Формы правления и их соотношение с государственными режимами

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Представление о порядке образования и орга­низации высших органов государственной власти в России и за рубежом, их взаимоотношений друг с другом и населением дает форма правления, которая вне зависимости от своей разновидности раскрывает:
- способ формирования (образования) высших органов государственной власти;
- принципы управления (коллегиально или еди­нолично осуществляется управление субъектом, которому принадлежит верховная власть);
- структуру высших органов государственной власти;
- модели разграничения компетенции между высшими органами госу-
дарственной власти;
- степень участия населения в формировании высших органов госу-
дарственной власти;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общие положения о формах правления и государственных
режимах………………………………………. ……………………………....6
1.1 Понятие и значимость форм правления………………………………….6
1.2 Государственный режим как составная часть формы государства…….25
2. Отличительные особенности форм правления в различных
государствах и соотношение их с государственными режимами………25
2.1 Специфика и виды форм правления в некоторых государствах мира….25
2.2 Соотношение форм правления с государственными режимами……….39
3. Соотношение формы правления с государственным режимом
в России…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..62
Приложения…………………………………………………………………….66
Список использованной литературы………………

Работа содержит 1 файл

Целое.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избранными населением на определенный срок. Признаки республики:

1. Выборность власти.

2. Срочность.

3. Зависимость от избирателей.

Республик, как и монархий, существует огромное количество. Среди многих их разновидностей возможно, однако определить основные и наибо­лее характерные черты республиканской формы правления. Источником вла­сти в республиках является народ, который через определенные промежутки времени избирает высшие представительные органы государства. В этом проявляется народный суверенитет- один из фундаментальных принципов современной демократической государственности. Народом избирается выс­ший законодательный орган –парламент (его члены - депутаты) и в некото­рых случаях – президент. Все другие высшие органы государства формиру­ются, как правило, этими представительными органами. Полномочия высших выборных органов государства ограничены определенным сроком - для пре­дотвращения возможной узурпации власти. При республиканской форме правления проведен принцип разделения властей.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполни-тель­ной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (или полупрезидентскую) республики.

В Президентских республиках (США, Бразилия, Сирия) именно Президент выполняет эту роль. В Парламентских (Германия, Италия, Индия) – Парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша) – совместно Президент и Парламент.

В Президентской республике Президент избирается независимо от Парламента, либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а Президент – распустить Парламент. Однако Парламент имеет возможность ограничивать действия Президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждения бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето на решения законодательного органа.

Президент является главой государства и главой исполнительной вла­сти. Обычно он самостоятельно назначает министров и формирует прави­тельство. Правительство (министры) ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом за свою деятельность, президент может са­мостоятельно смещать членов правительства. Как правило, президент изби­рается всенародным голосованием. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом. Вето может быть преодолено по­вторным рассмотрением законов в парламенте.

В президентской республике у президента находятся широкие полномо­чия в самых разных сферах деятельности. Обычно президент имеет право за­конодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрез­вычайного положения, самостоятельно решает отдельные наиболее важные персональные дела (помилование, награждение, предоставление гражданства и др.), по должности является главнокомандующим вооруженными силами, имеет право заключать мир, объявлять войну и т. д. Президент в пределах своей компетенции (достаточно широкой) самостоятельно издает норматив­ные акты (указы, декреты и т. п.), которые занимают важное место в системе законодательства той или иной страны[6].

Президентская республика – достаточно распространенная форма прав­ления. Президентскими республиками являются США, многие государства Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика и др.), Африки (Зимбаб­ве, Нигерия и др.), Азии (Филиппины и др.).

К числу достоинств президентской республики следует отнести доста­точно высокую степень эффективности государственного руководства обще­ством: ведь президент, обладая широкими полномочиями, во многом опреде­ляет политику государства. Управленческое воздействие более целенаправ­ленно, если оно исходит из одного центра. Особенно важно эффективное управление в периоды реформ, крупных общественных преобразований, вы­вода страны из кризиса. Основной недостаток президентской республики яв­ляется, как это часто бывает, продолжением ее достоинств. А именно: об­ширные полномочия президента могут привести к чрезмерной централизации власти, к узурпации власти и злоупотреблению ею.

Главный признак президентской формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику, Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках нередко наблюдается ситуация, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте другое. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспензивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или сложными проблемами, некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, т.к. кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.

Глава государства в президентской республике получает свои полномочия в результате избрания на известный срок (обычно от 4 до 7 лет, в Латвии - на 3 года) из среды граждан государства (в Аргентине, Ирландии, Исландии, Филиппинах, Шри-Ланке и некоторых других странах на этот пост избирались не только мужчины, но и женщины) и ответственен перед судом за противоправные деяния в период нахождения у власти.
              В Парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия или недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра. Официально главой государства является Президент, который выбирается либо Парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: обязанности ограничиваются представительными функциями. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Значительное место в парламентской республике занимает должность главы правительства – премьер-министра (в ФРГ этот пост именуется «федеральный канцлер», а государство называют в литературе иногда канц­лерской республикой). Как правило, им является лидер правящей партии или партийной коалиции; его избирает парламент. Правительство формируется лидером победившей на выборах партии и находится у власти до тех пор, по­ка пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правитель­ства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Парламент мо­жет вынести вотум недоверия правительству или отдельным его членам, и тогда они уходят в отставку. В зависимости от того, удается ли сформировать партийное большинство в парламенте, так же, как и в случае с парламентар­ными монархиями, возможно говорить о парламентаризме и министериализме.

Парламентских республик в мире не очень много: ФРГ, Финляндия, Ин­дия, Турция, Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие государства.

Преимущества парламентарной республики можно усмотреть в больших гарантиях реального воплощения в государственное управление обществом начал демократии, поскольку среди органов государства отсутствует едино-начальный орган, наделенный широкой компетенцией. Следовательно, отсут­ствуют и «объективные» предпосылки установления чьей-либо диктатуры. Основной недостаток парламентарных республик заключается в том, что при многопартийной системе, когда не удается сформировать парламентское большинство, практически невозможно проводить продуманную, целена­правленную политику, часты правительственные кризисы. Стало уже класси­ческим упоминание в этой связи послевоенной Италии, где вплоть до 90-х годов чуть ли не ежегодно правительство отправлялось в отставку)[7].

Bo многих государствах были предприняты попытки сочетания черт парламентской и президентской республик с тем, чтобы преодолеть недос­татки и сохранить достоинства, присущие этим формам правления. Пред­ставляется возможным даже говорить о «промежуточной» форме правления – полупрезидентской (или смешанной) республике, в которой в различных со­четаниях используются элементы, характерные для классических форм прав­ления. Вариаций полупрезидентских республик, различающихся между собой значительно или лишь в деталях, достаточно много.)

Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства – и перед Президентом, и перед Парламентом. В подобных республиках Президент и Парламент избираются непосредственно народом. Главой государства выступает Президент. Он, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, назначает главу правительства и министров. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны или вынесения вотума недоверия правительству.

 

 

1.1      Государственный режим как составная часть

формы государства

 

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия определенных форм правления и государственного устройства, государства отличаются друг от друга своими режимами.

Существует несколько представлений государственного режима. Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

Другим, близко примыкающим к традиционному, определением государственного режима может служить рассмотрение его как системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование». В данном определении обращают на себя внимание два момента, отличающие его от традиционного определения. Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом функционирования государственной власти, но и с процессом самого ее существования. А во-вторых, то, что государственный режим связывается с процессом легитимации государственной власти. При этом под легитимацией (леги-тимностью) власти понимается «принятие власти со стороны подчиненных ей субъектов и их согласие с тем, что эта власть (являясь в идеале легальной) соответствует общим представлениям граждан о справедливой политической системе». Иными словами, легитимность власти означает принятие и поддержку ее со стороны граждан и их объединений как соответствующей их представлениям о справедливости[8].

Как и другие составные части формы государства – форма правления и форма государственного устройства, государственный режим имеет непосредственную связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высших местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. Государственный режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования.

              По мере развития общества и накопления новых знаний о государстве и праве среди юристов – теоретиков и практиков сложилось совсем иное представление о государственном режиме, его понятии, роли в государственно-правовой жизни и его содержании.

Идентифицируя государственный режим с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи неизменно рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, в частности в соотношении социально-классовых сил.

Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства, определяет ее роль в государственно-правовом механизме и социально-политическую значимость, а также указывает на ее известную организационную законченность.

              Без учета данного обстоятельства, равно как и без учета характера самого государственного режима, весьма трудно было бы понять не только сущность и содержание, но и социально-политическую роль и назначение государства, существующего в той или иной стране. Весьма трудно также было бы ответить на вопросы относительно того, почему в некоторых государствах с монархической формой правления (современная Великобритания, Голландия, Швеция и др.) существующий государственный и общественный строй более демократичен, чем в отдельных государствах-республиках (Германия 30–40-х годов, Чили 70-х годов – периода властвования Пиночета, и др.). Ведь если придерживаться формально-юридического определения данных форм правления, то все должно быть как раз наоборот.

Решающую роль в установлении реального характера форм государства, впрочем, как и других составных частей – атрибутов государства, неизменно играет государственный режим.

Государственный режим не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов. Среди них самые разнообразные экономические, политические, социальные и иные факторы: характер экономики (централизованная, плановая, децентрализованная, рыночная и др.); уровень развития общества; уровень его общей, политической и правовой культуры; тип и форма государства; соотношение в обществе социально-классовых сил; исторические, национальные, культурные и иные традиции; типовые и другие особенности стоящей у власти политической элиты. Эти и другие им подобные факторы относятся к разряду объективных факторов.

Информация о работе Формы правления и их соотношение с государственными режимами