Французская модель президентства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Адепты смешанной формы стремятся совместить признаки различных республик и обеспечить разумный баланс властей в системе. Причем в центр этой системы поставлен обладающий большими полномочиями глава государства. Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свидетельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента несколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли решения органа конституционного контроля - Конституционного совета, а также сильные демократические традиции французского общества1.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ +.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

      В правовых государствах существуют три  формы правления: президентская  республика, парламентарная форма правления  и смешанная республика; последняя  является спорной и трактуется неоднозначно. Одни ученые вообще ставят под сомнение сам факт её существования, признавая лишь традиционные модели организации государственной власти, а отличия же государственно-правовых систем отдельных государств причисляют к особенностям указанных моделей. Выделяя, таким образом, французскую, российскую и т.п. модели президентской республики.

      Другие  ученые, наоборот, считают, что республика со смешанной формой правления существует, но при этом их анализ не определяет основной принцип присущей ей модели организации государственной власти, которая отличала бы существующие государственно-правовые модели друг от друга. Исходя из этого, идентичная модель организации государственной власти, порой, бывает отнесена учеными к разным формам правления.

      Так, например, предметом острых дискуссий  является форма правления V республики во Франции. Одни считают её классической смешанной республикой; другие - классической президентской; третьи, анализируя основы организации государственной власти в данной стране, конструируют французскую модель президентской республики.

      Адепты  смешанной формы стремятся совместить признаки различных республик и обеспечить разумный баланс властей в системе. Причем в центр этой системы поставлен обладающий большими полномочиями глава государства. Недостатком смешанной формы правления является то, что создается система власти, которая замкнута на главе государства и во многом зависит от его личных качеств. Однако, как свидетельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента несколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли решения органа конституционного контроля - Конституционного совета, а также сильные демократические традиции французского общества1.

      В современной политической науке  часто упоминается французская  модель института президентства, которая зарекомендовала себя как достаточно устойчивый и гибкий тип правления.

        Именно эти качества пришлась по душе странам СНГ. В настоящее  время с определенными особенностями  эта модель присутствует в ряде других стран, и большое распространение  получила в государствах Восточной Европы и СНГ.

        Отметим, что из республик  СНГ полупрезидентскую модель управления приняли такие республики, как  Россия, Казахстан, Армения, Украина, Грузия, Молдова, Кыргызстан, Беларусь, а из трех республик Балтии такую модель избрали Литва и Эстония.

    Глава 1: КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ПРАВЛЕНИЯ

      Выделяют  три наиболее распространенные в  современном мире системы правления:

  • Президентскую;
  • парламентскую;
  • полупрезидентскую.

      Президентские системы.

      Вся полнота высшей исполнительной власти принадлежит Президенту и он формирует правительство, а высший законодательной орган не может отправить правительство в отставку посредством выражения вотума недоверия.

      По  критерию количества лиц, составляющих верховный орган исполнительной власти, президентские системы можно разделить на системы:

  • С коллегиальным президентством.

      Примерами коллегиального президентства являются Уругвай (1919-1933 гг. и 1952-1967 гг.), Кипр (1960-1963 гг.) и Босния и Герцеговина (с 1996 г.). Целью создания такого института было стремление отразить в исполнительной власти основные интересы разделенного общества.

      Так Боснии и Герцеговине в высший орган исполнительной власти – коллегиальный Президиум входят три избираемых населением президента: босниец и хорват от Федерации Босния и Герцеговина, и серб от Республики Сербской. Ротация председательствующих в Президиуме Боснии и Герцеговины со сроком полномочий 4 года происходит каждые 8 месяцев2.

  • С униперсональным (единоличным) президентством, когда во главе исполнительной власти стоит Президент 

      Особую  группу президенциализма образуют т.н. суперпрезидентские системы, отличительной чертой которых является концентрация в руках главы государства огромной власти, т.е. независимая, неконтролируемая на практике законодательной, исполнительной или судебной отраслью власти система государственного управления, основной чертой которой являются гипертрофированные полномочия президента. Важно то, что эти обширные полномочия не только закрепляются за президентом в конституции, но и реализуются активно на практике.

      Парламентские системы.

      Президент является только конституционным главой государства и его полномочия в системе высшей исполнительной власти жестко ограничены прерогативами  Премьер-министра, определяющего курс правительства (которое, в свою очередь, подотчетно парламенту).

      Кратко  рассмотрим разновидности парламентских  систем, выделенных по критерию доминирования  одного из институтов.

  • Премьерская система (Великобритания). В такой системе премьер-министр возглавляет не только правительство и всю систему исполнительной власти, но и полностью контролирует принятие решений нижней палатой парламента, поскольку обладает там самой многочисленной фракцией. Коллегиальный характер деятельности кабинета заменяется господством премьера.
  • Ассамблейное правление - противоположность премьерской системы, отличается преувеличенной ролью парламента и снижением деятельной роли кабинета. Итогом такой системы являются частые правительственные кризисы и отставки, что лихорадит всю государственную машину. Так во Франции Четвертой республики за 12 лет сменилось 25 правительств.
  • Сбалансированный режим, при котором нет доминирования ни исполнительной власти, ни парламента. Коалиционные правительства здесь создаются неделями в результате напряженных переговоров между разными сторонами, и, будучи сформированными, кабинеты существуют довольно долго.

          Политическая практика стран мира дает еще два варианта – кабинетное и министерское правление.

  • Кабинетное правление существует тогда, когда правительство является центром власти. Это коллегиальная форма деятельности исполнительной власти, при которой основные направления политики определяет не парламент, а кабинет (Финляндия).
  • Министерское правление – это система, при которой министры принимают наиболее важные решения в рамках сферы их компетенции, при этом общая координация деятельности министерств практически отсутствует (Нидерланды).

      Для описания парламентской системы в учебной литературе принято использовать латинскую формулу: премьер-министр – «первый среди равных» (primus inter pares). Однако, как видно из предыдущих рассуждений, далеко не всегда парламентские системы функционируют в соответствии с этим принципом. Модернизировать эту формулу применительно к разновидностям парламентаризма с доминированием исполнительной власти можно, на мой взгляд, так:

    • премьерская система - первый над равными;
    • кабинетная система - первый среди равных;
    • министерская система - равный под равными.

    Если  же взглянуть на взаимоотношения  между правительством и парламентом, то здесь можно, как было сказано выше, выделить три модели: 

    • с доминированием исполнительной власти - правительство над парламентом;
    • с доминированием парламента - парламент над правительством;
    • сбалансированная модель - парламент и правительство «равны» по силе.

      В последнее время наибольшее распространение  получила так называемая полупрезидентская система, которая стремится создать сильную, стабильную исполнительную власть, но в то же время политически ответственную перед законодательным собранием. Исходя из такой перспективы исполнительная власть распределяется между двумя конституционными институтами - Президентом и правительством. Их соотношение, как между собой, так и с законодательной властью структурируется таким образом, что, с одной стороны, Президент, будучи политически неответственным, через влияние на правительство (участие в формировании, работе, отставке), курирование ряда областей в сфере собственно исполнительной власти (внешняя политика, оборона, безопасность) и противодействие парламенту (законодательная инициатива, право вето, роспуск парламента) ограждает правительство как политически ответственного субъекта от исходящей от парламента нестабильности.

      С другой стороны, парламент, влияя на Президента и правительство (участие в формировании и отставке правительства, контроль за его деятельностью, законодательная политика, преодоление вето), не позволяет Президенту бесконтрольно руководить правительством, превращая его в свой административный аппарат.3.

      Тенденция отделения Президента от исполнительной власти привела к формированию института президентской власти. Хотя формулировка об особой президентской власти еще нигде не получила в конституциях своего дословного выражения, но уже есть нормы, отражающие эту тенденцию. Конституция Франции 1958 года, откуда берет начало данная тенденция, установила, что Президент является арбитром над всеми властями, поскольку «обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей»4.

      Эта система получила относительно широкое  распространение: пятая часть государств мира по формальным конституционным признакам может быть отнесена к этой форме правления. При этом наблюдается довольно большой разброс в институциональных чертах полупрезидентских стран.  Полупрезидентскую систему правления мы подробно рассмотрим на Французской модели президентства. 
 

Глава 2: ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕЗИДЕНСТВА

2.1. Становление V Республики во Франции. Шарль де Голь

      III Республика (1875-1940) характеризовалась наличием множества политических партий, незначительных по размерам и плохо организованных. В силу этого зачастую ни одна из них не обладала большинством в парламенте. Поэтому министры назначались и из крайне левых, и из правых. Такие разнородные кабинеты не имели ни определенной линии, ни широкой программы. Именно внутренняя структура кабинетов явилась причиной их неустойчивости. За 70 лет (с 1873 по 2003 год) во Франции сменилось 104 правительства. Средняя продолжительность пребывания у власти - 7 месяцев и 3 недели, ни одно из них не просуществовало и 3-х лет5.

      Законодательная власть преобладала и доминировала над исполнительной. Это вполне соответствовало  представлениям большинства законодателей  о должном соотношении властей  в государстве.

      Ситуация  в IV Республике (1946-1958) существенно не изменилась. По-прежнему ведущая роль принадлежала парламенту. Подлинным главой исполнительной власти являлся Премьер-министр.

      Неэффективность органов государственной власти IV Республики привела к тому, что  за период с 1946 по 1958 год в парламент было внесено 99 предложений о пересмотре Конституции. Многие склонялись к мнению о том, что необходимо создать в лице Президента опору для правительства и, следовательно, наделить Президента реальной властью6.

      Идею  сильной президентской власти поддерживал  Ш. де Голль. Возглавив весной 1958 года Совет министров, де Голль внес в парламент законопроект, поручавший правительству выработать проект новой Конституции, а 28 сентября 1958 года на референдуме была принята Конституция V Республики. За нее проголосовало 79% избирателей.

      Шарль де Голль был убеждён: ключ к будущему - новая, более эффективная форма правления. Ее, по сути, изобретенную де Голлем, получившую позднее наименование полупрезидентской, и узаконила новая конституция Франции 1958 г. Так возникла V Республика отцом-основателем и первым Президентом, которой стал де Голль.

Информация о работе Французская модель президентства