Функции права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - системный теоретико-прикладной анализ научных подходов к пониманию социально-юридической природы функций права и определение места функций в системе основных направлений правового воздействия.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие функций права
Глава 2. Актуальные проблемы изучения функций права в современной правовой науке
Глава 3. Система функций права
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Функции права.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Саратовский государственный  университет им. Н. Г. Чернышевского

    Юридический факультет 
 

 
    кафедра теории и истории ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    Дисциплина: теория государства и права 
 

    «Функции права»

    (курсовая работа) 
 
 
 
 

        Выполнил:  ________________________

    __________________________

    __________________________

           Проверил: _________________________

                                 __________________________  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Саратов 2009г.

    Оглавление 

Введение

Глава 1. Понятие функций права

Глава 2. Актуальные проблемы изучения функций права в современной правовой науке

Глава 3. Система функций права

Заключение

Список  использованной литературы

3

5 

18

24

29

30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

      Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.  Возникновение  права обусловлено процессом  социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

      На  любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные  и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок.  Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

      Соблюдение  такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти.  Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия.  Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права.  Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди.  Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.  Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

      На  смену институтам и нормам родовой  власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма  защиты свободы индивидов – субъектов  права и государства и регулятора их взаимоотношений.  Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей.  Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства.  Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком.  Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло.  Однако природа и сущность права, его основные принципы и функции остались неизменными на всем протяжении его существования.

      В отечественной правовой науке структурно-функциональный подход к исследованию правовых явлений имеет достаточно прочные традиции. Еще такие выдающиеся юристы, как П.Г. Виноградов, К.М. Коркунов, И.В. Михайловский, ЛИ. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.Ф. Тарановский, Е.Н. Трубецкой, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершеневич и др. рассматривали право в качестве сложной функционирующей системы, оказывающей регулятивное воздействие на поведение людей.

      Цель  данной курсовой работы - системный теоретико-прикладной анализ научных подходов к пониманию социально-юридической природы функций права и определение места функций в системе основных направлений правового воздействия.

      Объект  исследования составили концепции, в рамках которых осуществляется восприятие сущности и содержания функций  права, а также общественные отношения, возникающие в сфере данного направления правового воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие функций  права 

    В науке понятие функции права  исследовано довольно обстоятельно. И эту проблему вряд ли можно отнести  к числу наиболее острых, дискуссионных в теории государства и права. Споры в основном идут вокруг различных видов функций права, критериев их классификации, функций отдельных элементов системы права - отраслей, институтов, норм. В отношении понятия функции права ученые проявляют редкое единодушие: взгляды разнятся лишь в части, касающейся некоторых компонентов этого понятия и их сочетания в базовом определении функции права. Иногда "вспыхивают" дискуссии о соотношении функций права с иными правовыми категориями, к примеру, задачами права. Подобная научная полемика не нарушает общей точки зрения на функции права - даже крайние воззрения на ту или иную частную проблему функций укладываются в рамки фундаментальных положений самой концепции.

    Функция права в ее классическом понимании  представляет собой единство двух моментов: а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения1. Подобный подход к понятию функции права, предложенный Т.Н. Радько, синтезирует, в сущности, взгляды ученых, которые данную категорию сводят к одному из вышеуказанных компонентов. Так, некоторые авторы при определении функций права акцентируют внимание на их "ролевом" аспекте. По мнению Ю.Г. Ткаченко, под функциями права следует понимать конкретную роль (действие) права по организации общественных отношений2. В.Д. Филимонов указывает, что "функции права - это социальная роль, которую оно выполняет в организации (упорядочении) общественных отношений, определяемая направленностью и методом их правового регулирования"3.

    Ряд ученых под функциями права понимают прежде всего направления правового воздействия на общественные отношения4. "Активная роль права, - пишет С.С. Алексеев, - выражается в его функциях, т.е. направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации (упорядочении) общественных отношений"5. Здесь следует указать на следующий момент: правовое воздействие в данном случае фактически ограничено рамками организации (упорядочения) общественных отношений. Между тем в действительности организация общественных отношений сама по себе - лишь одно из направлений правового воздействия на объективную реальность. Под правовым воздействием, отмечает Н.Н. Вопленко, правильно понимать весь спектр форм влияния права на общественные отношения6. Это не только чисто нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относятся, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права7, стимулирующее и мотивационное влияние (посредством правосознания, правотворчества, законности и т.д.)8. Таким образом, правовое воздействие гораздо шире правового регулирования9, в связи с чем необходимо четко разграничивать данные понятия.

    Выраженные  разноречия относительно существа понятия  функции права, его базовых компонентов, по-видимому, являются наиболее принципиальными с точки зрения выработки обобщенного представления о функциях права. При этом, безусловно, существует ряд иных спорных вопросов, касающихся понятия функции права, которые, по нашему мнению, не влияют на общую направленность исследований данного явления.

    В целях составления более полной картины о степени разработанности  понятия функции права в научной  литературе приведем суждения некоторых  авторов по отдельным аспектам этой проблемы. Так, В.М. Горшенев предлагает рассматривать функции права в широком и узком смыслах. В широком смысле, с его точки зрения, функции права раскрывают обобщенную характеристику правового воздействия на общественные отношения, при котором регулирование является лишь одним из способов выражения служебной роли права. Функции права в узком смысле раскрывают возможности собственно правового регулятивного воздействия, показывают, как проявляется социальное назначение права - регулировать общественные отношения в зависимости от характера и значения для социального развития10. Некоторые ученые (С.А. Иванов) представляют функции права как направления правового воздействия не на общественные отношения, а на волю, поведение людей11. С таким пониманием функции права (как направления правового воздействия) не согласен А.Я. Рыженков. По его мнению, функция - это не назначение, определяемое как область, сфера применения чего-нибудь, а его осуществление. Поэтому правильнее говорить не о направлении правового воздействия, а о правовом воздействии в определенном направлении12. С нашей точки зрения, применительно к функциям права четкое разграничение понятий "направление правового воздействия" и "правовое воздействие в определенном направлении" не имеет существенного значения, поскольку оба они выражают совершенно одно и то же, только разными терминами. В.В. Глущенко под функцией права понимает "то, что и с какими параметрами делает или предписывает делать право (норма права) для достижения оговоренных целей в конкретных условиях (гипотезах)"13. В данном определении, однако, все равно прослеживается понимание функции как направления воздействия - "то, что делает или предписывает делать право".

    Отдельные ученые (Б.И. Пугинский) возражают против определения функций права в  качестве направлений правового воздействия на общественные отношения на том основании, что суждения о направлениях влияния права без указания конкретных объектов и результатов такого влияния оказываются труднопроверяемыми, носят во многом умозрительный характер14. Полагаем, что с такой позицией нельзя согласиться по следующим мотивам. Объект правового воздействия известен - это общественные отношения, социальная жизнь, сознание и воля людей. Поэтому ни о какой "умозрительности" по отношению к объекту правового воздействия речи идти не может. Что касается результатов влияния права на социальную действительность, то они лежат за пределами понятия функции и не охватываются их содержанием. В понятие функции следует включать только то, что непосредственно характеризует это явление, выражает исключительно его специфику. Результаты правового воздействия, его цели, задачи и т.п., несомненно, тесно связаны с функциями права.

    Однако  взаимосвязь различных явлений  не дает оснований для того, чтобы  включать одно самостоятельное явление в состав другого.

    "Юридическое  назначение права, - отмечает С.С.  Алексеев, - выражается главным образом  в результатах правового регулирования... При характеристике функций права  за основу берутся результаты  регулирования общественных отношений  (что дает возможность выяснить то, чему служат юридические нормы)"15. Бесспорно, результаты правового воздействия имеют весьма важное, возможно, даже решающее значение для характеристики и выявления природы функций права. Однако они в любом случае являют собой следствие осуществления (реализации) определенной функции, то есть являются внешними по отношению к функциям факторами. Хотя бы по этим причинам результаты правового воздействия нельзя включать в понятие функции права. В противном случае функция представляла бы собой самодостаточное явление, заключающее в самом себе и причину, и следствие. Не вдаваясь в философские рассуждения о принципиальной возможности существования подобной ситуации, отметим, что функция всегда производна от определенного основного явления. Существование функции в отрыве от соответствующего объекта или явления немыслимо. Функция по определению не может быть независимым, самодостаточным явлением16.

    Для уяснения сущности функций права  представляется необходимым рассмотреть  соотношение данного понятия с иными правовыми феноменами. Одной из правовых категорий, представляющей интерес с точки зрения ее теоретической и практической сопоставимости с феноменом функций права, являются задачи права. По мнению ряда ученых, зависимость функций права от его задач проявляется, во-первых, в том, что задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия17. Такой подход характеризует первичность задач права по отношению к его функциям. Существуют, однако, и иные представления о соотношении задач и функций права. По мнению Б.Т. Разгильдиева, задача не может быть определяющим фактором по отношению к функции права, она может быть только определяемым. Ученый объясняет это тем, что задача по отношению к функциям права выступает внешним фактором. Определяющим же, с его точки зрения, может стать лишь внутреннее свойство права - функция18.

    Следует признать, что основное различие задач  и функций права заключается  в том, что задачи представляют собой  некие внешние по отношению к  праву явления и выступают  ориентирами правового регулирования, определяют направления воздействия  права на общественные отношения. Функции - это то, что внутренне присуще праву, это внутренняя движущая сила права. Они как бы "растворены" в праве и при необходимости в любой момент готовы к своей реализации, в частности, к тому, чтобы разрешить стоящие перед правом задачи. Словом, функции права - это внутренний потенциал права, его энергия. Это то, что делает право "живым", приводит его в действие, заставляет работать. Но правильно ли на этом основании утверждать, что функции предопределяют задачи права?

Информация о работе Функции права