Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:01, реферат

Описание работы

В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика видов форм правления
2. Особенности монархической формы правления
2.1 Основные признаки монархической формы правления
2.2 Классификации монархических формы правления
3. Особенности республиканской формы правления
3.1 Основные признаки и классификации республиканской формы правления
3.2 Парламентская республика
3.3 Президентская республика
3.4 Социалистическая республика
4. Нетипичные формы правления в современном государстве
4.1 Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления
4.2 "Монархическая республика" и "республиканская монархия"
4.3 Полупрезидентская, полупарламентарная республика
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

формы правления политология.docx

— 79.84 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика  видов форм правления

2. Особенности монархической  формы правления

2.1 Основные признаки монархической  формы правления

2.2 Классификации монархических формы правления

3. Особенности республиканской  формы правления

3.1 Основные признаки и  классификации республиканской  формы правления

3.2 Парламентская республика

3.3 Президентская республика

3.4 Социалистическая республика

4. Нетипичные формы правления  в современном государстве

4.1 Социальные и юридические  основы смешанных и гибридных  форм правления

4.2 "Монархическая республика" и "республиканская монархия"

4.3 Полупрезидентская, полупарламентарная республика

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

В настоящее время в  мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается  на содержании и форме организации  государственного правления.

Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство  существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.

В наиболее общем виде государство  предстает как множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной  политической властью правового  типа. Отдельные государства, их виды, различаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме объединения людей в государство.

В философии под формой понимают, прежде всего, внешнее очертание, наружный вид или внутреннее строение какого-либо предмета, зачастую определяющего  процессы собственного становления  и развития в объективной действительности. Категория формы тесно взаимосвязана  с содержательной стороной материи, поэтому изучение феномена политической организации общества, уяснение социального  назначения публичной власти невозможно без постижения системных образов  государственного механизма, функционирующего в рамках правовых предписаний.

В юриспруденции для анализа  публичного властвования государственных  учреждений используется методологическая дефиниция "формы правления", неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных  исторических эпох и стран. В основе толкования данной категории лежат  две фундаментальные философские  точки зрения: идеалистическая или  материалистическая. Идеалисты считают, что форма правления есть проявление народного правосознания, национального  духа, нравственности или религиозного мировоззрения. Материалисты доказывают обусловленность любой модели политической власти в государстве вещественно-осязаемыми факторами и социальными закономерностями: обширностью либо ограниченностью  территории, уровнем развития экономики, географическим положением страны, плотностью населения, соотношением классовых  сил в обществе и т.д.

Несмотря на значительные различия в подходах к определению  формы правления, эти теоретические  позиции имеют и ряд общих  методо-логических установок:

- они признают зависимость  функционирования человеческого  общества от определенной формальной  деятельности, которая строго регламентирует  юридические, нравственные и эстетические  нормы, регулирующие поведение  людей;

- любая форма рассматривается  ими сквозь призму содержания;

- идеалистический и материалистический  подходы к анализу формы правления  являются ограниченными для понимания  всех аспектов организации политической  власти в государстве.

В каждой стране форма государственного правления имеет свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества видоизменяются и дополняются. Вместе с тем, форма  государственного правления современных  государств имеет общие признаки, что позволяет дать общее определение  формы правления.

Таким образом:

1. Форма государства есть  собирательное понятие, состоящее  из совокупности трех элементов:  формы правления, формы государственного (политико-территориального) устройства  и государственного режима (способов  осуществления публичного господства), отражающих специфику правосознания  и правового мышления населения  страны.

2. Под формой правления  необходимо понимать исторически  сложившуюся модель организации  верховной государственной власти, функционирующей в рамках и  на основе особых видов правосознания  и правового мышления народа (республиканского  или монархического). Форма правления  характеризует способ организации  государственной власти, включающий  порядок образования и деятельности  высших и местных государственных  органов, порядок взаимоотношений  их друг с другом и с населением. То есть из каких основах институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости  от того, осуществляется ли власть одним  лицом или же она принадлежит  коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая  форма правления; во втором – республиканская.

Цель данной работы рассмотреть  классические или типичные формы  правления в их многообразии и  проявившиеся в современных условиях смешанные и "гибридные", нетипичные формы правления, отражающие тенденции  развития современного общества.

 

1. Общая характеристика  видов форм правления

 

Существуют две основные формы правления — монархия и  республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. Существуют различные подходы к классификации  форм правления. Мы будем придерживать классификации представленной на рис.1.

 

Рис.1 Схема форм правления  представлена

 

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе  государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который  занимает престол по наследству и  не несет ответственности перед  населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха  — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь — "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен"), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом  или органами (Земский собор в  Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика — это форма  правления, в которой высшая . государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления  зародилась в рабовладельческих  государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической  Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными  гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной  власти принимала участие военно-земельная  знать.

В эпоху феодализма республиканская  форма правления применялась  нечасто. Она возникала в тех  средневековых городах, которые  имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские  советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать  отставки правительства, выразив ему  недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика —  это форма правления, где президент  непосредственно при определенном парламентском контроле формирует  правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках  обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции  главы государства и главы  правительства выполняет президент.

Существуют смешанные "полупрезидентские" (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость  к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все  государства облекаются именно в  названные формы.

 

2. Особенности монархической  формы правления

 

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. "монос" - один и "архе" - власть, то есть "моноархия") - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

 

2.1 Основные признаки монархической  формы правления

 

В монархии высшие полномочия государственной власти (реальные или  номинальные) приобретаются единоличным  правителем обычно по наследству и  осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда. Во-первых, династии могут меняться в результате захвата власти. Во-вторых, известны выборные монархии, в которых судьбу короны решала аристократия. Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность.

Под монархией подразумевается  монархия реальная — прежде всего  абсолютная монархия, которая складывается в период позднего феодализма и которая  действительно является противоположностью республике. Как реальные монархии к абсолютным монархиям примыкают  древние монархии, в частности  Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и  сословно-представительные монархии, в которых власть монарха была ограничена привилегиями вассалов или  органом сословного представительства  типа парламента, созывавшимся монархом. Реальные монархии характерны для доиндустриального общества, а для индустриального характерны республики и номинальные монархии, причем в XX в. номинальная монархия сохраняется как традиция во многих наиболее развитых странах. О номинальных или конституционных монархиях нельзя говорить как о противоположности республиканской формы правления.

 

2.2 Классификации монархических формы правления

 

Различаются монархии неограниченные, или абсолютистские (абсолютарные и примыкающие к ним монархии), и ограниченные (конституционные). При этом последние обычно подразделяются на дуалистические и парламентарные. Следует иметь в виду, что парламентарная — это номинальная монархия, в которой у монарха нет реальных властных полномочий, в то время как в дуалистической монархии есть реальные прерогативы монарха. Поэтому правильнее различать монархии реальные (неограниченные и ограниченные, абсолютистские и конституционные) и номинальные (парламентарные). Или же можно рассматривать дуалистическую монархию как форму правления, переходную от абсолютистской монархии к парламентарной.

В абсолютистской монархии нет  разделения властей, монарх (реальный глава государства) сосредоточивает  в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным или верховным законодателем  — только по его волеизъявлению нормативные установления могут  приобретать силу закона. Он является верховным судьей, от его имени  творится правосудие, он обладает правом помилования. Он назначает и смещает  должностных лиц исполнительной власти, перед ним ответственно правительство. Абсолютный монарх подчиняется законам  в той мере, в которой он желает им подчиняться. В этом отношении  абсолютистская монархия противостоит республике, где все должностные  лица обязаны действовать в соответствии с законом. Законность, власть законов — явление, характерное для республики; для абсолютистской монархии характерно правление людей — добрых или злых монархов, справедливых или несправедливых, "грозных" и "тишайших" и т. д.

Информация о работе Формы правления