Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа
Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
Введение 3-7
Глава 1: Монархия как форма правления 8-9
1.1. Юридические признаки монархии как формы правления 9-10
1.2. Абсолютная монархия 10-11
1.3. Конституционная монархия 11-12
Глава 2: Республика как форма правления 13
2.1. Юридические признаки республики как формы правления 14-18
2.2. Президентская республика 19-20
2.3. Парламентская республика 20-21
Глава 3: Форма государства и форма правления 22-33
Глава 4: Иные формы правления 34
4.1. Деспотия 34-35
4.2. Тирания 35
4.3. Тоталитарный режим 35-39
4.4. Авторитарный режим 39-41
4.5. Либерально – демократический режим 41-45
Заключение 46
Список используемой литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ТГП»
на тему: « Формы государства »
на материалах НФ МЭСИ
План
Стр. | |
Введение | 3-7 |
Глава 1: Монархия как форма правления | 8-9 |
1.1. Юридические признаки монархии как формы правления | 9-10 |
1.2. Абсолютная монархия | 10-11 |
1.3. Конституционная монархия | 11-12 |
Глава 2: Республика как форма правления | 13 |
2.1. Юридические признаки республики как формы правления | 14-18 |
2.2. Президентская республика | 19-20 |
2.3. Парламентская республика | 20-21 |
Глава 3: Форма государства и форма правления | 22-33 |
Глава 4: Иные формы правления | 34 |
4.1. Деспотия | 34-35 |
4.2. Тирания | 35 |
4.3. Тоталитарный режим | 35-39 |
4.4. Авторитарный режим | 39-41 |
4.5. Либерально – демократический режим | 41-45 |
Заключение | 46 |
Список используемой литературы | 47 |
Введение
Когда раскрыта «сущность» государства – определено его социальное назначение, отличие от догосударственной организации общества, выделены главные признаки и даны основные характеристики, возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.
Традиционно
отечественная теория государства
и права всегда выделяла в форме
государства три основных, взаимосвязанных
блока: форму правления, форму национально-
И
если форма правления отвечает на
вопрос о том, кто и как правит,
осуществляет государственную власть
в государственно организованном обществе,
как устроены, организованы и действуют
в нем государственно-властные структуры
(органы государства), то форма национально-
Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как «форма государства» – три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, «осязать» и соответственно изучать.
Вот
почему форму государства можно
определить как такое устройство
(строение) государства, в котором
проявляются его основные характеристики
и которое обеспечивает в комплексе,
в системе организацию
Но это пока самый общий подход к пониманию формы государства, самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения необходимо подробно рассмотреть все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему теоретическая политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.
Прежде
всего надо отметить, что в теоретическом
осмыслении государства особое место
действительно занимает форма правления,
поскольку именно она определяет,
кто и как осуществляет государственную
власть в государственно организованном
обществе. Уже Аристотель, вслед
за Платоном, столкнувшись с самыми
разными формами организации
и осуществления
На протяжении многих столетий теоретическая политико-правовая мысль продолжала продираться сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государства, описать, проанализировать, оценить и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Локка, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития.
Все это имело и имеет большой познавательный и практический смысл. Ведь научная классификация тех или иных реальных устройств государств, как в прочем и других политико-правовых институтов – это не просто игра ума, произвольно упорядывающего невероятное множество самых разнообразных форм, а познание конкретных, исторически существовавших государств, их теоретическое обобщение, т.е. проникновение в закономерные, равно как и случайные, начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства. Это – рассмотрение форм государственности в их преемственности и обновлении.
Надо отметить, что вообще классификация – мощный инструмент методологии теории государства и права, который позволяет не только упорядочивать по определенным критериям все множество различных политико-правовых явлений и процессов, но выделять самое типичное, сущностное в этих явлениях и процессах, а также случайное, субъективное, размещать их в определенных пространственно-временных рамках (на временной шкале истории и шкале географических координат). Только такой подход и позволяет эффективно усваивать, осмысливать те условия и причины, которые лежат в основе возникновения, функционирования и развития политико-правовых явлений, процессов, институтов.
Поэтому уже со времен Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась нащупать причины, которые определяли ту или иную форму правления. Но если во времена таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже в ХХ в. в рамках марксистской теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в её связи с типом государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическим базисом общества и т.д.
В
частности, в рамках марксистской теории
под формой государства стали
понимать внешнее выражение социально-
Разумеется, классовая структура общества, столкновение классовых интересов, соотношение классовых сил, отстаивающих те или иные интересы, способы их закрепления, защиты – все это реальности, влияющие на государственное устройство, прежде всего на то как, в каких формах организована и действует система власти, кто правит в государстве. Однако подобная гиперболизация классового признака, характеризующего форму правления, как и гиперболизация этого признака применительно к другим политико-правовым институтам, являлась, как уже упоминалось выше, методологически неверной, обедняла и вульгаризировала марксистскую теорию государства и права.
За рамками изучения оставались иные факторы, влияющие на форму правления, прежде всего исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная Среда, уровень идеологизации и политизации общества, экологические (географические) факторы и много другое. Более глубоко, чем это делалось на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права, следовало бы изучать и юридические характеристики формы правления: структуру, способы образования и правовое положение высших органов государства (главы государства, парламента, правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Иными словами, следовало бы уделять больше внимания изучению реальной системы власти, а не заниматься апологетикой формы правления в социалистическом обществе, огульным охаиванием организации системы власти в буржуазном обществе. Как известно, эти последние тенденции были весьма распространены в отечественной теории государства и права на предыдущем этапе.
В
настоящее время отечественная
теория государства и права как
наука, постепенно преодолевающая методологический
кризис, связанный с общим кризисом
марксистской концепции общественного
развития, может предложить более
глубокое и достаточно обоснованное
понимание формы правления как
одной из основных характеристик
устройства государства, дать более
взвешенную классификацию этих форм,
наметить более реальный прогноз
их развития. Нечего и говорить, как
это важно сейчас для политической
жизни России, когда идет поиск
наиболее эффективной формы организации
и осуществления
При этом подчеркнем – современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах её развития, в том числе и на марксистском направлении, а также более глубоко учитывает и все то, что по вопросам государственного устройства было накоплено иными теоретическими государственно-правовыми школами. Вместе с тем она исключает то, что было примитивно упрощено, входило в отечественную теорию государства и права как результат догматизации и вульгаризации марксистской теории.
Следует
также отметить, что наряду с изучением
формы государства с позиций
теории государства и права в
юридической науке
Прежде всего, теория государства и права выделяет два основных устройства (строения) государственной власти, которые характеризуют содержание формы правления – монархию и республику.
Различие между ними можно провести, указав на юридические и иные признаки, им свойственные.
Глава 1: Монархия как форма правления.
Монархическая форма правления – «персональное единовластие»- весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных, классовых движений.