Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства
Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2
1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4
2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8
3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14
4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30
Система
территориальных составных
Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.
Итак, форма
государственного устройства - это
национальное и административно-
Форма
государственного устройства раскрывает
внутренне строение государства, его
деление на составные части –
административно-
Унитаризм
(французское unitarism от лат. unitas – единство)
самая простая форма территориальной
организации государства. Государство
считается унитарным (слитным, простым),
если большинство частей этого государства
не имеют статуса государственного образования.
В составе унитарного государства могут
находиться отдельные автономные национально-государственные
образования, имеющие ряд атрибутов собственной
государственности (Республика Крым в
составе унитарной Украины, ГБАО в
составе Республики Таджикистан). Как
правило, в унитарном государстве есть
только одна конституция, одно гражданство,
одна система высших органов власти. Составные
части унитарного государства чаще всего
имеют статус единиц административно-
Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
В
отличие от унитаризма, сложное государственное
устройство предполагает существование
государства, включающего в себя
другие государственные образования.
Теория государства, рассматривая отдельные
территориальные устройства, лишь констатирует
наличие в истории и
Под протекторатом
понимается международный договор,
по которому одно государство обязывается
оказывать покровительство
Под
унией понимается союз, соединение,
объединение государств. Среди уний
различают объединение
Федеративное государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.10
Составляющие
федеративное государство государственные
образования (штаты, земли, провинции)
являются субъектами федерации и
имеют свое собственное административно-
Государственные
образования, составляющие федерацию,
как правило, не являются государствами
в собственном смысле слова. Они
не обладают суверенитетом, правом одностороннего
выхода из союза, юридически лишены права
участия в международных
Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.11
В
теории также приводят различия между
так называемыми
Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.12
“Конфедеративное государство (конфедерация) - (от позднелат. confoederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления”.13 (Например: Швейцария)
Как правило,
конфедерация обеспечивает более высокую
степень интеграции в экономической,
социальной, политической, военной
и других сферах, чем при обычном
международном сотрудничестве. Конфедерация
сочетает в себе черты как международно-
Европейский
союз – межгосударственное объединение,
сочетающее в себе черты международной
организации и федеративного
государства, возникшее в 1993 году, на
базе Европейских сообществ. Договор
о Европейском Союзе, подписанный
в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды)
главами государств и правительств
12 государств – членов Европейского
сообщества, вступил в силу 1 ноября
1993 года. Он дополнен 17 протоколами
и 33 заявлениями по различным вопросам
договора, заявлением, в котором
учтены результаты референдума в
Дании и соглашением о
Данная форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих интересов.14
В разное время конфедерациями были: Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. С 1958 по 1961 г.г. конфедерацию составляли Египет и Сирия, а с 1982 по 1988 г.г. – Гамбия и Сенегал. Опыт истории конфедераций свидетельствует, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.
Империя –
сложное государство, которое состоит
из главы государства (метрополия) и
ее колоний. Примером может быть Древне
Римская империя.
Содружество государств
Содружество государств – это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии.
Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В
содружестве могут создаваться
надгосударственные органы, для координации
действий государств. Денежные средства
для целей содружества
Британское
содружество наций – это
Содружество
независимых государств (СНГ) – межгосударственное
объединение, созданное на основе соглашения
о создании СНГ, подписанного в Минске
08.12.91 г. представителями трех республик
СССР: РСФСР, Республики Беларусь и
Украины. Устав СНГ принят в г.
Минске 22.01.93 г. В соответствии с указанным
Соглашением и Уставом СНГ
целями Содружества являются развитие
равноправного и
Межгосударственные
образования знают и такую
форму, как Сообщество государств. В
основе Сообщества, как правило, лежит
межгосударственный договор. Сообщество
является еще одной своеобразной
переходной формой государственной
организации общества. Оно в большинстве
случаев усиливает
Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки