Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1


Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2


1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4


2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8


3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14


4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19


Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28


Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

Б езусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современной мире идеями народного суверенитета и равноправия людей. Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх – единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. Во всех монархических странах монарх является по закону особой неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король – в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан – в Малайзии, Брунее, Омане; эмир – в Кувейте, ОАЭ; великий герцог – в Люксембурге; князь – в Лихтенштейне.

     Одним из основных элементов монархической  системы правления является престолонаследие. Другим важным институтом монархической  формы правления является регентство (от лат. regere – управлять) временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства, в случаях вакантности престола, малолетства, болезни или отсутствия монарха.

Монархия  как форма весьма неоднородна, гибка  и изменчива, благодаря чему ей и  удалось выжить в современных  условиях. Кратко рассмотрим схему  развития монархической формы правления  от ее зарождения до наших дней. В  ранних азиатских государствах монархия выступала как неограниченная деспотия (иногда как теократия). С развитием  феодализма монархия выступала первоначально  как раннефеодальная монархия, принимая иногда форму феодальных империй; затем  – как монархия феодальной раздробленности, характеризующаяся слабой центральной  властью; за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся в монархию абсолютную. В результате буржуазно демократических революций  абсолютная монархия была ликвидирована  и заменена монархией конституционной (ограниченной). Конституционная монархия прошла две фазы развития: от дуалистической монархии к парламентской.

     Парламентская монархия является заключительной стадией  развития этого института. Раннефеодальной  монархии сегодня не существует. В  современном мире существуют два  исторических типа монархий – абсолютная и конституционная. Конституционная  монархия существует в двух видах: дуалистической и парламентарной. Абсолютная монархия существует ныне в двух формах –  светской и теократической (Ватикан).

Абсолютная  монархия представляет собой разновидность  монархической формы правления, характеризующуюся юридическим  и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее  время сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых  из этих стран в последнее время  делаются первые шаги по переходу к  конституционной монархии, однако, пока эти реформы не изменили абсолютного  характера монархий. Город-государство  Ватикан является теократической монархией. Законодательная, исполнительная и  судебная власть в Ватикане принадлежит  Папе, пожизненно избираемого коллегий кардиналов.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы  правления, при которой власть монарха  ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган – парламент  и независимые суды. Впервые такая  монархия возникла в Великобритании в XVII веке в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются контрассигнатура и цивильный лист. Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра. Формально это объясняется тем, что глава государства не ответственен за свои действия. Цивильный лист – сумма денег, ежегодно выдаваемая на содержание монарха. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования, в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

     Дуалистическая  монархия является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (в силу конституционных  норм) и фактически (в силу неразвитости демократических институтов) сохраняет  большие властные полномочия. В силу этого он находится в центре политической системы данного государства. Правительство  несет двойную ответственность  перед монархом и парламентом, но реально подчиняется воле монарха. В настоящее время такая форма  монархии существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

     Парламентарная  монархия – более прогрессивный  вид конституционной монархии. Характеризуется  тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция  наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового  обычая не может воспользоваться  ими самостоятельно. Все исходящие  от монарха акты нуждаются в официальном  одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции  даже формально не имеет значительных полномочий. Правительство же ответственно перед парламентом, которому принадлежит  формальное верховенство среди других органов власти.

Несмотря  на то, что республика является более  прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией в  современном мире не завершен. В  последние годы процесс «республиканизации»  заметно замедлился. Государства, имеющие  монархию, не спешат расставаться со своими традициями и институтами государственной  власти. И, наоборот, в некоторых  странах мира, где утвердились  республики усиливается ностальгия по монархической системе.

      Второй  формой правления является республика (лат. res – дело, publicus – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. Республиканская форма правления является такой же древней формой правления, как и монархия. То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний (советов) определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

Разумеется, республиканские, точно так же, как  и монархические, формы правления  определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех  или иных социальных сил господствовать, но и историческими традициями, национальной психологией, экономическими и географическими  факторами, различными контактами с  окружающими их государствами (фактор заимствования, подражания). Например, древнегреческие республиканские  формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих полисов, роли морской  торговли в экономической жизни. Победы демоса и его функции как  коллективного рабовладельца и  т.д.

     Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными  полномочиями и несут ответственность  за их неисполнение или ненадлежащие исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти, в большинстве случаев длительно  готовятся, обсуждаются по соответствующей  процедуре, проходят экспертизу. Принятие решений осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается  принятым, если за него проголосовало  квалифицированное или простое  большинство. Республиканское правление  основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд  властей: законодательную, исполнительную, судебную.6

     В республиканской форме правления  принято различать республику президентскую, парламентскую и смешанного типа.

     Юридически  отличительными чертами президентской  республики (США, Мексика, Казахстан, Таджикистан и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти, как к примеру у нас в республике, ст.64 Коституции РТ гласит – «Президент РТ является главой государства и исполнительной власти (Правительства)». Он, президент в такой республике, формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).

     Парламентская республика (Италия, ФРГ, Венгрия, Латвия и др.) юридически характеризуется  тем, что парламент является полновластным  органом, который формирует политически  ответственное пред ним правительство  и избирает президента, являющегося  главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может  уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское  большинство. В этом случае президент  имеет право по предложению правительства  распустить парламент и объявить досрочные выборы.

     Третьей разновидностью республиканской формы  правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской  республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент  является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах  и наделен юридически и реально  большими полномочиями. Однако правительство  формируется парламентским путем  и ответственно политически не только перед президентом, но и перед  парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому  типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение  такая форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова).

Помимо этих основных видов республик можно  выделить несколько специфичкские  формы республик.

     Социалистическая  республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать  подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом  и его партией”.7

     Особенности социалистической республики:

  • законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
  • ведущая роль принадлежит представительным органам, составляющим основу государственного аппарата;
  • исполнительно-распорядительные органы подотчетны и подконтрольны органам законодательной власти;
  • высшие и местные ораны объединяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;
  • сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме для того, чтобы государственная власть могла суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
  • руководящая роль в общественной и государственной жизни принадлежит рабочему классу и его партии.
 

     Изначально  выступая как государственная форма  диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной  буржуазной формы правления, в корне  отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры  не пригодна.

     Различают три разновидности социалистической формы государственного правления:

  • Парижская коммуна;
  • Республика Советов (Советская республика);
  • народно-демократическая республика.
 

     Народно-демократическая  республика - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после  нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской  Армии.8

Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших  под влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе соответствующих принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и, естественно, руководящей и направляющей...  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Форма  государственного  устройства. Сообщество  государств. 

     Следующим элементом формы государства  является форма государственного устройства, к странам с многонациональным  составом часто применяют термин «форма национально-государственного устройства». Именно в категории  «форма государственного устройства»  находит выражение территориальное  деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Форма государственного устройства – это административно-территориальное  деление государства, которым определяется взаимоотношения между ним и  его отдельными частями.

     Территория  государства представляет собой  пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над  ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства — это система, взаимоотношений  между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря —  их населением и действующими там  органами публичной власти.

Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки