Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего научного исследования следующая: рассмотреть формы государственного правления.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
1. дать понятие формы государственного правления;
2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
4. рассмотреть форму государственного правления в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. Лобачевского 

Факультет подготовки региональных кадров 

Специальность «Юриспруденция» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине: Теория государства и права

На тему: «Формы правления» 
 
 
 
 

                Выполнил:

                Студент 3 курса, гр. 3-43 Ю/16

                Белоусова Н.В. 

                Проверил:

                К.ю.н. Леснова Н.И.

                                   __________________

                              подпись 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Дзержинск

2010 г. 

 

 

 

 
Введение

 

       Форма правления — это способ организации  структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

       Форма  правления представляет собой структуру  высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

       Темой данной курсовой работы является "Форма правления". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

       Предметом исследования курсовой работы является такой институт государственности, как форма правления.

       При написании данной работы был использован  метод сравнительного анализа.

       Цель  нашего научного исследования следующая: рассмотреть формы государственного правления.

       Достижение  поставленной цели возможно путем решения  следующих задач:

    1. дать понятие формы государственного правления;
    2. рассмотреть монархическую форму государственного правления;
    3. рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
    4. рассмотреть форму государственного правления в Российской Федерации.

       Данная  курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

       В первой главе мы рассматриваем понятие  формы государственного правления  и приходим к выводу, что она  раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании и, что известны две формы правления: монархия и республика.

       Во  второй главе мы рассматриваем понятие  и виды монархии и приходим к выводу, что монархия  — это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.

       В третьей главе мы рассматриваем  понятие и виды республиканской формы правления и приходим к выводу, что республика — это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.

       В четвертой главе мы рассматриваем  форму правления в Российской Федерации и приходим к выводу, что Россия является смешанной республикой с преобладанием президентской.

       Тема  данной работы рассматривается во всех юридических учебниках, так как является одной из важнейших тем при изучении курса теории государства и права.

 

 
Глава 1. Формы правления в современном мире.

    1. Понятие формы правления.
 

     Термин  «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г. и др.). Почти всегда говорится о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовались просто название «государство», например «Государство Израиль»).

     В научной литературе существуют различные  подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого  понятия связывают форму правления только  или, прежде всего, с правовым положением главы государства. Приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других государственных органов, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер.

     Форма правления традиционно определяется как характеристика структуры и  взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход  делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

     В управлении государством участие принимают  также местные органы государства (советы в социалистическом государстве,  назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.

     Форму правления нельзя отождествлять  с управление государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония – монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Под формой правления понимается способ организации верховной  государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании1.

1.2. Основные разновидности  формы правления.

 

     С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и монархическая форма правления вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не может быть смещен со своего поста. В республике глава государства избирается из среды граждан на определенный срок, он может быть досрочно смещен (например, в порядке импичмента).

     В развитых странах (Европа, Япония, а  также Канада, Австралия и др., где монарх представлен генерал-губернатором) различия между монархией и республикой  практически не имеют значения: по степени демократичности порядка  управления монархия Испания мало чем отличается от соседней республики Португалии. В развивающихся странах различия между монархией и республикой могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического строя. Монарх в этой группе стран обладает весьма реальными властными полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы и правит без него.2

     Хотя  разделение государств на монархии и  республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные формы. В монархиях появляются отдельные республиканские черты (например, периодические выборы монарха раз в 5 лет в Малайзии или «коллегиальная монархия» в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты. В некоторых случаях появляется и наследственность: сын пожизненного президента Ким Ир Сена в КНДР еще до смерти последнего (1984 г.) был объявлен будущим руководителем правящей партии и государства.

     Отсутствие  достаточных различий в политическом строе европейских монархий и  республик, черты гибридности и  некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий  монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно.

 

 
Глава 2. Монархия

2.1. Понятие монархии.

 

       Монархия  – это  форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.3 Основными признаками классической  монархической формы правления являются:

       -  вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;

       -  монарх пользуется – титулом  (король, царь, император, фараон);

       -  монарх  получает власть, как правило,  по наследству;

       -  народ не имеет отношения к  формированию власти, прежде всего  главы государства.

       Выше  уже говорилось, что основными  признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы  государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

       Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Информация о работе Формы правления