Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности форм государственного правления.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить степень изученности данной темы в современной научной литературе;
- рассмотреть понятие формы правления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие формы правления………………………………………….6
Разновидности форм правления…………………………………….8
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности……………….8
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности……………..14
2.3. Нетипичные формы правления……………………………….. 20
3. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее,
будущее………………………………………………………………. 23
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной
монархии………………………………………………………………23
3.2.Форма правления России на современном этапе………………29
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем конституции различных  монархических стран по-разному закрепляют соответствующую форму правления в каждой из них и конституционно-правовой статус монарха. Это в решающей мере зависит от того, о какой разновидности монархии идет речь - об абсолютной (неограниченной) или конституционной (ограниченной) монархиях.

     Абсолютная  монархия это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и, безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бесправны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха. Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. В современном мире абсолютные монархии встречаются крайне редко и представляют собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историческим, национальным, конфессиональным и иным особенностям развития соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990 г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. К числу современных абсолютных монархий можно отнести, прежде всего, ряд арабских стран Персидского залива - Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии. В сравнительно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного органа, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. «В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным советом, все 60 советников которого назначаются самим королем. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах»6.

     Дуалистическая  монархия - ранняя разновидность ограниченной монархии, в рамках которой происходит определенное отделение законодательной власти от монарха, сохраняющего всю полноту исполнительной власти. В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а избираемому парламенту. Но в то же время монарх, во-первых, обладает правом абсолютного вето, которое не может быть отклонено парламентом; а во-вторых, монарх чаще всего сохраняет за собой право издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона. Важно и то, что в таких монархиях король обычно имеет неограниченную возможность распускать парламент и тем самым превращать дуалистическую монархию в абсолютную. Правительство в таких монархиях ответственно только перед ним и не подотчетно парламенту, который способен влиять на деятельность правительства лишь через использование своего права утверждать государственный бюджет. В целом же в дуалистических монархиях совершенно очевидно преобладание власти монарха над представительной властью.

     В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии  и др. странах). Сегодня определенные черты таких монархий в той  или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты  дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется  парламент, перед которым формально  ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена, прежде всего, тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.

     «Парламентарная (парламентская) монархия - это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной»7. Формально и в таких монархиях король сохраняет статус главы государства и обычно назначает правительство, но фактически он чаще всего, как говорится, «царствует, но не правит», ибо реально страной управляет правительство, формируемое парламентом и ответственное лишь перед ним в своей деятельности. В таких монархиях при выражении парламентом вотума недоверия правительству последнее уходит в отставку или отправляется в отставку монархом.

     В парламентарных монархиях центральная  и решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти монарх - парламент - правительство принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации.

     Обычно  в парламентарных монархиях король не действует самостоятельно, его акты подготавливаются правительством и скрепляются, контрассигнуются (от латинского contra - против и signare — подписывать) главой правительства или тем или иным министром, не имея в противном случае юридической силы. Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля. Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой.    

      Парламентарные  монархии значительно более распространены в современном мире по сравнению  с абсолютными и дуалистическими. Среди монархий их подавляющее большинство. Это - Великобритания, Япония, Канада, Испания, Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембург и др.

     Современные парламентарные монархии предоставляют  достаточно широкие возможности для развития демократии в их рамках, хотя и современные абсолютные и дуалистические монархии в той или иной мере модифицируются в направлении демократизации под воздействием настоятельных требований нашего времени. Это раньше считалось, что монархия как таковая несовместима с демократией. И в свое время это часто было действительно так. Сегодня же все наглядно видно, что парламентарные монархии мало чем отличаются от республик по уровню демократизма. В этом плане монархические Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Швеция или Нидерланды практически ничем не отличаются от республиканских Франции, Германии, Италии, Португалии или Финляндии.

     2.2. Республика: понятие,  признаки, разновидности

     В отличие от монархии, при республиканской  форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. «Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство «делом народа»8. В республике власть осуществляется избранным народом на определенный срок представительными органами. Республика представляет собой такую форму организации политического господства, при которой единственным источником власти в стране является народ. Он избирает высшие законодательные (представительные) органы государства и, прямо или косвенно, - другие ветви власти, а также главу государства - президента. 
        «Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями»9. Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование  единоличного и коллегиального  главы государства;

- выборность  на определенный срок главы  государства и других верховных  органов государственной власти;

- осуществление  государственной власти не по  собственному праву, а по поручению  народа;

- юридическая  ответственность главы государства  в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность  решений верховной государственной  власти для всех других государственных  органов;

- преимущественная  защита интересов граждан государства,  взаимная ответственность личности  и государства. 

     В процессе исторического развития формы  правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно  к новым историческим обстоятельствам. Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской. Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик. 

     В аристократической республике основная масса населения даже формально  отстранялась от участия в выборах  высших органов государственной  власти. Таковым были Спарта и Римская  республика V - II вв. до н. э. В Риме вся  реальная власть была сосредоточена  в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

     В демократической республике к формированию высших органов государственной  власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V - IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов  принадлежала демократическим коллегиальным  органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

     Современные модели республиканской формы правления  сводятся к трем основным:  
1) парламентская;

2) президентская; 
3) смешанная, определяемой как полупрезидентская или парламентско-президентская.

     Различаются они преимущественно по тому, какое  место в иерархии верховной власти занимают главы государств и законодательные  органы, как распределяются между  ними властные функции и, соответственно, каково их влияние на государство  и общество.

     «Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства»10. Вот наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность  правительства перед президентом,  а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

     В большинстве республик мира принята  форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее  большинство стран Латинской  Америки - президентские республики. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

Иногда  министры образуют Совет министров  во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а  часто и юридическим) главой правительства  остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа - правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской  республике президент избирается непосредственно  гражданами. Он получает свой мандат непосредственно  от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

     Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом  по своему усмотрению. Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия.

Информация о работе Формы правления