Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства

Содержание

Оглавление…………………………………………………………………………………………………………………. 1


Введение…………………………………………………………………………………………………………………….. 2


1.Понятие формы государства…………………………………………………………………………………. 4


2.Форма правления. Монархия и республика…………………………………………………………… 8


3.Форма государственного устройства. Сообщество государств………………………………. 14


4.Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки………………………..19


Заключение………………………………………………………………………………………………………………….. 28


Список использованных источников и литературы……………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 86.96 Кб (Скачать)

     Учения  и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних  стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все  последующие столетия и годы.

     Значительное  внимание исследованию форм государства  уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

     В настоящее время под формой государства  понимают организацию государственной  власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает  свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной  власти и т.д.

     Ясно, что проблема формы государства  приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная  власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы  государства имеет весьма существенный политический аспект.

     Форма государства, т.е. устройство государственной  власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации  высших органов государственной  власти и управления. Во-вторых -это  способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений  центральной, региональной и местных  властей. В-третьих, это приемы и  методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом, традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.2

     И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государст-венно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма  национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения  населения на определенной территории, связь этого населения через  различные территориальные и  политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует  как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов  и методов государство выполняет  своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые  задачи.

     Нетрудно  заметить, что содержание такого понятия  как “форма государства” - три указанных  выше блока, весьма четко привязывается  к трём основным характеристикам  государства как особой политической, структурной и территориальной  организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, “осязать” и  соответственно изучать.

Вот почему форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются  его основные характеристики и которое  обеспечивает в комплексе, в системе  организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

     Но  это пока самый общий подход к  пониманию формы государства, самое  первое приближение. Для дальнейшего  продвижения необходимо подробно рассмотреть  все три блока, составляющие форму  государства, увидеть их взаимосвязь  и взаимодействие, понять, почему теоретическая  политико-правовая мысль, изучая на протяжении столетий государство, выделила именно такое содержание формы государства.

     Указанное понимание формы государства  сложилось не сразу. Долгое время  ее считали состоявшей из формы правления  и формы государственного устройства, к которым в последствии добавлялись  политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной  литературе высказывались различные  мнения, отдававшие приоритет тем  или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так  или иначе, сегодня наиболее распространенной является концепция организации  государственной власти, заключающейся  в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического  режима.3

     Формы государства весьма разнообразны. Среди  главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:

     1. Историческая традиция развития  национальной государственности.  Так, устойчивость монархических  форм правления в таких странах,  как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с просим  тем, что монархия в этих  государствах существовала на  протяжении многих столетий.

     2. Исторические особенности становления  самой национальной государственности.  Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская  Республика, Мексиканские Соединенные  Штаты, федеративной формы государственного  устройства объясняется историческими  условиями возникновения самого  государства, а не национальными  моментами.

     3.Принятие  той либо иной государственной  формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили  установление федерации в таких  многонациональных государствах, как,  например, Индия.

     4.Избрание  той или иной государственной  формы в молодых странах, освободившихся  от колониальной зависимости,  в значительной степени зависило  от влияния метрополии.Неудивительно,  что во многих бывших колониях  Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии,  Пакестане) после провозглашения  независимости бала установлена  монархическая форма правления,  в то время, как бывшие колонии  республиканской Франции в подавляющем  большинстве своем стали республиками (Республика Кот-Дивуар, Верхняя  Вольта, Габон, Дагомея, Исламская  Республика Мавритания).

 

2.Форма  правления. Монархия  и республика. 

     Рассмотрим  первую составную часть структуры  формы государства – форму  правления. Теория государства, фиксирую в его истории реально возникающие  формы правления, выработала несколько  их классификаций. Наиболее распространенная из них – это деление форм правления  по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, если многим – аристократия, если всем – демократия или республика. Существование  такой классификации отмечено еще  Геродотом в его повествовании  о споре между Отаном, Мегабизом  и Дарием о том, какую форму  правления следует установить в  Персии, после убийства Лже-Смердиса. Критика этой классификации восходит к Платону и Аристотелю.

     Первый  из них различал формы правления  в зависимости от преобладания в  государстве трех добродетелей: мужества, мудрости и умеренности. Второй –  в зависимости от соотношения  правильных или искаженных видов  правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными  – те, в которых у правителей преобладает личный интерес.

     Существовали  и другие классификации, но зафиксированное  Геродотом деление дошло до наших  дней, правда, среднее звено геродотовской  триады – аристократия –было утрачено в ходе развития государственности. Фишеровский словарь назвал такую  классификацию классической.

     Понятие формы правления в теории государства  и права позволяет уяснить: как  создаются высшие органы государства  и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими  и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью  и населением страны; в какой мере организация высших органов государства  позволяет обеспечивать права и  свободы граждан.

     Приведем  два варианта определения этой формы  государства:

  • Форма правления – это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней.
  • Форма правления – это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, Правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

     Как видно из приведенных определений, основным в понятии формы правления  является организация верховной  власти государства и порядок  ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый  в республике, наследственный –  в монархическом государстве).

     В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной  власти, естественной формой правления  представляется монархия. Там, где форма  правления не сопряжена с иерархической  системой феодальной собственности  на землю и ее верховным собственником  в лице самого монарха, она принимает  вид деспотии. Для обществ основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами – собственниками, характерна республиканская  форма правления. Для современных  государств характерны 2 формы правления: республика и монархия.

     Итак, определяются две основные формы  правления — монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации форм правления В.М.Хвостов:

     "Наиболее  правильной представляется нам  следующая классификация. Основное  подразделение государств зависит  от того, каковы свойства так  называемого высшего органа в  государстве. При этом высшим  органом именуется тот из органов  государства, который 1) приводит  в движение государственный механизм  и поддерживает это движение  и 2) которому принадлежит власть  окончательно санкционировать изменения  правопорядка в государстве. С  этой точки зрения мы получаем  два основных типа государства:  монархию и республику. "4

     Форма правления обуславливается также  конкретной расстановкой социально-политических сил и результатом борьбы между  ними (проявляется в разных странах  в революционные периоды); историческими  особенностями отдельных стран (существование  в современной Великобритании парламентской  монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях отдельного государства (трудности на пути становления демократии в России объясняются спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена  форм власти в ряде государств после  Второй Мировой Войны).

     Рассмотрим  эти две формы правления: монархию и республику.

Вот как  определил основные различия между  монархией и республикой проф. П.А.Сорокин:

"В чем  же главная разница между монархией  и республикой. Она заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.

В монархии монарху предоставлено окончательное  решение по всем важнейшим государственным  актам. Народ здесь не обладает никакой  властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в  ограниченном объеме. Иначе обстоит  дело в республике. Под республикой  разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему.

Здесь сам  народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.

Таково главное  различие между монархическим и  республиканским государствами. "5

При монархической (греческое слово monarchia – единовластие) форме правления главой государства является единоличный правитель – монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия, таковым примером может быть территория Средней Азии в VII- V  веках до новой эры, когда престол и титул «Шах» передавались исключительно по наследству, либо лишь членам царствовавшей династии. Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная) сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государств, а республика (несмотря на то, что это такая же древняя форма) – скорее исключением. С начала прошлого века это соотношение неуклонно изменяется, сегодня монархия уже рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (ряд государств Европы, Япония, страны Содружества).

Информация о работе Форма государственного режима. Виды режимов и их признаки