Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа
Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства
Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2
1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4
2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8
3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14
4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30
Учения
и отдельные идеи, касающиеся форм
государственного устройства и правления,
развивались не только в Древней
Греции и Риме, но и в других странах.
Причем не только на ранних и средних
стадиях существования и
Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.
Ясно,
что проблема формы государства
приобретает не только теоретическое,
но и первостепенное практически-политическое
значение. От того, как организована
и как реализуется
Форма
государства, т.е. устройство государственной
власти, ее организация, в содержательном
отношении выступает в разных
аспектах. Во-первых, это определенный
порядок образования и
Таким образом,
традиционно отечественная
И
если форма правления отвечает на
вопрос о том, кто и как правит,
осуществляет государственную власть
в государст-венно
Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как “форма государства” - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, “осязать” и соответственно изучать.
Вот почему
форму государства можно
Но это пока самый общий подход к пониманию формы государства, самое первое приближение. Для дальнейшего продвижения необходимо подробно рассмотреть все три блока, составляющие форму государства, увидеть их взаимосвязь и взаимодействие, понять, почему теоретическая политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.
Указанное
понимание формы государства
сложилось не сразу. Долгое время
ее считали состоявшей из формы правления
и формы государственного устройства,
к которым в последствии
Формы
государства весьма разнообразны. Среди
главнейших причин разнообразия форм
государства можно назвать
1.
Историческая традиция
2.
Исторические особенности
3.Принятие
той либо иной государственной
формы объясняется также
4.Избрание
той или иной государственной
формы в молодых странах,
2.Форма
правления. Монархия
и республика.
Рассмотрим
первую составную часть структуры
формы государства – форму
правления. Теория государства, фиксирую
в его истории реально
Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мужества, мудрости и умеренности. Второй – в зависимости от соотношения правильных или искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными – те, в которых у правителей преобладает личный интерес.
Существовали и другие классификации, но зафиксированное Геродотом деление дошло до наших дней, правда, среднее звено геродотовской триады – аристократия –было утрачено в ходе развития государственности. Фишеровский словарь назвал такую классификацию классической.
Понятие
формы правления в теории государства
и права позволяет уяснить: как
создаются высшие органы государства
и каково их строение; как строятся
взаимоотношения между высшими
и другими государственными органами;
как строятся взаимоотношения между
верховной государственной
Приведем два варианта определения этой формы государства:
Как видно из приведенных определений, основным в понятии формы правления является организация верховной власти государства и порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный – в монархическом государстве).
В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская форма правления. Для современных государств характерны 2 формы правления: республика и монархия.
Итак, определяются две основные формы правления — монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации форм правления В.М.Хвостов:
"Наиболее
правильной представляется нам
следующая классификация.
Форма
правления обуславливается
Рассмотрим эти две формы правления: монархию и республику.
Вот как определил основные различия между монархией и республикой проф. П.А.Сорокин:
"В чем
же главная разница между
В монархии
монарху предоставлено
Здесь сам
народ прямо или через
Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами. "5
При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия, таковым примером может быть территория Средней Азии в VII- V веках до новой эры, когда престол и титул «Шах» передавались исключительно по наследству, либо лишь членам царствовавшей династии. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств Европы, Япония, страны Содружества).
Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки