (благодарственной
жертвы). Содержание этого обряда
состоит в том, что верующим
дают съесть специально
3.
Таинство покаяния (исповеди) является
непременным атрибутом
4.
Таинство миропомазания – важная составная
часть многих культовых действий. В православии
миропомазание совершается сразу за обрядом
крещения. Таинство происходит в форме
крестообразного смазывания тела человека
(лба, глаз, носа, губ, ушей, груди, рук, и
ног) особым ароматическим маслом (миром).
5.
Таинство брака – церковное
освещение обряда
6.
Таинство елеосвящения (соборования)
– совершается над больным
человеком. Обряд состоит в смазывании
лба, щек, губ, рук и груди освященным деревянным
маслом – елеем, сопровождаемым чтением
молитв, в которых священнослужитель просит
Бога ниспослать больным выздоровление.
7.
Поклонение кресту – один из
важнейших элементов православия. Крест
– это символ христианской веры. Форма
креста может быть различной: четырех,
шести (для изображения надписи, прибитой
над головой Христа) и восьмиконечная
(с присовокуплением бруса для ног). Кресту
приписывается магическая спасительная
сила.
8.
Культ икон – живописных или
рельефных изображений Бога-
Радугин А.А. Введение
в религиоведение.
Курс лекций. М.: Изд. «Центр» 1999
г.
[1] Киммо Каариайнен,
Дмитрий Фурман. Религиозность в России
в 90-е годы // Старые Церкви, новые верующие:
Религия в массовом сознании постсоветской
России. СПб., М.: Летний сад, 2000
[2] См. Приложение 1
[3] Библия. Книги Писания
Ветхого и Нового Завета. М., 1976,
1Тим. 2. 2.
[4] Конституция РФ.
М., Ассоциация авторов и
[5] Пясковский Н.В.
Церковь и народоправие. Изд.
Посев. – 1997 г. № 4.
[6] Библейская энциклопедия.
М., 1990
[7] Патриарх Алексий
II: даром свободы надо
[8] Федеральный закон
«О свободе совести и о
[9] Религия и политика
в современной России. Изд. Независимая
газета. 1998 г.
[10] См. Приложение 2.
[11] О. Миронов.
Заключение о проверке
[12] Конституция РФ. М., Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд. «ЭКМОС», 2001, ст.20