Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Регулирующее, упорядочивающее воздействие на общество, поведение человека, групп, общностей государство осуществляет с помощью норм права и специального аппарата в лице органов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти. В связи с этим способы формирования, структура высших органов государственной власти, принципы их взаимодействия между собой и местными органами власти, средства властного воздействия, которые они используют, не только представляют собой теоретическую проблему, но и имеют большое практическое значение.

Работа содержит 1 файл

реферат теория гос-ва.docx

— 39.59 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

1.1. Форма государства:  понятие, структура

Регулирующее, упорядочивающее воздействие на общество, поведение человека, групп, общностей государство осуществляет с помощью норм права и специального аппарата в лице органов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти. В связи с этим способы формирования, структура высших органов государственной власти, принципы их взаимодействия между собой и местными органами власти, средства властного воздействия, которые они используют, не только представляют собой теоретическую проблему, но и имеют большое практическое значение.

Эффективность форм организации и функционирования государственной власти в обществе в значительной мере зависит от способности  существующих властных институтов адекватно  реагировать на возникающие у  населения потребности и удовлетворять  их. (Мукаев Р.Т. Теория государства и права. - М., 2005. - С.136)

Организационно-правовая форма институтов власти, их назначение, средства и методы, которые используются при этом, должны быть понятными  обществу, соответствовать существующей политической культуре, дабы не вызвать  реакции отторжения. (Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. - М., 2001. - С.76)

Если  категория «сущность государства» определяет, в чем заключается  главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» - кто и как правит в обществе, как утроены и действуют в  нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно  связано через различные территориальные  и политические образования с  государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких  методов, приемов.

От формы  государства в значительной степени  зависит сама политическая жизнь  в обществе, устойчивость государственных  институтов. Форма государства выступает  как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические  условия, национально-исторические и  религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства  и права. - М., 2003. - С.223

Форма государства - это способ образования, организации и осуществления  государственной власти. Форма государства  как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной  власти включает в себя три взаимосвязанных  аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.

Структура формы государства:

I. Форма  правления - характеризует порядок  образования и организации высших  органов государственной власти, их взаимоотношения друг с  другом и населением Нерсесянц  В.С. Общая теория права и  государства. - М., 2002. - С.245.

В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. - М. 2006. - С.100

II. Форма  государственного устройства (государственного  единства) - совокупность способов  организации государственной власти  с учетом внутреннего деления  государства на части (в пределах  его территории), взаимоотношений  органов государства и его  частей между собой.

III. Политический  режим (государственный режим) - совокупность  приемов и методов осуществления  государственной власти и их  организационно-политическое воплощение  в государственном строе.

Следует отметить, что все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три  формы, а три аспекта единой формы  государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны  формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в  методах осуществления государственной  власти - в сторону ли демократии или, наоборот, автократии - неизбежно  отражаются на форме правления и ( хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М., 2005. - С.68

1.2. Форма правления  как элемент формы  государства

Под формой правления подразумевают организацию  верховной государственной власти, в особенности высших и центральных  ее органов, структуру, компетенцию, порядок  образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с  населением, степень участия последнего их формировании. Темнов М.Б. Теория государства  и права. - М., 2004. - С. 218 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемый в широком смысле.

Термин  «форма правления» (реже - «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. И др.) Почти всегда говорится  и о том, является государство  монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным  путем в работах ученых. Смоленский М.Б. Теория государства и права. - М., 2005г., - С. 112

Необходимо  отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к  понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия  связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства (А.А. Мишин), приверженцы  широкой трактовки включает в  это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду (чешский  автор Й. Благож). Теория государства  и права / Под ред. Л.В.Смирнова. - М., 2005. - С. 96

В управлении государством участие принимают  также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители  государственной власти в других странах). Наконец, само управление, предполагает не только прямые, но и обратные связи  органов государства, с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры  взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия  органов, следует учитывать роль других органов государства, которым  по конституциям принадлежит государственная  власть (например, Военный комитет  развития на Мадагаскаре) или которые  осуществляют ее на практике (армия  в Индонезии в соответствии с  концепцией о политической роли армии), формы прямых и обратных связей органов  государственной власти с населением.

Форму правления нельзя отождествлять  с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония - монархии, но монарх фактически не обладает властными  полномочиями и отнюдь не управляет  государством.

Следует отметить, что форма правления  имеет основополагающее значение для  изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Любашиц  В. Я. Теория государства и права. - ростов-на-Дону, 2002. - С. 106 Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления  сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства - в порядке  наследования или путем выборов. Теория государства и права / под  ред. В.В. Лазарева. - М., 2001. - С. 383 По мере разложения феодализма и перехода к  индустриальному строю, сопровождавшегося  ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, формы правления  стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или  выборный главы государства в  стране, а то, как организуются отношения  между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при  анализе формы правления конкретного  государства, прежде всего главным  является не то, республика это или  монархия, а то, какая разновидность  республики или монархии здесь установлена.

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации  государственной власти, поскольку  отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется  сохранение института монархии в  таких промышленно развитых европейских  странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и  т.д. Мухаев Р.Т. теория государства  и права. - М., 2005. - С. 151

Как показывает исторический опыт, форме правления  наряду с известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при  всех изменениях форма правления  включает в себя элементы, позволяющие  отличить ее от других компонентов  формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

1. Способы  формирования высших органов  государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);

2. Структура  органов верховной власти (законодательные  органы - парламент; исполнительные  органы - президент, премьер, правительство;  судебные органы; глава государства  - монарх, президент);

3. Распределение  компетенции между высшими органами  государственной власти;

4. Принципы  взаимоотношения органов верховной  власти;

5. Взаимоотношения  государственных органов с населением.

Формы правления различаются в зависимости  от того, как осуществляется верховная  власть.

ГЛАВА 2. РАЗНОВИДНОСТИ  ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

2.1. Монархия: понятие,  признаки, разновидности

Монархическая форма правления - весьма древняя  форма правления. Она впервые  зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых  захватывали военачальники, представители  разросшихся семейных или соседских  общин, представители дружин, главы  династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.

Монархией можно также назвать такое  государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся  ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой  другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок все народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

В течении  многих веков исторический опыт множества  государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения. Так, в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, именовавшиеся  монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Впрочем, несмотря на большое внимание древних к  формам правления, последние еще  во многом неразработанными.

Признаки  монархии:

1. Власть  передается по наследству;

2. Бессрочна;

3. Не  зависит от населения.

Монархии  бывают неограниченными, в которых  отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх.

Монархия  была господствующей формой правления  на протяжении нескольких столетий. В  специфической форме она сохраняется  и сегодня почти в трети  стран мира.

Монархии  бывают двух видов:

· Неограниченная (абсолютная монархия);

· Ограниченная монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционная).

Информация о работе Формы правления