Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:51, контрольная работа
Адепты смешанной формы стремятся совместить признаки различных республик и обеспечить разумный баланс властей в системе. Причем в центр этой системы поставлен обладающий большими полномочиями глава государства. Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свидетельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента несколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли решения органа конституционного контроля - Конституционного совета, а также сильные демократические традиции французского общества1.
Таким образом, особенностью смешанной республики, отличающей ее от президентской республики и парламентарной формы правления, является то, что:
Следует отметить, что во Франции существует два правительственных органа: Совет министров и Совет кабинета. Первый составляют министры, заседающие под председательством Президента, второй - министры, собравшиеся под руководством Премьер-министра. На заседаниях Совета министров решаются наиболее важные дела, второй орган обсуждает оперативные вопросы и принимает по ним решения. Президент контролирует деятельность правительства, поскольку он вправе требовать от Совета министров обсуждения заранее одобренной им повестки дня. Это полномочие позволяет ему выносить на рассмотрение Совета министров вопросы, по которым у него нет разногласий с правительством, и откладывать рассмотрение тех, по которым компромисс не был достигнут.
Президент обладает собственными полномочиями, осуществление которых не требует контрассигнации. Одним из таких полномочий является назначение Премьер-министра. Президент свободен в своем выборе, но на практике глава государства вынужден учитывать то обстоятельство, что правительство в своей деятельности опирается на поддержку парламентского большинства. Именно поэтому в период «сосуществования» Премьер-министром становится лидер оппозиционной партии, победившей на парламентских выборах, а правительство формируется по взаимному согласию между главой государства и главой правительства.
Как правило, для полупрезидентских республик характерно отсутствие у президента права законодательной инициативы (Франция, Румыния).
Однако
в некоторых постсоветских
В
разных странах существуют свои процедуры
утверждения президентом
Президент Франции обладает полномочиями налагать постатейное вето на соответствующий закон. Статья 10 Конституции установила, что «Президент Республики промульгирует законы в течение 15 дней после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до исполнения этого срока потребовать у парламента нового обсуждения закона или некоторых из его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано»17. Аналогичным правом постатейного вето обладает и Президент Португалии.
В ряде европейских стран президенты имеют право направить на рассмотрение с точки зрения его конституционности в высшие органы конституционного надзора тот или иной закон, принятый парламентом и направленный на подпись главе государства (Франции, Польши, Румынии и др).
Акты
президентов в
Однако для конституционализма постсоветских республик характерна очередная особенность – отсутствие института контрассигнатуры.
Так, согласно ст.65 Конституции Кыргызской Республики «Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики. 18
Для некоторых государств характерны ситуации, когда конституция возводит указы президента до уровня закона по своей юридической силе. Так, согласно Конституции Эстонии, «Если Рийгикогу* не может собраться, Президент Республики в случае неотложной государственной необходимости имеет право издавать скрепленные подписями председателя Рийгикогу и премьер-министра указы, имеющие силу закона. Как только Рийгикогу собирается, Президент Республики представляет ему указы, и Рийгикогу незамедлительно принимает закон об их утверждении либо отмене»19.
В полупрезидентской республике назначенный президентом премьер и сформированное последним правительство должны получить в парламенте вотум доверия. В целом для полупрезидентских республик характерна ситуация: если президент олицетворяет политическую группировку, составляющую большинство в парламенте, он достаточно самостоятелен в назначениях на правительственные должности, если же большинство парламента оппозиционно президенту, то последнее слово всегда остается за парламентом.
Право на созыв внеочередных или чрезвычайных сессий парламента имеется у президентов всех полупрезидентских республик.
Широкие полномочия по роспуску Национального Собрания имеет Президент Франции. Аналогичным, по существу неограниченным, правом роспуска парламента обладает и Президент Турции.
Примечательна зависимость решения президента о роспуске парламента от позиции правительства, что очень характерно для стран с полупрезидентской формой правления. Например, в Португалии Президент должен предварительно согласовать такое решение с Государственным Советом. В этот консультационный орган под председательством Президента входят: премьер-министр, председатель парламента, председатель Конституционного Суда, генеральный прокурор, главы администраций автономных регионов, а также бывшие президенты. Кроме того, членами Государственного Совета являются 5 граждан, назначенные Президентом, и 5 представителей парламентских фракций, состав которых отражает соотношение между этими фракциями20.
В отличие от Франции или Турции, где полномочия президентов по роспуску парламентов не ограничены, конституции некоторых стран предусматривают ряд существенных ограничений права президента на роспуск парламента.
Например, по Конституции Румынии «После консультации с председателями обеих Палат и лидерами парламентских групп Президент Румынии может распустить Парламент, если он не выражает вотум доверия, необходимый для сформирования Правительства в 60-дневный срок после первого предложения и только после отклонения не менее двух предложений об инвеституре премьер-министра. В течение одного года Парламент может быть распущен только один раз. Парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев мандата Президента Румынии, а также во время осадного положения или чрезвычайного положения»21.
Отметим, что Конституция Литвы вообще исключает возможность роспуска Сейма Президентом.
Формально во Франции согласно ст.18 Конституции «Президент Республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу»22. На практике V Республики до сих пор послание Президента всегда зачитывалось председателями палат.
По Конституции Литвы, Президент «выступает в Сейме с годовыми докладами о положении в Литве: о внутренней и внешней политике Литовской Республики»23.
Однако
для полупрезидентских
Примечательно, что в некоторых странах не предусматривается ответственность президента вообще. Однако такие случаи носят единичный характер. В целом возможность отрешения президента предусматривается и конституциями стран СНГ (Конституции Кыргызской Республики, Конституции Республики Армения и др.).
Сфера международных отношений
В
полупрезидентских республиках
президент имеет неоспоримый
приоритет в руководстве
Полупрезидентская форма правления дает довольно широкий фронт действий президенту по проведению международных переговоров. Президент осуществляет официальные визиты в другие страны, делает официальные заявления по различным международным проблемам.
Однако особенность полупрезидентских республик заключается в том, что внешнеполитические акции президентов обусловлены не санкцией парламента, а решением правительства.
В полупрезидентской республике, в отличие от президентской, международные договоры после их утверждения парламентом подписывают, как правило, не президенты, а главы правительства или министры иностранных дел.
В области государственного управления
В сфере внутренней политики Президенту также принадлежит ведущая, но уже не доминирующая роль.
В
полупрезидентских республиках
право президента на назначение членов
правительства носит более
Во Франции, например, назначение Президентом премьер-министра не нуждается в одобрении парламентом. Насколько он реально отнесся к этому назначению с точки зрения расстановки политических сил в парламенте, покажет отношение последнего к представленной впоследствии правительством своей программы (ст.ст. 8, 49 и 50 Конституции Франции). В других же странах уже само назначение нуждается в утверждении парламентом. «Президент Кыргызской Республики... назначает с согласия Жогорку Кенеша премьер-министра Кыргызской Республики» (ст. 46 ч.1 п.2 Конституции Кыргызской Республики25.