Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:32, курсовая работа
Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.
Трудным было положение
Русской Православной Церкви в период
так называемой "хрущевской оттепели",
когда в угоду идеологическим
установка были закрыты тысячи церквей
на всей территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия
Крещения Руси, превратившееся в общегосударственный
праздник, придало новый свежий импульс
церковно-государственным
Глава II. Церковь
и государство.
Церковь, как богочеловеческий
организм имеет не только
Падение Адама принесло в мир
грехи и пороки, нуждающиеся в
общественном противодействии,- первым
из таковых было убиение
Священное Писание призывает
власть имущих использовать
Церковь не только
Во взаимоотношениях между
Наше государство является
Церковь не должна брать
на себя функции, принадлежащие государству:
противостояние греху путем насилия, использование
мирских властных полномочий, принятие
на себя функций государственной власти,
предполагающих принуждение или ограничение.
В тоже время Церковь может обращаться
к государственной власти с просьбой или
призывом употребить власть в тех или
иных случаях, однако право решения этого
вопроса остается за государством.
Государство не должно
вмешиваться в жизнь Церкви, в
ее управление, вероучение, литургическую
жизнь, духовническую практику и
так далее, равно как и вообще
в деятельность канонических церковных
учреждений, за исключением тех сторон,
которые предполагают деятельность в
качестве юридического лица, неизбежно
вступающего в соответствующие отношения
с государством, его законодательством
и властными органами.
Имея различные природы,
Церковь и государство используют различные
средства для достижения своих целей.
Государство опирается в основном на материальную
силу, включая силу принуждения, а также
на соответствующие светские системы
идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными
средствами для духовного руководства
паствами.
Церковь не властна
умолкнуть и прекратить проповедование
истины, какие бы иные учения ни предписывались
или ни распространялись государственными
инстанциями. В данном отношении
Церковь совершенно свободна от государства.
Правовой суверенитет
на территории государства принадлежит
его властям. Следовательно они
и определяют юридический статус
Поместной Церкви или ее части, предоставляя
им возможность нестесненного
Если власть принуждает
православных верующих к отступлению
от Христа и Его Церкви, также к греховным,
душевредным деяниям, Церковь должна отказать
государству в повиновении. В случае невозможности
повиновения государственным законам
и распоряжениям власти со стороны церковной
Полноты, церковное Священноначалие при
должном рассмотрении вопроса может предпринять
следующие действия:
·
вступить в прямой диалог с властью
по возникшей проблеме;
·
призвать народ применить механизмы
народовластия для изменения
законодательства или пересмотра решения
власти;
·
обратиться в международные инстанции
и к мировому общественному мнению;
·
обратиться к своим чадам с
призывом к мирному гражданскому
неповиновению.
Религиозно-мировоззренческий
нейтралитет государства не противоречит
христианскому представлению о призвании
Церкви в обществе. Однако Церковь должна
указывать государству на недопустимость
распространения убеждений или действий,
ведущих к установлению всецелого контроля
за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями
с другими людьми, а также к разрушению
личной, семейной или общественной нравственности,
оскорблению религиозных чувств, нанесению
ущерба культурно-духовной самобытности
народа или возникновению угрозы священному
дару жизни. В осуществлении своих социальных,
благотворительных, образовательных и
других общественно значимых программ
Церковь может рассчитывать на помощь
и содействие государства. Она также вправе
ожидать, что государство при построении
своих отношений с религиозными объединениями
будет учитывать количество их последователей,
их место в формировании исторического
культурного и духовного облика народа,
их гражданскую позицию.
Областями сотрудничества
Церкви и государства в нынешний
исторический период являются:
·
миротворчество на международном, межэтническом
и гражданском уровнях, содействие
взаимопониманию и
·
забота о сохранении нравственности
в обществе;
·
духовное, культурное, нравственное и
патриотическое образование и воспитание;
·
дела милосердия и благотворительности,
развитие совместных социальных программ;
·
охрана, восстановление и развитие
исторического и культурного наследия,
включая заботу об охране памятников истории
культуры;
·
диалог с органами государственной
власти любых ветвей и уровней
по вопросам, значимым для Церкви и
общества, в том числе в связи
с выработкой соответствующих законов,
подзаконных актов, распоряжений и решений;
·
попечение о воинах т сотрудниках
правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное
воспитание;
·
труды по профилактике правонарушений,
попечение о лицах, находящихся в
местах лишения свободы;
·
наука, включая гуманитарные исследования;
·
здравоохранение;
·
культура и творческая деятельность;
·
работа церковных и светских средств
массовой информации;
·
деятельность по сохранению окружающей
среды;
·
экономическая деятельность на пользу
Церкви, государства и общества;
·
поддержка института семьи, материнства
и детства;
·
противодействие деятельности псевдорелигиозных
структур, представляющих опасность для
личности и общества.
В то же время существуют
области, в которых священнослужители
и канонические церковные структуры
не могут оказывать помощь государству,
сотрудничать с ним. Это:
·
политическая борьба, предвыборная агитация,
компании в поддержку тех или
иных политических партий, общественных
и политических лидеров;
·
ведение гражданской войны или
агрессивной войны;
·
непосредственное участие в разведывательной
и любой иной деятельности, требующей
в соответствии с государственным законом
о сохранении тайны даже на исповеди и
при докладе церковному Священноначалию.
Традиционной областью
общественных трудов Православной Церкви
является печалование (забота) перед
государственной властью о нуждах народа,
о правах и заботах отдельных граждан
или общественных групп. Такая забота
может выражаться через устное или письменное
обращение к органам государственной
власти различных ветвей и уровней со
стороны соответствующих церковных инстанций.
Особое внимание
Церкви обращено на защитников Отечества.
На сегодня будущие воины
Для православного
воина всегда чрезвычайно важно
знать, во имя какой цели он идет
убивать. Во имя свободы Отчизны? Во имя
сохранения народа, человеческой жизни?
Или во имя неизвестных ему, а нередко
и его командиру, политических целей? Сегодня
солдаты и офицеры, к сожалению, не получают
никакого представления о том, какая ответственность
ложится на них, когда они переступают
грань дозволенного. И хотя часто говорят
- на войне как на войне, подразумевая под
этим и жестокость, и насилие, и бесчинства,
которые на войне бывают, солдат должен
четко осознавать, что он имеет право употреблять
оружие, жесткость и силу только против
врага, но не против мирных жителей. Это,
своего рода кодекс чести, нарушив его
человек, начинает мучиться разными кошмарами
и часто, не выдерживая этого, начинает
пить, употреблять наркотики.
Взаимоотношения Церкви
с судебной властью различных
уровней ограничиваются представлением
в случае необходимости интересов
Церкви в суде. Интересы Церкви в суде,
за исключением крайней необходимости,
представляют миряне, уполномоченные
Священноначалием на соответствующем
уровне.
Контакты и взаимодействие
Церкви с высшими органами государственной
власти осуществляются Патриархом и Священным
Синодом непосредственно или через представителей,
имеющих письменно подтвержденные полномочия.
Контакты и взаимодействие с региональными
органами власти осуществляются епархиальными
Преосвященными непосредственно или через
представителей, также имеющих письменно
подтвержденные полномочия. Контакты
и взаимодействие с местными органами
власти и самоуправления осуществляют
благочиниями и приходами по благословлению
епархиальных Преосвященных.