Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности форм государственного правления.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить степень изученности данной темы в современной научной литературе;
- рассмотреть понятие формы правления;
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие формы правления………………………………………….6
Разновидности форм правления…………………………………….8
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности……………….8
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности……………..14
2.3. Нетипичные формы правления……………………………….. 20
3. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее,
будущее………………………………………………………………. 23
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной
монархии………………………………………………………………23
3.2.Форма правления России на современном этапе………………29
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………
В настоящее время президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах - и ответственность премьер-министра и всего Совета министров.
Как и любая друга
форма правления президентская
республика имеет свои положительные
и отрицательные стороны. Достоинство
президентской формы правления заключается,
прежде всего, в том, что всенародно избранный
президент являет собой средоточие общенациональных
устремлений, выступает символом нации,
символом принадлежности граждан к единому
государству. Эта форма дает полномочия
одному лицу, которое может осуществить
руководство в чрезвычайных обстоятельствах.
И не случайно, сталкиваясь с теми или
иными сложными проблемами, некоторые
страны (например, Франция в 50-х гг. XX в.)
подчеркивают значение поста президента.
Президентская система правления в принципе
обеспечивает большую степень политической
стабильности, чем парламентская, так
как правительство (президент) избирается
на фиксированный срок, определенный конституцией.
Президентская форма правления, в свою
очередь, не является безупречной.
«Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту»11.
В
такой республике правительство
формируется парламентским
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет. Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Достоинством
парламентской республики является
единство высших эшелонов исполнительной
власти, поскольку глава исполнительной
власти (премьер-министр) и его кабинет
назначаются и контролируются парламентом,
точнее, парламентским большинством.
До тех пор, пока правительство располагает
поддержкой большинства законодателей,
оно выполняет свои функции, не исключая
и представления
При всех существующих вариациях в парламентских
республиках президент играет незначительную
роль; исполнительная власть является,
по сути, продолжением законодательной,
и тем самым возможный конфликт между
двумя ветвями власти сводится к минимуму.
Последние
десятилетия показывают, что классические
формы парламентской и
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах.
2.3. Нетипичные формы правления.
Все
формы правления (кроме ярко выраженной
дуалистической монархии) существуют
в различных государствах мира. Но
на их базе и наряду с ними путем
совмещения и появления новых
признаков создаются
Рассмотрим существующие нетипичные формы правления:
Как
уже отмечалось, глава государства
в монархии - наследственный и пожизненный.
Выборы нового монарха обычно проводятся
в том случае, когда прекращается
династия (например, выборы царем Михаила
Романова в России в 1613 г.). Вместе с
тем, в современных условиях есть
такие монархи, где глава государства
не пожизненный и не наследственный,
а переизбирается через определенный
промежуток времени. Такая система,
как уже существует в Малайзии
и Объединенных Арабских Эмиратах,
своеобразных федеративных выборных монархиях.
В каждом из этих государств глава
государства переизбирается раз
в 5 лет. Это сближает главу государства
- монарха с президентом, а монархическую
форму правления с
2) Монархическая республика.
Вместе
с тем, в современном мире в
условиях тоталитарных систем появились
разновидности республики, характеризующиеся
нелегитимностью власти. Например,
когда в стране происходит государственный
переворот, который ставит во главе
государства единоличного диктатора,
(может называться как угодно - президентом,
вождем, генеральным секретарем центрального
комитета партии и т.д.) или группу
диктаторов, форма правления официально
может провозглашаться или
3) Суперпрезидентская республика.
В ряде стран Латинской Америки уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими полномочиями. Соединяя в своих руках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д. Косио Вильегаса, в "судью последней инстанции и верховного арбитра при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют"12.
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной монархии
Возрождение самодержавия происходило на основе представлений о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной властей, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.
В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии - самодержавие. Все самодержцы XVII в. династии Романовых были избраны Земскими соборами. Образ власти носил сакральный характер. Однако существо самодержавной власти не было закреплено в законодательстве. Власть царя ограничивалась православной нравственностью и сложившимся традициями, которым царь был вынужден неукоснительно следовать.
В правление Петра I (1696-1725) царская власть получает новый титул - «императорская» с одновременным удержанием всех прежних. Этот титул был присвоен царю Правительствующим Сенатом (правительством на время отсутствия царя) и Святейшим Синодом (заменил собой патриарший приказ и институт патриарха) по окончании Северной войны в 1721 г. Новый титул подчеркивал причастность российской власти к западноевропейской монархической традиции, тогда как царский титул подчеркивал ее преемственность от византийских цезарей.
Петр I стал одним из первых государственных реформаторов, который обратил свой взор к практике зарубежных государств с вполне определенной и практической целью - усвоение и заимствование отдельных западноевропейских учреждений с одновременным широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Печать заимствований проявилась в учреждении прокуратуры, полиции, коллегий, в делении страны на губернии, введении Табели о рангах и др.
По
обобщению М.Ф.Владимирского-
Подвергая все стороны социальной и политической жизни детализированной регламентации с помощью законов различною объема и направленности в виде указов, регламентов, артикулов, царственный реформатор нередко мало считался с результативностью подобных новшеств и, тем самым, заранее мирился со слабой эффективностью реформ при всей их актуальности и назревшей необходимости.
Западноевропейская
составляющая реформ впоследствии будет
пронизывать обновленческие программные
замыслы многих царствующих особ
- Екатерины II, Павла I, Александра I и
Александра II, вплоть до конституционных
законов начала XX столетия в царствование
Николая I, смирившегося с созданием
парламентско-
Абсолютная монархия в России была оформлена в первой четверти XVIII в. в ходе преобразований Петра I. С конца XVII в. шел процесс отмирания Боярской думы, первостепенное значение приобрела возникшая Ближняя канцелярия - учреждение, координирующее работу центральных органов управления и осуществлявшие административно-финансовый контроль в государстве. К 1711 г. Боярская дума окончательно исчезла. По указу Петра I в 1711 г. устанавливался порядок принятия решений в Сенат. В 1714 г. этот порядок изменился - вместо единогласия стало достаточно большинства голосов. Помимо требований законности упорядочению управления послужили учреждение Сената (второго после царя органа управления), создание должностной иерархии фискалов с обязанностью проведывать и доносить обо всех нарушениях закона, о злоупотреблениях и волоките.