Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:16, курсовая работа
Целью работы является правовой анализ формы государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3. Изучить форму правления государств;
Введение
1. .Понятие формы государства и ее структура.
2.Форма правления, её виды и их различия.
3. Форма государственного устройства, виды и их различия.
4. Политический режим.
Заключение
Список использованной литературы.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Основные характеристики авторитарного политического режима:
- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
- игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
- суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
- сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
- существует частичный плюрализм;
- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.
Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:
1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;
2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Выделяют демократический и антидемократический политический режим. Демократический режим делится на либерально-демократический и консервативно-демократический. Антидемократический режим бывает: тоталитарным, фашистским, авторитарным.
Заключение
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Выделяют демократический и антидемократический политический режим. Демократический режим делится на либерально-демократический и консервативно-демократический. Антидемократический режим бывает: тоталитарным, фашистским, авторитарным.
Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.
Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
5) Изучение форм (устройств) государства имеет огромное значение в современном мире. От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
6) Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:
1) уровня экономического развития общества;
2) соотношения классовых сил;
3) историко-национальных и культурных традиций;
4) международной обстановки и т.п.
Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.
Список использованной литературы.
1. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007
2. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М., 2001
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005
4. Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 23-25.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2005
6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2003
7. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002
8. Летушева Н.И., Летушева М.В. теория государства и права. – М., 2005
9. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // государство и право, 2003 №1
10. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М., 2005
11. Теория государства и права. А.В. Малько. – М. 2008
12. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2005
13. Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2005
14. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002
15. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М. 1999
16. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004
17. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 1999
18. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997
19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1995
20. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1998
21. Теория государства и права: учебник / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М., 2008
22. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997
23. Основы государства и права. 4-е изд. / Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Питер, 2003
24. Теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2001
25. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М. 1997
26. Общая теория права. / Под ред. А.С. Пиголкина. – М. 1995
27. Теория государства и права. / Под ред. Л.В.Смирнова. – М., 2005
28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006.
5
[1] Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910. - С. 221.
[2] Алексеев С.С. Государство и право, Начальный курс. – М.: Наука, 1993.
[3] Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. - Н. новгород, 1993.
[4] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Наука, 1994
[5] Клименко С.В. Основы государства и права. – М.: Зерцало, 1998.
[6] Марченко М.Н.. Теория государства и права: М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.
[7] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1994.
[8] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Наука, 1996.
[9] Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юрид. лит., 2003.
[10] Теория государства и права. Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
[11]Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 23-25.
[12] Марченко М.Н., Теория государства и права.: Курс лекций,.Т.1.- М.:1995.-С.81.
[13] Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С. 36.
[14] Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2005. – С.68
[15] Там же. – С. 37.
[16] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Наука, 1994. – С. 45.
[17] Там же. – С. 46.
[18] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Наука, 1996. – С. 53.
[19] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Наука, 1996. – С. 54.
[20] Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С. 40.
[21] Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Наука, 1993. – С. 78.
[22] Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. - Н. новгород, 1993; Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Наука, 1994
[23] Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С. 41.
[24] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 1997. – С. 30.
[25] Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С. 42.
[26] Теория государства и права. Курс лекций: под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юрист, 1997. – С. 43.
[i] Цитата приводится по книге "Общая теория государства и права. Академический курс" (см. Список литературы). Указанный источник ссылается при этом на: Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 221.