Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Содержание

Введение 3-7
Глава 1: Монархия как форма правления 8-9
1.1. Юридические признаки монархии как формы правления 9-10
1.2. Абсолютная монархия 10-11
1.3. Конституционная монархия 11-12
Глава 2: Республика как форма правления 13
2.1. Юридические признаки республики как формы правления 14-18
2.2. Президентская республика 19-20
2.3. Парламентская республика 20-21
Глава 3: Форма государства и форма правления 22-33
Глава 4: Иные формы правления 34
4.1. Деспотия 34-35
4.2. Тирания 35
4.3. Тоталитарный режим 35-39
4.4. Авторитарный режим 39-41
4.5. Либерально – демократический режим 41-45
Заключение 46
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик2.docx

— 86.88 Кб (Скачать)

    Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм  – явление, безусловно прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований – федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

    Федеративная  форма государственного устройства является еще более многоликой, чем  унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

    Так, в отличие от унитарного государства  федеративное в политико-административном отношении не представляет собой  единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно  – союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участи центральной власти. Но во всяком случае субъекты федерации на ряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

    В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень  штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства  выражается в создании двухпалатного  союзного парламента, одна из палат  которого отражает интересы субъектов  федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства  вне зависимости от численности  населения. Другая палата формируется  для выражения интересов всего  населения государства, всех его  регионов. В федерации может также  существовать государственный аппарат  и на местном уровне.

    Одним из формальных признаков федерации  является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином  федерации и гражданином соответствующего государственного образования и  это закрепляется конституциями  государств. Это означает, что объем  прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот  же.

    В федеративном государстве функционирует  правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и  свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется  право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается  принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов  федерации должны полностью соответствовать  союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться  и тогда, когда в отдельных  государственных образованиях сохраняются  конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться  в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего  законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации  является всеобщим и необходимым  для всех видов федерации.

    Таким образом, в пределах федерации действуют  федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а  также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних  как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные  органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации  и устанавливать им особый правовой статус.

    Субъект федерации обладает правом иметь  собственную судебную систему. Конституция  определяет порядок организации, процедуры  и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для  построения судебной системы в субъектах  федерации. Высшая судебная инстанция  федерации, как правило, не рассматривает  жалобы на решения судов субъектов  федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

    В федерации используется двухканальная  система налогов: федеральные и  налоги субъектов федерации. Как  правило, собранные налоги поступают  в общефедеральную казну и  затем уже часть их (посредством  бюджета) передается для использования  субъектам федерации. Иной порядок  может существенно подрывать  федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных  образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются  в получении субсидий и дотаций  от союзного государства. Финансовая зависимость  является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная  власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

    Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между  союзом и субъектами федерации. От решения  этого вопроса зависит юридической  положение государственных образований  и характер тех отношений, которые  складываются между федерацией и  ее членами.

    Как правило, эти отношения в самом  основном определяются конституцией федерации  или федеративными договорами. Поэтому  в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный  принцип.

    Практика  федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных  и местных органов решается на основе трех принципов:

    принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать  решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

    принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов  ведения как федерации, так и  субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации  решают те вопросы, которые входят в  предмет их ведения. Инициатива может  исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции  может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в  конституции и иных законах;

    принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции  субъекта федерации и самой федерации.

    Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств (например, России) появился и такой  способ распределения компетенции  между союзным государством и  входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

    Это делегирование как бы снимает  вопрос о жесткой подчиненности  субъекта федерации центру, свидетельствует  о добровольности распределения  компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия  и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекты федерации, отличающегося  по своему статусу от других субъектов  федерации, прежде всего большой  самостоятельностью, добровольной делегированностью  полномочий, а не их централизованным распределением.

    Вместе  с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и  для юридического прикрытия намерения  субъекта федерации выйти из состава  федерации.

    В связи с этим появились понятия  об асимметричной федерации – разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, «жесткой» или «мягкой» федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР дала новые формы федеративной государственности.

    Но  для функционирования федерации  в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между  федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в  договорных основах федерации. Иначе  под угрозой оказывается целостность  и единство государства.

    Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение  и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций  существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации  нигде не закрепляется в конституции. Исключением был бывший СССР, в  конституции которого такое право  было предоставлено. Однако это право  было декларативным. Механизм его осуществления  в конституции не устанавливался, а Закон Союза ССР (1989 г.) о порядке  выхода союзных республик из состава  Союза ССР по существу свел это  право на нет. Действительно, отношения  между субъектами федерации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается  перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем  предоставления ему субсидий, дотаций  и т.п. Поэтому односторонние волеизъявление субъекта федерации по вопросу о  его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку  при этом возможно нарушение их интересов  и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или  утверждением со стороны федерации  в целом. Иными словами, принцип  права наций на самоопределение  не должен вести к нарушению целостности  государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение.

    В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций  на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие  проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что  же могут обойтись народу, нации  мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.

    Федерации делятся на два вида: национально-государственные  и административно-территориальные.

    В основе национально-государственной  федерации лежат национальные факторы  и поэтому она имеет место  в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности  и т.д., могут иметь место и  культурные автономии.

    В основу административно-территориальной  федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую  роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

    Форма государственного устройства государства  зависит от того, с какими государствами  оно вступает в связи, на какой  основе они складываются, а также  от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая  в отношения с субъектами международной  жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться  и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих  и великих целей.

    Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.

    Для достижения поставленных целей в  конфедерации создаются необходимые  органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих  дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

    Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в  нее государствами и основан  на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может  производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Информация о работе Формы государства