Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:37, курсовая работа
Государство, будучи союзом совместно живущих людей, объединенных в одно целое связью подданства, определенным правом и общей государственной властью, конкретно в истории выступало в различных видах: были государства большие и малые, с населением, состоящим из людей одной религии и национальности, и людей разных религий и национальностей, с населением, распадавшимся на резко различные касты и сословия, и с населением, как теперь распадающимся только на экономические классы. Были государства по преимуществу торговые, земледельческие и промышленные, признающие рабство и не допускающие его и т.д.
По нашему мнению серьезное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
Следовательно, проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект, который так актуален для нашей страны сегодня.
2. Форма правления – это организация верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структура, компетенция, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
Рассмотренные формы правления не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом. Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).
Можно сделать вывод о том, что основными отличительными признаками монархии и республики являются: способ формирования главы государства (в порядке престолонаследия или избрание); участие населения в избрании высших органов государственной власти; юридическая ответственность избранных перед избирателями.
По нашему мнению, происходящие изменения в правовом статусе высших органов государственной власти того или иного государства, а также способы их формирования и отношения между собой способствуют появлению новых типов форм правления. Так, многие исследователи выделяют суперпрезидентские, полупарламентские, монократические республики, теократические, выборные монархии и др.
Появление новых разновидностей монархии и республики свидетельствует о том, что форма правления как один из внешних атрибутов государства, определяющая организацию публичной власти в стране, является довольно гибким динамичным институтом, подверженным изменению в зависимости от политической конъюнктуры. При конституционном закреплении организации публичной власти признаки тех или иных форм правления позволяют конструировать многообразные типы организации власти.
Следовательно, при заимствовании признаков различных форм правления возможно существование многообразных моделей государственного управления. Желание преодолеть недостатки классических видов форм правления путем сочетания их признаков приводит к появлению смешанных (гибридных) форм правления.
3. Форма государственного
устройства – это элемент
С помощью данного
понятия государственное
Названные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особые формы межгосударственных объединений, именуемые содружеством и сообществом.
Следовательно, все формы
государственного устройства могут
иметь самый широкий спектр, давать,
например, такие сочетания, как конфедеративно-
4. Политический режим – это система методов, способов и средств практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли.
Таким образом, политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут, то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ