Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Рассмотреть понятие формы государства.
 Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления.
 Рассмотреть формы государственного устройства.
 Охарактеризовать государственные режимы.

Содержание

Введение 3

1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура 5
2. Форма правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития 8
3. Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация 16
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки 26

Заключение 31


Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

реферат тгп.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 

 

Введение

     В теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

     Подход  к этой проблеме был различным  на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука однако представляется более верным в рамках работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

     Государство это определенный способ организации  общества, а также организация  публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его  официальным представителем и опирающаяся  в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

     В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного  учения о том, что такое форма  государства. Существуют различные  точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

     Таким образом, целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

     Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

  • Рассмотреть понятие  формы государства.
  • Изложить понятия форм правления, а так же  соотнести монархическую и республиканскую формы правления.
  • Рассмотреть формы государственного устройства.
  • Охарактеризовать государственные режимы.

     Исходя  из цели и поставленных задач, структура  работы состоит из введения, четырех вопросов, заключения и списка литературы.

     Теоретической основой работы являются учебные  материалы и научные статьи следующих авторов: И.А. Ильина, В.М.  Корельского, А.В.Малько, Ю.П. Титова, В.Н. Хропанюк, А.В. Якушева и др. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура 

     Форма государственного устройства - это  способ (форма) территориальной организации  государственной власти, который  выражается в национально-государственном  и административно-территориальном  устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.1

     Проблема  территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного  общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся. Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. Государственная власть и государственное управление строятся, по территориальному принципу.

     На  форму государства влияют разнообразные  факторы: тип государства, экономический  строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные  размеры государства и др.

     Государственное устройство может быть простым и  сложным.

     Простым является унитарное государственное  устройство. Унитарное государство - это одно, единое государство, которое  подразделяется лишь на административно-территориальные  единицы, не включая в себя никаких  государственных образований.

       Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

     Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

     Форма государственного устройства носит  самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

     По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные (рис. 1).2 

     

         

Рис. 1. Формы государственного устройства 

     На  сегодняшний день выработаны лишь две  формы организации многонациональных  государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как  внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

     Федерализм  предполагает ту или иную степень  самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

     Что же касается конфедерации, то речь в  этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

     В одних и тех же формах правления  могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические  государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение  каждому элементу формы государства.3     
 
 
 
 
 
 

           

2. Форма правления:  монархия, республика, их виды, тенденции развития

     Монархическая форма правления — (греч. Monarchia — единовластие) весьма древняя форма правления. В этой форме правления верховная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.

     Основными признаками классической монархической  формы правления являются:

    • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, цезарь, фараон);
    • наследственный порядок преемственности верховной власти;
    • представительство государства монархом по своему усмотрению;
    • юридическая безответственность монарха;
    • монарх не избирается народом
    • монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота)
    • юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры.2

     Монархическая форма правления возникла еще  при рабовладельческом строе  и продолжала развиваться со временем сохраняя свои традиционные черты.

     Абсолютная  монархия. Эта такая форма правления, при которой вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору. По Законнику Хаммурапи вся власть — законодательная, судебная и исполнительная — принадлежала царю, который являлся наместником и служителем Бога на земле. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен».4 Таким образом, основной признак абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента,  конгресса, федерального собрания или генеральных штатов), ограничивающие полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона.  Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, и наличие постоянной армии во главе с монархом. В настоящие время к абсолютным относятся некоторые монархия Среднего Востока (Саудовская Аравия и Оман).

     Ограниченная  монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена представительным органом, т.е. в Англии это Парламент, во Франции – Национальное собрание. Возникает своеобразная двойственность  государственной власти, которая выражалась в том, что хотя монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти,  вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог налагать вето на его законы, имел право назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх.  Существуют разновидности  ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий. 

     Парламентская (конституционная) монархия. Эта такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются «спящими», поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы  существующему государству (Испания, 1981 г.).

Информация о работе Форма государства