Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции права.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
- рассмотреть понятие функции права;
- охарактеризовать системы права;
- проанализировать отдельные функции права;
- показать проблемы функций права в современном российском государстве.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1 Характеристика функций права………………………………
1.1 Основные функции права……………………………………………
4
4
1.2 Неосновные функции права…………………………………………... 8
Глава 2. Формы реализации и проблемы функций права…………….
2.1 Формы реализации функций права……………………………………
11
11
2.2 Проблемы функций права…………………………………………….. 13
Заключение……………………………………………………………….. 19
Список литературы…………………………………
Министерство Образования и науки Российской Федерации
Университет
Российской Академии Образования
Курсовая работа
По дисциплине « Теория Государства и права»
Тема:
Функции права
Выполнила студентка 2 курса
Дорофеева Ольга Викторовна
Проверила
______________________________
(должность, ученая степень, ученое звание)
к. Ю. н. Стаханова
Е.Ю.
Оценка_____________________
__________________________
( подпись
преподавателя)
«__» «_______________»
2011 года
г.Самара
2011
План
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава
1 Характеристика функций
права………………………………
1.1 Основные функции права…………………………………………… |
4
4 |
1.2 Неосновные
функции права…………………………………………. |
8 |
Глава
2. Формы реализации
и проблемы функций
права…………….
2.1 Формы реализации функций права…………………………………… |
11
11 |
2.2 Проблемы
функций права…………………………………………… |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
19 |
Список
литературы…………………………………………………… |
21 |
Введение
В науке
понятие «функция»
В юридической
науке термин «функция» употребляется
для характеристики социальной роли
государства и права.
Таким
образом, термин «функция» многозначен.
Он приемлем для характеристики любых
динамических структур, что обусловлено
спецификой познавательных задач тех
наук, в которых используется этот
термин (математика, биология, социология,
юриспруденция). Но, так или иначе, в большинстве
случаев с функцией связывается направленное
избирательное воздействие системы (структуры,
целого) на определенные стороны внешней
среды.
Актуальность
этой темы обуславливается тем, что
всегда важно понимать характеристику
предмета, его назначение и суть. Теория
государства и права - это изучение государства
и права, их взаимосвязи и содержания.
С помощью выяснения функций права, можно
выяснить социальное назначение права.
Таким образом, через раскрытие функций
права мы рассмотрим социальное назначение
такой категории теории государства и
права, как «право».
Что же
обозначает термин «функция» применительно
к праву? Что такое функция
права, и какие функции права
выделяют? На эти и на ряд других
вопросов я отвечу в своей курсовой работе:
Функции права.
Целью
данной курсовой работы является раскрытие
современных взглядов на функции
права.
Для достижения
поставленной цели был сформулирован
ряд задач:
- рассмотреть
понятие функции права;
- охарактеризовать
системы права;
- проанализировать
отдельные функции права;
- показать
проблемы функций права в
1.1 основные функции
права
В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных или правоприменительных актов, осуществляется в общих, или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность граждан, определяет ли компетенцию государственных органов и юридических лиц - во всех этих формах проявляется его основное социальное назначение - регулировать общественные отношения.
Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированные те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском нраве).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
определение посредством норм права праводееспособности правосубъектности) граждан;
закрепление и изменение правового статуса граждан;
определение
компетенции государственных
установление правового статуса юридических лиц;
определение (предусмотрение) юридических фактов, направлено на возникновение, изменение и прекращение правоотношений;
установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);
определение оптимального типа правового регулирования общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции права - охранительной.
Необходимость в охране общественных отношений существовала, и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Охранительная функция права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Из предложенного определения вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу. 1
Искоренение нежелательных явлений из жизни общества это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.
Не следует
понимать охранительную функцию
и так, будто она проявляется
лишь тогда, когда совершается
Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную
функцию не следует противопоставлять
регулятивной в том смысле, что
одна из них - это негативная (поскольку
включает в себя запреты, санкции, ответственность),
а вторая позитивная, так как направлена
на координацию положительной
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.
Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.
Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение правоохранительной деятельности государства сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, то есть обеспечить соблюдение режима законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных, защитой прав граждан.
Таким образом, если охранительная функция права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.
Рассмотрим формы реализации функций права.2 Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда, наряду с собственным (внутренним), оно имеет внешний механизм реализации, состоящий из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т. п.).