Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности форм государственного правления.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить степень изученности данной темы в современной научной литературе;
- рассмотреть понятие формы правления;
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие формы правления………………………………………….6
Разновидности форм правления…………………………………….8
2.1. Монархия: понятие, признаки, разновидности……………….8
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности……………..14
2.3. Нетипичные формы правления……………………………….. 20
3. Развитие формы правления в России: прошлое, настоящее,
будущее………………………………………………………………. 23
3.1.Имперская Россия: от абсолютной до конституционной
монархии………………………………………………………………23
3.2.Форма правления России на современном этапе………………29
Заключение ………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………
Вместе с тем конституции различных монархических стран по-разному закрепляют соответствующую форму правления в каждой из них и конституционно-правовой статус монарха. Это в решающей мере зависит от того, о какой разновидности монархии идет речь - об абсолютной (неограниченной) или конституционной (ограниченной) монархиях.
Абсолютная монархия — это такая форма государственного правления, когда вся полнота государственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и, безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несовместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единственным источником власти, носителем государственного суверенитета выступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство высшей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь говорить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает законы, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бесправны и являются его слугами, включая министров, и только он наделяет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха. Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. В современном мире абсолютные монархии встречаются крайне редко и представляют собой политико-правовой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историческим, национальным, конфессиональным и иным особенностям развития соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990 г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. К числу современных абсолютных монархий можно отнести, прежде всего, ряд арабских стран Персидского залива - Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии. В сравнительно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного органа, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже проводились парламентские выборы, тем не менее, абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. «В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным советом, все 60 советников которого назначаются самим королем. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родственники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах»6.
Дуалистическая монархия - ранняя разновидность ограниченной монархии, в рамках которой происходит определенное отделение законодательной власти от монарха, сохраняющего всю полноту исполнительной власти. В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а избираемому парламенту. Но в то же время монарх, во-первых, обладает правом абсолютного вето, которое не может быть отклонено парламентом; а во-вторых, монарх чаще всего сохраняет за собой право издания чрезвычайных указов, имеющих силу закона. Важно и то, что в таких монархиях король обычно имеет неограниченную возможность распускать парламент и тем самым превращать дуалистическую монархию в абсолютную. Правительство в таких монархиях ответственно только перед ним и не подотчетно парламенту, который способен влиять на деятельность правительства лишь через использование своего права утверждать государственный бюджет. В целом же в дуалистических монархиях совершенно очевидно преобладание власти монарха над представительной властью.
В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. странах). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена, прежде всего, тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.
«Парламентарная (парламентская) монархия - это такая разновидность ограниченной монархии, в рамках которой конституционно-правовой статус, правомочия и реальная власть монарха серьезно ограничены конституцией, принятой на демократической основе, избираемым парламентом, сосредоточивающим в себе законодательную власть, и ответственным только перед парламентом правительством, осуществляющим управление страной»7. Формально и в таких монархиях король сохраняет статус главы государства и обычно назначает правительство, но фактически он чаще всего, как говорится, «царствует, но не правит», ибо реально страной управляет правительство, формируемое парламентом и ответственное лишь перед ним в своей деятельности. В таких монархиях при выражении парламентом вотума недоверия правительству последнее уходит в отставку или отправляется в отставку монархом.
В парламентарных монархиях центральная и решающая роль в системе отношений высших органов государственной власти монарх - парламент - правительство принадлежит парламенту. Монарх как юридический глава государства участия в реальном управлении страной не принимает, оставаясь чаще всего лишь символом единства нации.
Обычно в парламентарных монархиях король не действует самостоятельно, его акты подготавливаются правительством и скрепляются, контрассигнуются (от латинского contra - против и signare — подписывать) главой правительства или тем или иным министром, не имея в противном случае юридической силы. Судебную власть осуществляют независимые суды, но приговоры и постановления приводятся в исполнение именем короля. Отстраненность монарха от управления страной и политических перипетий вовсе не означает, что его роль здесь и в иных отношениях (например, как символа единства нации, морально-политического авторитета, арбитра между ветвями и органами государственной власти и др.) близка к нулевой.
Парламентарные
монархии значительно более
Современные парламентарные монархии предоставляют достаточно широкие возможности для развития демократии в их рамках, хотя и современные абсолютные и дуалистические монархии в той или иной мере модифицируются в направлении демократизации под воздействием настоятельных требований нашего времени. Это раньше считалось, что монархия как таковая несовместима с демократией. И в свое время это часто было действительно так. Сегодня же все наглядно видно, что парламентарные монархии мало чем отличаются от республик по уровню демократизма. В этом плане монархические Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Швеция или Нидерланды практически ничем не отличаются от республиканских Франции, Германии, Италии, Португалии или Финляндии.
2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности
В
отличие от монархии, при республиканской
форме правления единственным источником
власти по закону является народное большинство.
«Само происхождение термина «республика»
связано с народом. «Respublica est res populi», - подчеркивал
Цицерон, считая государство «делом народа»8.
В республике власть осуществляется избранным
народом на определенный срок представительными
органами. Республика представляет собой
такую форму организации политического
господства, при которой единственным
источником власти в стране является народ.
Он избирает высшие законодательные (представительные)
органы государства и, прямо или косвенно,
- другие ветви власти, а также главу государства
- президента.
«Республика -
это форма правления, в которой высшая
государственная власть принадлежит выборным
органам, избираемым на определенный срок
и несущим ответственность перед избирателями»9.
Общими признаками республиканской формы
правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность
на определенный срок главы
государства и других
- осуществление
государственной власти не по
собственному праву, а по
- юридическая
ответственность главы
- обязательность
решений верховной
- преимущественная
защита интересов граждан
В
процессе исторического развития формы
правления различных государств
претерпевают весьма существенные изменения,
что связано с необходимостью
их совершенствования
В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковым были Спарта и Римская республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.
В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V - IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
Современные
модели республиканской формы
1) парламентская;
2) президентская;
3) смешанная, определяемой как полупрезидентская
или парламентско-президентская.
Различаются они преимущественно по тому, какое место в иерархии верховной власти занимают главы государств и законодательные органы, как распределяются между ними властные функции и, соответственно, каково их влияние на государство и общество.
«Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства»10. Вот наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность
правительства перед
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки - президентские республики. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.
Иногда
министры образуют Совет министров
во главе с административным премьер-министром,
но и в этом случае фактическим (а
часто и юридическим) главой правительства
остается президент. Зачастую же (США,
многие страны Латинской Америки) министры
не образуют особого органа - правительства,
они составляют кабинет президента,
его совещательный орган. В президентской
республике президент избирается непосредственно
гражданами. Он получает свой мандат непосредственно
от народа и не зависит от парламента
(кроме случаев
Министры
(премьер-министр и Совет