Французская модель президентства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Адепты смешанной формы стремятся совместить признаки различных республик и обеспечить разумный баланс властей в системе. Причем в центр этой системы поставлен обладающий большими полномочиями глава государства. Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свидетельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента несколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли решения органа конституционного контроля - Конституционного совета, а также сильные демократические традиции французского общества1.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ +.doc

— 218.50 Кб (Скачать)
  • Если народ поддерживает президента и на парламентских выборах голосует за его партию, то устанавливается единовластие в высших государственных структурах. И президент, и парламентское большинство, и правительство в этом случае принадлежат к одной партии, что практически исключает конфликт властей. В данной ситуации объем властных полномочий президента возрастает и превращает его в политическую фигуру номер один.
  • Если президент утрачивает поддержку народа, то возрастает влияние партии, оппозиционной президенту, которая формирует свое правительство. Устанавливается период сосуществования властей.

        Таким образом, особенностью смешанной республики, отличающей ее от президентской республики и парламентарной формы правления, является то, что:

  • она предполагает возможность конкурирования между президентом и парламентом (парламентским большинством) за право формирования правительства и, как следствие, то, что правительство в определенных ситуациях может быть сформировано как президентом, так и парламентом;
  • в случае возникновения противостояния, кардинальных разногласий между институтами власти (прежде всего, президентом и парламентом (парламентским большинством) итог данного противостояния выносится на суд народа, которому принадлежит право выбора модели организации государственной власти - либо единовластия в высших государственных структурах, либо «сосуществование властей».

      Следует отметить, что во Франции существует два правительственных органа: Совет министров и Совет кабинета. Первый составляют министры, заседающие под председательством Президента, второй - министры, собравшиеся под руководством Премьер-министра. На заседаниях Совета министров решаются наиболее важные дела, второй орган обсуждает оперативные вопросы и принимает по ним решения. Президент контролирует деятельность правительства, поскольку он вправе требовать от Совета министров обсуждения заранее одобренной им повестки дня. Это полномочие позволяет ему выносить на рассмотрение Совета министров вопросы, по которым у него нет разногласий с правительством, и откладывать рассмотрение тех, по которым компромисс не был достигнут.

      Президент обладает собственными полномочиями, осуществление которых не требует  контрассигнации. Одним из таких  полномочий является назначение Премьер-министра. Президент свободен в своем выборе, но на практике глава государства вынужден учитывать то обстоятельство, что правительство в своей деятельности опирается на поддержку парламентского большинства. Именно поэтому в период «сосуществования» Премьер-министром становится лидер оппозиционной партии, победившей на парламентских выборах, а правительство формируется по взаимному согласию между главой государства и главой правительства.

      Как правило, для полупрезидентских  республик характерно отсутствие у президента права законодательной инициативы (Франция, Румыния).

      Однако  в некоторых постсоветских полупрезидентских  республиках у президента все  же такое право есть (Литва, РФ). И все же для полупрезидентской республики более характерно отсутствие такого права, ибо исполнительная власть тут принадлежит правительству.

      В разных странах существуют свои процедуры  утверждения президентом законов, одобренных высшим законодательным  органом.  Например, согласно ст.71 Конституции Литвы, «Президент Республики не позднее чем в десятидневный срок после вручения либо подписывает и официально обнародует… закон, либо возвращает его Сейму с соответствующей мотивировкой для повторного рассмотрения». Вето Президента, согласно ст.72, преодолевается простым большинством за обычный закон и не менее 3/5 членов Сейма – за конституционный закон. В этом случае Президент обязан подписать закон в течение трех дней16.

      Президент Франции обладает полномочиями налагать постатейное вето на соответствующий  закон. Статья 10 Конституции установила, что «Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до исполнения этого срока потребовать у парламента нового обсуждения закона или некоторых из его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано»17. Аналогичным правом постатейного вето обладает и Президент Португалии.

      В ряде европейских стран президенты имеют право направить на рассмотрение с точки зрения его конституционности  в высшие органы конституционного надзора тот или иной закон, принятый парламентом и направленный на подпись главе государства (Франции, Польши, Румынии и др).

      Акты  президентов в полупрезидентских  республиках подлежат контрассигнации, хотя для разных стран с этой формой правления имеются свои ограничения. В этом – одно из важных отличий полупрезидентского устройства от президентской модели, при которой решения высшей исполнительной власти принимаются единолично главой государства и правительства – президентом.

      Однако  для конституционализма  постсоветских республик характерна очередная особенность – отсутствие института контрассигнатуры.

        Так, согласно ст.65 Конституции Кыргызской Республики «Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики. 18

      Для некоторых государств характерны ситуации, когда конституция возводит указы  президента до уровня закона по своей  юридической силе.  Так, согласно Конституции Эстонии, «Если Рийгикогу* не может собраться, Президент Республики в случае неотложной государственной необходимости имеет право издавать скрепленные подписями председателя Рийгикогу и премьер-министра указы, имеющие силу закона. Как только Рийгикогу собирается, Президент Республики представляет ему указы, и Рийгикогу незамедлительно принимает закон об их утверждении либо отмене»19.

        В полупрезидентской республике назначенный президентом премьер и сформированное последним правительство должны получить в парламенте вотум доверия. В целом для полупрезидентских республик характерна ситуация: если президент олицетворяет политическую группировку, составляющую большинство в парламенте, он достаточно самостоятелен в назначениях на правительственные должности, если же большинство парламента оппозиционно президенту, то последнее слово всегда остается за парламентом.

      Право на созыв внеочередных или чрезвычайных сессий парламента имеется у президентов всех полупрезидентских республик.

      Широкие полномочия по роспуску Национального  Собрания имеет Президент Франции. Аналогичным, по существу неограниченным, правом роспуска парламента обладает и Президент Турции.

      Примечательна зависимость решения президента о роспуске парламента от позиции  правительства, что очень характерно для стран с полупрезидентской  формой правления. Например, в Португалии Президент должен предварительно согласовать такое решение с Государственным Советом. В этот консультационный орган под председательством Президента входят: премьер-министр, председатель парламента, председатель Конституционного Суда, генеральный прокурор, главы администраций автономных регионов, а также бывшие президенты. Кроме того, членами Государственного Совета являются 5 граждан, назначенные Президентом, и 5 представителей парламентских фракций, состав которых отражает соотношение между этими фракциями20.

      В отличие от Франции или Турции, где полномочия президентов по роспуску парламентов не ограничены, конституции некоторых стран предусматривают ряд существенных ограничений права президента на роспуск парламента.

     Например, по Конституции Румынии «После консультации с председателями обеих Палат и лидерами парламентских групп Президент Румынии может распустить Парламент, если он не выражает вотум доверия, необходимый для сформирования Правительства в 60-дневный срок после первого предложения и только после отклонения не менее двух предложений об инвеституре премьер-министра. В течение одного года Парламент может быть распущен только один раз. Парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев мандата Президента Румынии, а также во время осадного положения или чрезвычайного положения»21.

      Отметим, что Конституция Литвы вообще исключает возможность роспуска Сейма Президентом.

     Формально во Франции согласно ст.18 Конституции  «Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу»22. На практике V Республики до сих пор послание Президента всегда зачитывалось председателями палат.

      По Конституции Литвы, Президент «выступает в Сейме с годовыми докладами о положении в Литве: о внутренней и внешней политике Литовской Республики»23.

      Однако  для полупрезидентских республик  характерно такое же положение дел, как и во Франции. Огромные полномочия, которыми наделен Президент V Республики, резко контрастирует с формальной политической неответственностью главы государства - его нельзя, например, привлечь к суду за преступления или проступок. Ст.68 Конституции Французской Республики делает лишь одно исключение: «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение ему может быть предъявлено только обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов; судит Президента Высокая палата правосудия»24.

        Примечательно, что  в некоторых странах не предусматривается  ответственность президента вообще. Однако такие случаи носят единичный  характер. В целом возможность  отрешения президента предусматривается  и конституциями стран СНГ (Конституции Кыргызской Республики, Конституции Республики Армения и др.).

Сфера международных отношений

      В полупрезидентских республиках  президент имеет неоспоримый  приоритет в руководстве внешней  политикой страны, назначении и аккредитации послов, участии в переговорах о заключении договоров и их ратификации и т.п. Помимо правовой регламентации, внешнеполитическое лидерство президента такой классической полупрезидентской республики, как Франция, подкрепляется политико-идеологической доктриной, согласно которой внешняя политика – «заповедная область» президента.

      Полупрезидентская форма правления дает довольно широкий  фронт действий президенту по проведению международных переговоров. Президент  осуществляет официальные визиты в  другие страны, делает официальные заявления по различным международным проблемам.

      Однако  особенность полупрезидентских  республик заключается в том, что внешнеполитические акции президентов  обусловлены не санкцией парламента, а решением правительства.

      В полупрезидентской республике, в отличие от президентской, международные договоры после их утверждения парламентом подписывают, как правило, не президенты, а главы правительства или министры иностранных дел.

  В области государственного управления

      В сфере внутренней политики Президенту также принадлежит ведущая, но уже не доминирующая роль.

      В полупрезидентских республиках  право президента на назначение членов правительства носит более ограниченный характер по сравнению с аналогичным  правом при президентской модели. Это обусловлено тем, что тут глава государства не возглавляет одновременно правительство и может лично назначить только главу правительства, причем исключительно с учетом расстановки сил в парламенте.

      Во Франции, например, назначение Президентом премьер-министра не нуждается в одобрении парламентом. Насколько он реально отнесся к этому назначению с точки зрения расстановки политических сил в парламенте, покажет отношение последнего к представленной впоследствии правительством своей программы (ст.ст. 8, 49 и 50 Конституции Франции). В других же странах уже само назначение нуждается в утверждении парламентом. «Президент Кыргызской Республики... назначает с согласия Жогорку Кенеша премьер-министра Кыргызской Республики» (ст. 46 ч.1 п.2 Конституции Кыргызской Республики25.

Информация о работе Французская модель президентства