Государственная служба и проблема управленческих кадров

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Современное общество организовано таким образом, что объединяет большое число структур - государственных и негосударственных. В самом общем значении служба - это профессиональная деятельность определенного контингента лиц по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных- структур. Но управлением служба не исчерпывается.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Понятие и основные принципы государственной службы……...6
Правовое и организационное обеспечение государственной службы…..........................................................................................................17
Принципы кадровой политики и современные требования к управленческим кадрам………………………………………………………..25
Проблема повышения ответственности государственных служащих………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………….41

Работа содержит 1 файл

ТПГУ.docx

— 78.51 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

    «Казанский (Приволжский) федеральный  университет»

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА  И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

    Специальность: 021100 – юриспруденция

    Специализация: государственно-правовая 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    Вариант 7

    

  • «Государственная  служба и проблема управленческих кадров»
  •  

        Студент 5 курса

        Группа 1

        " 02" апреля 2012 г.  ____________________ (Загирова Ф.Р.) 

        Научный руководитель           ____________________( Алексашкин Е.К. ) 
     
     
     

        Казань  – 2011 год

     

        Содержание

        Введение……………………………………………………………………..3

    1. Понятие и основные принципы государственной службы……...6
    2. Правовое и организационное обеспечение государственной службы…..........................................................................................................17
    3. Принципы кадровой политики и современные требования к управленческим кадрам………………………………………………………..25
    4. Проблема повышения ответственности государственных служащих………………………………………………………………………..34

        Список  использованной литературы…………………………………….41 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Введение

        Вопрос  о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Построение любой государственности всегда сопровождается созданием института государственной службы. Значение этого процесса чрезвычайно велико в силу важности тех функций, которые эта службы выполняет для решения как внутригосударственных задач, так и задач международного сотрудничества. Особым свойством института госслужбы является то, что его подразделения функционируют во всех без исключения сферах деятельности государства и на всех уровнях власти. Именно поэтому понятие и принципы государственной службы являются важнейшим аспектом не только теоретической разработки, но и практического правотворчества.

        Основное  назначение госслужбы состоит в  обеспечении эффективной реализации функций государства во всех сферах его присутствия в обществе. К  регламентации государственной  службы РФ имеет отношение достаточно большое количество правовых актов, основным из них является федеральный  закон «О государственной службе». Он содержит в себе также отсылочные нормы на более чем 20 других нормативных  актов.

          Формирование новой российской государственности проходит при возрастающем значении государственной службы, призванной обеспечивать реализацию функций государства. Государственная служба становится все более важным институтом административного права, а государственные служащие - основными его субъектами. Данный институт действует в аппарате всех ветвей власти и на всех ее уровнях.

        Несмотря  на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной  службы, законодательство в этой сфере  имеет значительные пробелы. Подавляющее  большинство источников - акты Президента. Ни один федеральный закон не принят на основе Федерального закона "Об основах  государственной службы Российской Федерации", хотя в его тексте содержаться отсылочные нормы более чем к двадцати специальным федеральным законам.

        Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие  для нормальной жизнедеятельности  общества и как средство обеспечения  других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения  производства главным образом в  интеллектуальном отношении. Недаром  долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности.

        Решающим  фактором здесь является объект воздействия в процессе осуществления деятельности. Служба есть трудовая деятельность для других людей. Объектом воздействия в процессе службы выступает человек, личность, притом воздействие это - непосредственное, а человек - конкретный. Служба зародилась и развивалась вместе с обществом, в рамках общества и для общества.

        В процессе служебной деятельности между  участниками складываются отношениях двух видов. Во-первых, отношения между  лицом, осуществляющим служебную деятельность, с одной стороны, и объектом воздействия, т.е. другим лицом, с другой. Во-вторых, отношения которые складываются не в процессе труда, а по поводу труда - отношения данного лица (служащего) с другими лицами по месту его  службы.

        Современное общество организовано таким образом, что объединяет большое число  структур - государственных и негосударственных. В самом общем значении служба - это профессиональная деятельность определенного контингента лиц  по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных- структур. Но управлением служба не исчерпывается. "Служба состоит в управлении, осуществлении государственной  деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей'", сюда же можно добавить и техническое обслуживание управленческой деятельности, которое зачастую осуществляют служащие, находящиеся на более низком должностном положении. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        1. Понятие и основные принципы организации государственной службы.
        Под государственной службой может  пониматься любая работа, выполняемая  в государственных органах и  отличающаяся по содержанию и по форме  от труда рабочих. Такой подход к  государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций  по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие). В последнем  случае люди либо создают духовные ценности, либо реализуют функции  государственных органов1.

        В количественном отношении среди  служащих ведущее место занимают государственные и муниципальные  служащие. Необходимость создания государственной  и муниципальной службы и ее правового  регулирования обусловлена самим  существованием государства с его  задачами и функциями, а также  потребностью в организации кадрового  потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и  судебной власти). Именно служащие действуют  как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей  и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование  возможностей управления с целью  установления требуемого правового  порядка в государстве и обществе2.

        Государственная и муниципальная (или, точнее, публичная) служба объединяет всех работающих лиц  — сотрудников органов публичной  власти, т.е. работающих на профессиональной основе и выполняющих задачи этих органов (например, государственных  органов или органов местного самоуправления), которые входят в  структуру государственной администрации (органов муниципального образования), понимаемой в данном случае в широком смысле и включающей в себя органы государственной власти на уровне Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В странах Западной Европы публичная служба в общем виде также есть выполнение чиновниками на профессиональной основе функций и задач юридических лиц публичного права3.

        Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе  государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ дает следующее определение государственной  службы: государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная  деятельность граждан Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий:

        - Российской Федерации;

        - федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

        - субъектов Российской Федерации;

        - органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

        - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

        - лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.4

        Система государственной службы включает в  себя следующие виды государственной службы (Приложение № 1):

        - государственная гражданская служба;

        - военная служба;

        - правоохранительная служба.

        Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

        Гражданская служба – вид государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  Российской Федерации (далее – граждане) на должностях государственной гражданской  службы (далее – должности гражданской  службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных  органов, государственных органов  субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов  Российской Федерации.

        Военная служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на воинских должностях в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях  и органах, осуществляющих функции  по обеспечению обороны и безопасности государства5.

        Правоохранительная  служба - вид федеральной государственной  службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах  и учреждениях, осуществляющих функции  по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и  гражданина.

        Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

        - соотносимости основных условий, размера оплаты труда и основных государственных социальных гарантий;

        - установления ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;

        - учета стажа иной государственной службы Российской Федерации при исчислении стажа гражданской службы;

        - соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.6

        Таким образом, в определении государственной  службы можно выделить следующие  аспекты:

        - государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

        - в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственных органов;

        - эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственных органов;

        - такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей, т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему;

        - обязательным требованием для государственного служащего является гражданство Российской Федерации.

        Итак, легальное (т.е. установленное в Федеральном  законе «О системе государственной  службы РФ») истолкование понятия государственной  службы позволяет утверждать, что  государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных  органах представительной, исполнительной и судебной власти.

        Таким образом, в соответствии с действующим  законодательством в практически  функциональном смысле государственная  служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных  органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в  реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач  и функций государства.

        Общими  признаками государственной службы являются:

        1) замещение служащими государственной  должности государственной службы, предусмотренных штатным расписанием  государственного органа;

        2) исполнение полномочий государственного  органа, специфических должностных  обязанностей с установлением  служащему денежного содержания.

        Принципы  государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные  закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций  государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих  в системе государственной службы.

        Принципы  государственной службы - значимость отношений, возникающих в системе  государственной службы. Отсутствие правовых принципов государственной  службы влечёт за собой появление  в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

        Принципы  государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем), исходя из конкретного  правового опыта и правовой культуры в стране, базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

        Принципы  современной государственной службы закрепляются в различных законодательных  и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и  других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных  и нормативных актах субъектов  РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной  службы, установленные в федеральных  законах «О системе государственной  службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью  для всех других законодательных  и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему  принципов публичной службы.

        Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

        - федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

        - законность;

        - приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

        - равный доступ граждан к государственной службе;

        - единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

        - взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

        - открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

        - профессионализм и компетентность государственных служащих;

        - защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.7

        Принципами  гражданской службы являются8:

        - приоритет прав и свобод человека и гражданина;

        - единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

        - равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

        - оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства;

        - профессионализм и компетентность гражданских служащих;  
    стабильность гражданской службы;

        - доступность информации о функционировании гражданской службы;  
    взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

        - защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

        - укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы.9

        Реализация  принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут  быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие  их особенности.

        Согласно  ст. 10 Закона РФ «О системе государственной  службы РФ»: Федеральный государственный  служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной  службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

        Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации  и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может  получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

        Законодательством установленные требования, предъявляемые  к кандидату на должность государственного служащего. Государственным служащим может стать гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном) регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.

        Правовой  статус государственного служащего  определяется его правами и обязанностями, определенными российским законодательством. Основным нормативным актом, определяющим правовое положение федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта  интересов и служебных споров устанавливается Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

        В соответствии с данным нормативным  актом государственный служащий обладает полным объёмом конституционных  прав личности и гражданина РФ. Общегражданские  права и обязанности государственных  служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, несут обязанности перед обществом  наравне со всеми правами и  свободами, а также несут обязанности  перед обществом наравне со всеми  гражданами. Вместе с тем поступление  на государственную службу обусловливает  определенные особенности осуществления прав и исполнения обязанностей, кроме того, налагает определенные ограничения.10

        В набор прав государственного служащего  законом включено: 1) обеспечение  надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и  иными документами, определяющими  его права и обязанности по замещаемой должности гражданской  службы, с критериями оценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной  деятельности и условиями последовательного  должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности  служебного времени, предоставлением  еженедельных выходных и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодных  основных и дополнительных оплачиваемых отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим  Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  и условиями служебного контракта; 5) получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых  для исполнения должностных обязанностей; 6) доступ в установленном порядке  к сведениям, составляющим государственную  тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей; 7) доступ в установленном порядке в  связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации; 8) ознакомление с отзывами о его  профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами  личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов; 9) защиту сведений о персональных данных; 10) должностной рост на конкурсной основе; 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; 12) объединение в профессиональные союзы гражданских служащих; 13) урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих; 17) государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

        Законодательством подробно урегулирован круг обязанностей государственного служащего и некоторые  ограничения в правах, связанные  с прохождением государственной  службы. Вместе с тем в законодательстве последнего десятилетия прослеживается тенденция к расширению объема правомочий государственного служащего без  адекватного расширения объема его  ответственности в случае их неисполнения. Данное несовершенство законодательства требует пристального внимания со стороны  органов законодательной власти.

        Если  ранее законодательством ограничивались права государственного служащего  совмещения с государственной службой  иных видов деятельности (кроме творческой или образовательной), то последние  поправки в законодательство позволили  гражданскому служащему с предварительным  уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не приводит к конфликту  интересов11.


     

        Правовое  и организационное  обеспечение государственной  службы

        В общественной мысли упорядочение основных вопросов заботы общества о персонале  государственного управления справедливо  связывают с таким социально-правовым институтом, как государственная  служба. Со времен утверждения Петром Табели о рангах (1722 г.) и до Февральской  революции в России существовала государственная служба, основанная на принципах монархии. В советский  период государственная служба, охватывающая именно персонал государственного управления, так и не была создана. Отношения  между работником (служащим) государственного органа и самим государственным  органом регулировались трудовым законодательством. Служащий принимался и трудился в  конкретном государственном органе со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время существует мнение, поддерживаемое многими, о том, чтобы и на будущее сохранить  модель отношений трудового найма  в государственном аппарате, слегка модифицировав ее под государственную  службу; лучше всего путем введения некоторых элементов последней.

        Между тем когда говорится о государственной  службе, то в виду имеются иные, не частно-, а публично-правовые отношения, состоящие в том, что поступивший  в аппарат государственного управления находится на службе не только в  соответствующем государственном  органе, но и у государства в  целом. Человек служит государству, обществу, закону, а не тем или  иным "своим" начальникам. Отсюда — новое качество правоотношений.

        Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие в  осуществлении целей и функций  государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной  должности, определенной в конкретном государственном органе. Ключевое здесь  слово "исполнение", которое означает не просто работу, измеряемую либо временем, отведенным на нее (по правилам внутреннего  трудового распорядка), либо количеством  прочитанных, подготовленных или подписанных  документов и т.п., а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами.

        Схематически  в системе нижеследующих элементов: "государство — система государственных  органов — государственный орган  — государственная должность  — государственный служащий —  гражданин — общество — государство" государственная служба связывает государственную должность (которая относится к организационной структуре государственного управления — в данном случае), государственного служащего (принадлежащего к персоналу государственного управления) и гражданина (обслуживать которого призвано государство). Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических государств12.

        Везде цели государственной службы рассматриваются  как упорядочение и повышение  эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а  также соединение ответственности  за исполнение государственной должности  с социально-экономическими гарантиями государственной службы. Важно, чтобы  в организационно-правовом смысле была четкость, ясность и определенность в отношениях: между лицом, исполняющим  государственную должность, и государством; между лицом, исполняющим государственную  должность, и гражданином государства.

        Государственная служба в государстве,  в том числе в федеративном и при сильном местном самоуправлении, должна быть целостной, основанной на общих подходах и принципах. Это,— не сумма служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единая государственная служба одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой. Она может быть по уровням: федеральной государственной службой, государственной службой субъектов Российской Федерации, муниципальной службой. Может делиться, условно говоря, на гражданскую государственную службу: в органах представительной, исполнительной и судебной власти; военную государственную службу: в армии и приравненных к ней структурах; специализированную государственную службу: в так называемых административных органах. Но в любом случае — это служба государству Российскому.

        Существует  вопрос о "контурах" (границах) государственной  службы. Разумеется, что в государственном  аппарате имеются государственные  должности, отличающиеся политическим характером, с соответствующим способом замещения, и им следует придать  особый правовой статус (как и лицам, их замещающим). Это — "верхним" граница государственной службы. Как уже отмечалось, многие виды деятельности в государственных  органах относятся к вспомогательным, обслуживающим, организационно-техническим, и они вполне могут регулироваться трудовым законодательством. Здесь пролегает как бы "нижняя" граница государственной службы. Сама она находится между ними и охватывает профессиональное исполнение государственных должностей, связанных с реализацией компетенции государственных органов (функций власти и управления).  

        Политическая  и государственно-правовая практика многих государств после второй мировой  войны однозначно свидетельствует  о том, что государственная служба необходима демократическому государству  и составляет неотъемлемую подсистему правового государства. Ведь закон  может быть лишь тогда выше субъективизма  какой-либо личности, если в государстве  действуют люди, которые специально подготовлены для этой цели и заинтересованы (во всех аспектах) в ее реальном осуществлении.

    Информация о работе Государственная служба и проблема управленческих кадров