Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности форм государственного правления.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить степень изученности данной темы в современной научной литературе;
- рассмотреть понятие формы правления;
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие формы правления………………………………………….6
Разновидности форм правления…………………………………….8
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности……………….8
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности……………..14
2.3. Нетипичные формы правления……………………………….. 20
3. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее,
будущее………………………………………………………………. 23
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной
монархии………………………………………………………………23
3.2.Форма правления России на современном этапе………………29
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………
Стр.
Введение…………………………………………………………
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности……………….8
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности……………..14
2.3. Нетипичные формы правления……………………………….. 20
3. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее,
будущее……………………………………………………………
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной
монархии…………………………………………………………
3.2.Форма правления России на современном этапе………………29
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………37
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена теми тенденциями в развитии общества, которые связаны с социально-экономическими преобразованиями, реформированием общественных связей и политических институтов, с обострением конфликтов в сфере государственно-правовой жизни. Ведь правовые отношения в государственно-организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство является довольно активным их участником. Любое государство может быть охарактеризовано: с одной стороны, природой и характером существующей государственной власти, ее социально-политическим типом, с другой стороны, тем, как, каким образом эта власть формируется, организуется, функционирует и действует. Эти две стороны в характеристике государства, конечно, не отделены друг от друга абсолютно, между ними существует достаточно тесная взаимосвязь. Вместе с тем нельзя не видеть и относительной, но достаточно высокой самостоятельности каждой из этих разных сторон рассматриваемого противоречия, в соответствии с которым одна и та же сущность государства, его тип способен проявляться в многообразных формах, а определенная государственная форма может наполняться различным социально-политическим содержанием и обслуживать государства различных типов.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Форма
государства показывает особенности
устроения и функционирования государства.
Она включает в себя три связанных
между собой института: форму
правления, форму государственного
устройства и государственный режим.
Форма правления характеризует состав
высших органов государственной власти,
порядок их образования, организацию и
порядок взаимодействия между собой и
населением (разные виды республик и монархий).
В работе предполагается
рассмотреть понятие форм правления.
Объект исследования - формы правления.
Предмет исследования – особенности форм правления.
Цель исследования: изучить особенности форм государственного правления.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить степень изученности данной темы в современной научной литературе;
- рассмотреть понятие формы правления;
- изучить характеристики форм правления;
- раскрыть формы правления на примере зарубежных стран;
- рассмотреть нетипичные формы правления;
- проанализировать форму правления в Российской Федерации на современном этапе развития;
Методологическую основу исследования составили: эмпирический метод (метод сравнения), теоретико-эмпирический метод (метод анализа и синтеза).
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе мы рассматриваем понятие формы государственного правления и приходим к выводу, что она раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании и, что известны две формы правления: монархия и республика.
Во второй главе мы рассматриваем разновидности форм правления и приходим к выводу, что монархия - это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная. Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная. Нетипичные формы правления - отражают процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления.
В третьей главе мы рассматриваем этапы развития формы правления в России и анализируем форму правления в Российской Федерации на современном этапе.
При написании данной работы были использованы труды известных российских политологов и исследователей, таких как Коркунова Н.М, Чиркина В. Е, Никонова В.Н, Хропанюк В.Н., Нерсесянц В.С., Малько А.В., Венгерова А.Б., Зазнаева А., Грановского С.А.
Под
формой правления мы понимаем способ
формирования институтов высшей государственной
власти, определяющий их полномочия, структуру,
принципы взаимоотношений между
собой и степень участия
«Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства»1. Это не просто абстрактно-теоретическая категория науки, как суверенитет или народовластие, а то, с помощью чего мы можем разобраться в той или иной системе органов государственной власти, установленные конституцией соответствующего государства. «При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться»2. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Термин "форма правления" содержится во многих конституциях стран мира. Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключением являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовалось просто название "государство", например, "Государство Израиль"), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых. В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. «Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или, прежде всего с правовым положением главы государства (А.А.Мишин), приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центром экономической и политической власти и даже политическую среду (Й.Благож)»3. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органов государства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер. В современной литературе традиционно форма правления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход в основном верен, так как делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то следует учесть и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.
Из
вышесказанного можно сделать вывод,
что каждое государство объективно
нуждается в организационном
оформлении. Под формой государства
понимается строение, структура, организация
государственной власти. Строение государства
традиционно характеризуется
2. Разновидности форм правления
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности
Число монархий в современном мире, несомненно, значительно сократилось по сравнению с тем, что имело место еще два-три столетия назад, не говоря уже о древности и средневековье. За последние полвека монархии перестали существовать в Италии, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Афганистане, Ливии, Эфиопии и некоторых других странах, не считая тех, кто вышел из состава Британского Содружества. Но и сегодня эта форма государственного правления не является редким исключением. Около четырех десятков стран мира являются монархиями (для сравнения: примерно в четырех пятых всех стран мира распространена республиканская форма правления). Монархиями ныне являются Великобритания и Япония, Испания и Дания, Австралия и Канада, Швеция и Норвегия, Бельгия и Нидерланды, Саудовская Аравия и Иордания, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Катар, Кувейт и Бахрейн, Малайзия и Таиланд, Люксембург и Непал, а также ряд других стран. В отдельных странах, особенно постсоциалистических (Албания, Болгария, Румыния и др.), за последнее время серьезно оживились силы, выступающие за возврат к монархической форме правления, но они не смогли привлечь на свою сторону большинство населения, что показали, в частности, и проведенные по данному вопросу референдумы в Бразилии в 1993 г. и в Албании в 1997 г.
Конечно, монархия монархии рознь. В одних странах она играет достаточно серьезную политическую роль, в других - очень малую, часто номинальную. Это находит свое отражение и в тех разновидностях монархической формы правления, о которых речь ниже. Но и при этом можно выделить то общее, что присуще любой разновидности монархии.
Монархия (от греч. Monarchia - единовластие) - это такая форма государственного правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства - монарху (королю, царю, императору, шаху, султану и т.д.), обычно получающему эту власть по наследству и пожизненно и передающему ее в порядке наследования.
Отсюда вытекает, что общими сущностными признаками данной формы правления являются: а) единоличная верховная государственная власть и б) получение этой власти и передача ее по принципу крови, по наследству. Встречающиеся в истории отдельные редкие отклонения от этих норм не могут поставить под сомнение общезначимость указанных юридических признаков монархии. Точно так же тот факт, что во многих монархиях главе государства реальная верховная государственная власть не принадлежит, поскольку страной фактически управляют другие государственные органы, не может отменить то, что формально-юридически, именно монарх олицетворяет верховную власть. Бывает и наоборот, когда реальная власть монарха (например, в Марокко, Иордании и др.) значительно выше, нежели это вытекает из конституционных норм.
Так, «в Конституции Испании (ст.56) говорится, что «король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов». Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Испанская Корона наследуется в обычном порядке первородства и представительства (ст. 57). О верховной власти короля (в пределах, определенных Конституцией), ее наследовании, неприкосновенности личности короля и о том, что он не несет ответственности за свои действия, сказано и в Конституции Дании (п. 2, 13). Конституция Люксембурга устанавливает наследственность Короны и объявляет особу Великого Герцога священной и неприкосновенной (ст. 3 и 4), возлагает на него задачу осуществления суверенитета, принадлежащего нации, в соответствии с Конституцией и законами страны закрепляет, что он один осуществляет исполнительную власть (ст. 32 и 33). Наследование престола и его регламентация подробно регулируются в Конституции Нидерландов (ст. 24 и след.), которая включает Короля в правительство вместе с министрами и устанавливает, что министры, а не Король, несут ответственность за деятельность правительства (ст. 42). В Швеции наследование короны регулирует специальный конституционный акт — «Акт о престолонаследии». Конституция Японии (ст. 1) устанавливает, что император является «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть»5.