Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа
Под функциями права обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества.
Исходя из понимания природы права и знания его сущностных признаков, можно выделить как минимум четыре направления его действия, с которыми функции права связаны непосредственно, внутренне, необходимо и объективно: это нормирование, регуляция, принуждение и суд.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие функции права………………………………………4
Глава 2. Плоскости рассмотрения функций права…………………..12
Глава 3. Соотносимость функций права и функций государства…..18
Заключение……………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………25
Приложение 1……………………………………………………………28
Но право - система лишь в относительном смысле, поэтому системными характеристиками перекрыть всю проблематику функционирования права невозможно. И поэтому в качестве базового такое толкование функции права принять нельзя.
Следующее уточнение касается различения функциональной характеристики права и анализа совокупности его функций, хотя они и не существуют друг без друга: функционирование - сам процесс осуществления права, «кристаллизации» его в нормы, законы, отношения, оценки, структуры и т.д., тогда как функции - это присущие праву, характерные именно для него способы (формы) участия, включенности в социальную практику в различных ее направлениях. Так, например, нормативное регулирование (регуляция) общественных отношений - это функционирование права наряду с другими социальными формами жизнедеятельности людей (поскольку нормативное регулирование - универсальное свойство всех социальных форм жизни), тогда как функцией права будет определенный, отличный от других социальных форм регулирования, способ нормативной регуляции.
Наконец, важно также отличить контекст, содержащийся в понятии функционирования, от контекстов других понятий, близких функционированию по значению. Речь идет о понятии действия, обозначающем сам процесс актуализации (проявления) права в общественных отношениях, разовый, дискретный или длящийся, непрерывный; о понятии реализации, обозначающем процесс перехода задачи, условий и порядка, заложенных в том или ином элементе действующего права, в содержание общественного отношения; о понятии практики, обозначающем сложившиеся и постоянно воспроизводимые способы, стандарты, стереотипы перевода содержания норм, правил, требований, оценок, ценностей и т.д. в действительность общественных отношений. В отличие от них, понятие функционирования обозначает не только процесс перевода содержания различных элементов права в действительность (распредмечивания права), но и обратный процесс «накопления» элементов действительности в праве (опредмечивания права).
Значит, функциональная характеристика позволяет выразить право с точки зрения механизмов образования и содержательного насыщения его элементов, обслуживания общественных отношений и самовоспроизводства.
Государство - это организация политической власти, причем слово «организация» здесь выражает процесс, а не какую-то структуру (социальную группу, партийную организацию). Государство объективировано (материализовано) в деятельности своего аппарата. Поэтому если под функцией понимается деятельность в определенном направлении, тогда следовало бы скорее говорить о функциях государственного аппарата. Но государство и государственный аппарат, как известно, совсем не одно и то же; государственный аппарат - не часть государства. Государство есть свойство, характеристика некоторой обособленной для решения политически-властных задач группы людей; оно есть также механизм действия (воздействия) на общество. Поэтому более правильно было бы говорить все же о действии (воздействии) государства, а не о его деятельности.
Действие права или государства или еще чего-нибудь - это способ их проявления в действительности, в социальной практике. А вот воздействие - понятие более определенное; оно обозначает направленность действия с целью способствовать изменениям или препятствовать им. Поэтому, и в отношении государства, и в отношении права правильно говорить именно о направлениях воздействия. Но тогда различия в функциях будут сводиться лишь к указанию на правовое или государственное воздействие, что, следует признать, мало чем отличается от тавтологической фразы.
Итак, анализ показывает, что понятия функции государства и функции права совершенно одинаковы с точки зрения присутствия структурирующих понятий. Но тогда не является ли понятие функции равным образом применимым и ко всем вообще формам общественной организации жизни людей; можно ли, например, и о функциях морали сказать, что это направления ее действия, или о функциях акционерных обществ как направлениях их деятельности и т.д.? Скорее всего, да. Но существует ли более общее понятие функции, которое поможет адекватно выразить существо динамической характеристики права? Более общее - вряд ли, а вот качественно иные значения слова «функция» существуют.
Заключение.
Функция права - понятие весьма многообразное. Основное ее назначение заключается в опосредовании связей между правом и объектами его воздействия - общественными отношениями, сознанием людей, иными фактами социальной действительности. Реализация данного назначения возможна исключительно благодаря действию (деятельности) права. В этой связи функция представляет собой не что иное как деятельность права. Деятельность же объекта в заданной системе отношений является одним из элементов философского понимания функции.
Под функциями права обычно понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Одна из основных функций - регулятивная, которая обеспечивает упорядочение общественных отношений, направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т.д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.), и статическую функцию, закрепляющую общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).
Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение охраны законности в стране (профилактика и расследование правонарушений, разбирательства дел о правонарушениях, применение мер уголовной, административной и других видов юридической ответственности).
Воспитательная функция заключается в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания людей, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права, а также в пропаганде идей гуманизма, справедливости, демократизма, приоритета прав и свобод личности, верховенства закона в правовой системе. Она направлена также на обеспечение знания людей нормативных предписаний, правовое просвещение.
Исходя из понимания природы права и знания его сущностных признаков, можно выделить как минимум четыре направления его действия, с которыми функции права связаны непосредственно, внутренне, необходимо и объективно: это нормирование, регуляция, принуждение и суд[18]. Каждое из этих направлений, правда, в других аспектах, обстоятельно изучено и описано в отечественной и зарубежной правоведческой литературе, поэтому мы здесь не будем специально раскрывать содержание каждого из этих направлений.
Литература.
•Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1.
Приложение 1.
┌─────────────────────────────
│ ФУНКЦИИ ПРАВА │
└─────────────────┬───────────
┌─────────────────────┴───────
┌─────────┴──────────┐
│ Общесоциальные │ │ Специально-юридические │
├────────────────────┘
│
│ ┌───────────────┐
├──┤ экономическая │ │регулятивная (развития)├──┤
│ └───────────────┘
│ ┌───────────────┐
├──┤ политическая │ │ охранительная ├──┘
│ └───────────────┘
│ ┌───────────────┐
├──┤воспитательная │
│ └───────────────┘
│ ┌───────────────┐
└──┤коммуникативная│
└───────────────┘
[1] Абрамов А.И. Журнал Российского права. 2006год.
[2] Филимонов В.Д. Охранительная функция уголовного права. СПб., 2003. С. 50.
[3] Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. С. 191.
[4] См., например: Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград,. С. 45.
[5] См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002. С. 155 - 156.
[6] См.: Рыженков А.Я. Указ. соч. С. 8.
[7] Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. С. 63.
[8] Абрамов А.И. «журнал Российского права» 2006 год.
[9] Абрамов А.И. Понятие и функции права. Журнал Российского права . 2006.
[10] Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 12.
[11] См.: Теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 130.
[12] Философский словарь / Под ред. Фролова. М., С. 526.
[13] См.: Новейший философский словарь / Минск, С. 783.
[14] Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.,. С. 856.
[15] В.А. Бачинин . Основы социологии права. СПб. 2001
[16] Абрамов А.И. Понятие фун-ий права. 2006.
[17] См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С. 96.
[18] В основу этой рабочей гипотезы принята концепция, разработанная Р. Дворкиным в его работе «О правах всерьез» (М., 2004).