Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:15, курсовая работа
Представление о порядке образования и организации высших органов государственной власти в России и за рубежом, их взаимоотношений друг с другом и населением дает форма правления, которая вне зависимости от своей разновидности раскрывает:
- способ формирования (образования) высших органов государственной власти;
- принципы управления (коллегиально или единолично осуществляется управление субъектом, которому принадлежит верховная власть);
- структуру высших органов государственной власти;
- модели разграничения компетенции между высшими органами госу-
дарственной власти;
- степень участия населения в формировании высших органов госу-
дарственной власти;
Введение………………………………………………………………………..3
1. Общие положения о формах правления и государственных
режимах………………………………………. ……………………………....6
1.1 Понятие и значимость форм правления………………………………….6
1.2 Государственный режим как составная часть формы государства…….25
2. Отличительные особенности форм правления в различных
государствах и соотношение их с государственными режимами………25
2.1 Специфика и виды форм правления в некоторых государствах мира….25
2.2 Соотношение форм правления с государственными режимами……….39
3. Соотношение формы правления с государственным режимом
в России…………………………………………………………………………46
Заключение……………………………………………………………………..62
Приложения…………………………………………………………………….66
Список использованной литературы………………
Формы правления и их соотношение с государственными режимами
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Общие положения о формах правления и государственных
режимах………………………………………. ……………………………....6
1.1 Понятие и значимость форм правления………………………………….6
1.2 Государственный режим как составная часть формы государства…….25
2. Отличительные особенности форм правления в различных
государствах и соотношение их с государственными режимами………25
2.1 Специфика и виды форм правления в некоторых государствах мира….25
2.2 Соотношение форм правления с государственными режимами……….39
3. Соотношение формы правления с государственным режимом
в России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….70
Введение
Представление о порядке образования и организации высших органов государственной власти в России и за рубежом, их взаимоотношений друг с другом и населением дает форма правления, которая вне зависимости от своей разновидности раскрывает:
- способ формирования (образования) высших органов государственной власти;
- принципы управления (коллегиально или единолично осуществляется управление субъектом, которому принадлежит верховная власть);
- структуру высших органов государственной власти;
- модели разграничения компетенции между высшими органами госу-
дарственной власти;
- степень участия населения в формировании высших органов госу-
дарственной власти;
- ответственность субъекта, наделенного верховной властью, перед населением.
Таким образом, проблема политического режима и формы правления остается главной для обществ переходного типа. Определение связей между формой правления и политическим режимом, их взаимное влияние крайне важно, поскольку позволит лучше разобраться в политико-правовом положении современных государств, находящихся на пути демократической модернизации, прежде всего в России.
Решение вопросов о сущности, разновидности и развитии формы
правления и политического режима в России и зарубежных странах на рубеже веков, позволяет выяснить насколько сильны демократические тенденции и дает возможность прогнозировать развитие того или иного государства и общества в целом в обозримом будущем. Это поможет понять и определить место государства, его роль в современном мире.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и гражданами государства.
В качестве предмета исследования в работе выступают существующие формы правления и государственные режимы и их соотношения в России и в ряде зарубежных стран.
Целью данной работы является исследование соотношения различных форм правления и политического режима в России и некоторых зарубежных государствах, выявление и анализ основных тенденций их развития в условиях реализации в стране политико-правовой концепции.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть общие положения о формах правления и государственных режимах, их понятие и значение.
2. Показать отличительные особенности форм правления в различных государствах и соотношение их с государственными режимами.
3. Отразить специфику и виды форм правления в некоторых государствах мира.
4. Изложить соотношение форм правления с государственными режимами в России и зарубежных странах.
Для решения поставленных задач возникает необходимость применять следующие методы исследования: логико-правовой, историко-правовой, классификации, системно-структурный, формально-юридический, сравнительный метод, метод анализа документов.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое и практическое значение данного исследования заключается в освоении мной важного и актуального на сегодняшний день вопроса, который затрагивает сферу отношений между ветвями власти, Президентом, Парламентом, Правительством и гражданами государства. А также, в попытке, на основе глубокого изучения взаимосвязи различных форм правления и государственных режимов, анализа российской формы правления и государственного режима, их взаимосвязи, сформулировать выводы, которые, на мой взгляд, необходимо изучить и принять во внимание в рамках теоретического и практического исследования российской государственности.
Таким образом, тема данного дипломного исследования «Формы правления и соотношения их с государственными режимами» требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для теоретических исследований.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных авторов, таких как В.И. Авсеенко, А.Б. Венгеров, Н.З. Дибиров, Е.И. Козлова, О.Е Кутафин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, А.С. Прудников, В.Н. Сафонов, Т.Я. Хабриева, В.Н. Хропанюк, В.Е. Чиркин и др.
Кроме того, в работе были использованы статьи в периодических изданиях, посвященных тематике форм правления и государственных режимов, прочие актуальные источники информации. Правовой основой исследования являются: международно-правовые акты, конституционное российское законодательство.
1. Общие положения о формах правления и
государственных режимах
1.1 Понятие и значимость форм правления
В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или Президент), законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
В настоящее время отечественная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и
другими государственными органами;
- как стоятся отношения между верховной государственной властью
и населением страны;
- в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать
права и свободы гражданина[1].
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.
Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (короля, царя, шаха, императора). Признаки монархии:
1. Власть передается по наследству.
2. Власть бессрочна.
3. Власть не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Швеция). Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий, и сохраняется сегодня почти в трети стран мира[2].
Главная отличительная черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочий монарха не существует. Абсолютные монархии наиболее характерны для традиционных государств с различными разновидностями авторитарного политического режима. Данную форму правления имели так называемые восточные деспотии, государства на территории Западной Европы в периоды раннего и позднего феодализма.
В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король является одновременно верховным судьей. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны.
Согласно конституциям ряда стран вся власть – законодательная, исполнительная, судебная – исходит от монарха, и его теократические полномочия очень значительны. Таким образом, некоторые государства, несмотря на провозглашение в различной степени ограничений власти монарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, близки к ней. Речь идет, например, о Бахрейне, Кувейте, Брунее, Катаре, где имеются дарованные монархами конституции, в некоторых из перечисленных государств избирались парламенты[3].
В ограниченных монархиях (название этой формы правления говорит само за себя) власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Здесь уже можно говорить о реализации в той или иной степени принципа разделения властей. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию, которые имеют место и на современном этапе развития общества и государства.
Характерной особенности дуалистической монархии является формальное юридическое разделение государственной власти между монархом и Парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у Парламента. Последний, в ряде случаев фактически подчиняется монарху.
Дуалистическая монархия – промежуточный вариант между абсолютной и парламентарной монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти. Обычно монарх имеет право абсолютного вето и право роспуска парламента, может издавать чрезвычайные указы, заменяющие или отменяющие законы. Однако он вынужден считаться с парламентом прежде всего как с органом, утверждающим бюджет.
Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение компромисса между монархом (и вообще аристократией) и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Дуалистическая монархия – форма правления в традиционных государствах. К дуалистическим с определенными оговорками можно отнести сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века[4].
Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед Парламентом.
Далеко не всегда в парламентарных монархиях среди государственных органов доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.), и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма[5].
Информация о работе Формы правления и их соотношение с государственными режимами