Федеральный закон
о выборах предусмотрел некоторые
условия допущения к распределению
мандатов баллотирующихся в федеральном
избирательном округе списков кандидатов
помимо 5% заградительного пункта. До
распределения мандатов между федеральными
списками кандидатов из каждого списка
исключаются депутаты, избранные
в Государственную Думу по одномандатным
избирательным округам. Далее Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации подсчитывает сумму голосов
избирателей, поданных по федеральному
избирательному округу за федеральные
списки кандидатов, допущенные к участию
в распределении депутатских
мандатов. Эта Сумма делится на
225, и полученный результат есть первое
избирательное частное. Затем число
голосов, полученных каждым федеральным
списком кандидатов, участвующим
в распределении депутатских
мандатов, делится на первое избирательное
частное. Целая часть числа, полученного
в результате такого деления, есть число
депутатских мандатов, который получает
соответствующий федеральный список
кандидатов в результате первичного
распределения мандатов. Если после
этих действий остаются нераспределенные
депутатские мандаты, они передаются
по одному тем федеральным спискам
кандидатов, у которых оказывается
наибольшей дробная часть числа,
полученного в результате деления
на первое избирательное частное. При
равенстве дробных частей преимущество
отдается тому федеральному списку кандидатов,
за который подано больше число голосов
избирателей.25
Государственная Дума
избирает из своего состава Председателя,
Первого заместителя и заместителей
Председателя тайным голосованием с
использованием бюллетеней. Государственная
Дума может принять решение о
проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность
Председателя Государственной Думы
выдвигают депутатские объединения
и депутаты Государственной Думы.
В ходе обсуждения, которое проводится
по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться
на должность Председателя Государственной
Думы, кандидаты выступают на заседании
палаты и отвечают на вопросы депутатов.
Депутат
считается избранным Председателем
Государственной Думы, если за него
проголосовало более половины от
общего числа депутатов. Если на должность
Председателя Государственной Думы
были выдвинуты более двух кандидатов
и ни один из них не набрал требуемого
для избрания числа голосов, проводится
второй тур голосования по двум кандидатам,
получившим наибольшее число голосов.
При этом каждый депутат Государственной
Думы может голосовать только за одного
кандидата. Избранным на должность
Председателя Государственной Думы
по итогам второго тура голосования
считается кандидат, за которого проголосовало
более половины от общего числа депутатов
Государственной Думы.
Если
во втором туре голосования ни один
из двух кандидатов не набрал требуемого
числа голосов, Государственная
Дума проводит повторные выборы Председателя
Государственной Думы либо принимает
решение о выборах первого
заместителя Председателя и заместителей
Председателя Государственной Думы.
В этом случае, после избрания по
крайней мере одного из заместителей
Председателя Государственная Дума
проводит повторные выборы Председателя.
Решение
об избрании Председателя Государственной
Думы оформляется постановлением без
дополнительного голосования.26
Регламент
Государственной Думы закрепляет полномочия
Председателя, который:
- ведет заседание
палаты;
- ведает вопросами
внутреннего распорядка палаты;
- организует
работу Совета Государственной Думы;
- осуществляет
общее руководство деятельностью Аппарата
Государственной Думы;
- назначает
на должность и освобождает от должности
Руководителя Аппарата Государственной
Думы и его первого заместителя;
- представляет
палату во взаимоотношениях с Президентом
РФ, Советом Федерации, Правительством
РФ, субъектами РФ, Конституционным
Судом РФ, В
ерховным Судом РФ, Высшим Арбитражным
Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, ЦИК
РФ и с другими государственными органами,
общественными объединениями, а также
с парламентами зарубежных государств
и в международных парламентских организациях;
- участвует
в согласительных процедурах для разрешения
разногласий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов Федерации, а также между
органами государственной власти субъектов
РФ;
- направляет
поступившие в Государственную Думу законопроект
и материалы к нему в депутатские объединения
для сведения и в комитет Государственной
Думы в соответствии с вопросами его ведения;
- подписывает
постановления Государственной Думы;
- направляет
в Совет Федерации для рассмотрения, одобренные
Государственной Думой законы РФ о поправках
к Конституции РФ, федеральные и федеральные
конституционные законы;
- направляет
Президенту РФ федеральные законы, принятые
Государственной Думой;
- издает распоряжения
и поручения по вопросам, отнесенным к
его компетенции.27
Вопрос
о числе заместителей Председателя
решается Государственной Думой. Кандидатов
на должности заместителей могут
выдвигать депутатские объединения,
депутаты Государственной Думы. Кандидаты,
не заявившие самоотвод, включаются
в список для тайного голосования.
Избранными на должность заместителей
Председателя считаются кандидаты,
за которых проголосовало большинство
от общего числа депутатов Государственной
Думы.28
Заместители
председателя Государственной Думы
по поручению Председателя ведут
заседание палаты, замещают Председателя
в его отсутствие, координируют деятельность
комитетов и комиссий Государственной
Думы, решают другие вопросы внутреннего
распорядка деятельности палаты согласно
распределению обязанностей между
ними.
Решение
об освобождении от должности Председателя
Государственной Думы, его первого
заместителя и заместителей принимается
большинством голосов от общего числа
депутатов.29
Порядок
деятельности Государственной Думы
определяется Конституцией РФ и Регламентом
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации.
К
исключительному ведению Государственной
Думы относятся:
- дача согласия
Президенту РФ на назначение Председателя
Правительства Российской Федерации.
Согласно Регламенту Государственной
Думы, в случае внесения в Государственную
Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре
Председателя Правительства РФ Председатель
Государственной Думы незамедлительно
извещает об этом депутатов. Дума рассматривает
предложенную Президентом кандидатуру
в течение недели со дня внесения предложения.
Согласие Государственной Думы на назначение
Председателя Правительства считается
полученным, если за предложенную кандидатуру
проголосовало большинство общего числа
депутатов. Если Дума отклонит кандидатуру,
Президент в течение недели со дня ее отклонения
вносит предложение о новой кандидатуре.
Президент
вправе представлять одного и того
же кандидата дважды или трижды либо
представлять каждый раз нового. Независимо
от числа представлявшихся кандидатов
после третьего отклонения представленной
кандидатуры Государственная Дума
подлежит роспуску;
- решение вопроса
о доверии Правительству РФ. Вотум недоверия
Правительству означает правительственный
кризис, который может быть разрешен отставкой
Правительства и созданием нового, которое
пользовалось бы доверием Государственной
Думы или роспуском Думы и избранием новой,
с которой Президент нашел бы понимание
в вопросе о правительственной политике.
Мотивированное предложение о выражении
недоверия Правительству РФ может вносить
группа численностью не менее одной пятой
от общего числа депутатов «нижней» палаты.
Государственная Дума рассматривает вопрос
о выражении недоверия Правительству
РФ в недельный срок после его внесения.
Постановление о недоверии Правительству
РФ принимается большинством голосов
от общего числа депутатов Государственной
Думы;
- назначение
на должность и освобождение от должности
Председателя Центрального банка РФ. Президент
РФ представляет на рассмотрение Государственной
Думы кандидатуру для назначения на должность
Председателя ЦБ РФ не позднее, чем за
три месяца до истечения срока полномочий
Председателя Центрального банка РФ, который
считается назначенным, если за него проголосовало
большинство от общего числа депутатов
Государственной Думы. В случае отклонения
Думой кандидатуры, Президент РФ в течение
двух недель вновь представляет кандидатуру
для назначения на должность. Одна кандидатура
не может быть представлена более двух
раз;
- назначение
на должность и освобождение от должности
Председателя Счетной палаты и половины
состава ее аудиторов. Государственная
Дума назначает шесть аудиторов Счетной
палаты на 6-летний срок. Согласно Регламенту
Государственной Думы, кандидатуры на
должности Председателя и аудиторов представляются
Комитетом по бюджету и налогам. Назначение
производится на сессии, ближайшей к моменту
истечения полномочий назначенных в Счетную
палату лиц. Для назначения Председателя
и каждого из аудиторов требуется большинство
голосов общего числа депутатов, то есть
не менее 226 голосов;
- назначение
на должность и освобождение от должности
Уполномоченного по правам человека. Эта
должность учреждается в целях обеспечения
гарантий государственной защиты прав
и свобод граждан, их соблюдения и уважения
государственными органами, органами
местного самоуправления и должностными
лицами. Уполномоченный способствует
восстановлению нарушенных прав, совершенствованию
законодательства РФ о правах человека
и гражданина и приведению его в соответствие
с общепризнанными нормами международного
права, развитию международного сотрудничества
в области прав человека;
- объявление
амнистии. Амнистия – есть однократное
освобождение от уголовной ответственности
или смягчение ее для лиц, совершивших
определенные актом об амнистии преступления
до установленной в этом акте даты. Круг
таких лиц может быть различным и определяется:
видом совершенных преступлений, размером
назначенных наказаний, возрастом, полом,
наличием детей, прежними заслугами и
иными обстоятельствами. Амнистия может
быть общей или частной. Общая амнистия
распространяется на всех лиц, попадающих
под общие условия акта, частная – на конкретных
лиц, совершивших определенные преступления
в определенном месте и в определенное
время;
- выдвижение
обвинения против Президента РФ для отрешения
его от должности. По вопросу об отрешении
Президента от должности никакого законодательного
регулирования нет. Общая характеристика
этого института содержится в Конституции
РФ. Отрешение возможно только на основании
обвинения в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления.
Инициатива об этом должна исходить не
менее чем от 1/3 Государственной Думы,
причем при наличии заключения специальной
комиссии, образованной Думой. Государственная
Дума выдвигает обвинение 2/3 голосов от
общего числа депутатов, которое должно
быть подтверждено заключением Верховного
Суда. Конституционный Суд дает заключение
о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения.30
Важным
руководящим органом Государственной
Думы является Совет Государственной
Думы, который создается для предварительной
подготовки и рассмотрения организационных
вопросов деятельности палаты. В его
состав входят Председатель Государственной
Думы, руководители депутатских объединений
с правом решающего голоса. В работе
Совета Государственной Думы участвуют
с правом совещательного голоса заместители
Председателя Государственной Думы
и председатели комитетов Государственной
Думы. На заседаниях Совета вправе присутствовать
и депутаты Государственной Думы.31
Государственная
Дума собирается на первое заседание
на 30-й день после избрания. Первое
заседание Государственной Думы
открывает старейший по возрасту
депутат. В дальнейшем до избрания Председателя
Государственной Думы или заместителя
Председателя поочередно на ее заседаниях
председательствуют представители всех
депутатских объединений по согласованию
между ними.
Заседание
Государственной Думы начинается с
регистрации присутствующих депутатов,
которую проводит председательствующий.
Заседание является правомочным, если
на нем присутствует большинство
от общего числа депутатов палаты.
Регистрация осуществляется после
каждого перерыва в заседаниях палаты.
Депутаты
Государственной Думы своевременно
извещаются о вопросах, вносимых на
рассмотрение палаты. Все необходимые
проекты документов и другие материалы
предоставляются депутатам не позднее,
чем за три дня до рассмотрения
этих материалов на заседании палаты.
Работа
в Государственной Думе осуществляется
на русском языке. Депутат, желающий
выступить на ином языке народов
Российской Федерации, заблаговременно
уведомляет об этом Совет Государственной
Думы. Такое выступление обеспечивается
переводом на русский язык.32
Согласно
Конституции Государственная Дума
может быть распущена Президентом
РФ в случаях трехкратного отклонения
представленных главой государства
кандидатур на должность Председателя
Правительства РФ и в случае несогласия
Президента РФ с принятым решением
Государственной Думой о недоверии
Правительству РФ, если вопрос о
доверии был поставлен Председателем
Правительства РФ. В случае роспуска
Государственной Думы Президент
РФ назначает дату выборов с тем,
чтобы вновь избранная Государственная
Дума собралась не позднее чем
через четыре месяца с момента
роспуска.33
Государственная
Дума не может быть распущена в
течение года после ее избрания,
а также, если ею было выдвинуто против
Президента обвинение с момента
выдвижения до принятия соответствующего
решения Совета Федерации. Кроме того,
Государственная Дума не может быть распущена
в период действия на всей территории
Российской Федерации военного или чрезвычайного
положения, а также в течение шести месяцев
до окончания полномочий Президента Российской
Федерации.34
Обобщая
данную главу можно отметить, что
Совет Федерации и Государственная
Дума – это две палаты Федерального
Собрания, эффективное взаимодействие
которых является необходимым условием
политической стабильности в России,
не смотря на то, что каждая из них
имеет свой порядок формирования,
сферу своей компетенции, сроки
полномочий членов палат, процедуры
роспуска и режим работы.
Нормы
Конституции Российской Федерации
в самом общем виде регулируют
взаимоотношения палат парламента
в организационной, законотворческой
и иных сферах деятельности. Обширное
поле для взаимодействия палат определяется
в законотворчестве. Принадлежащее
Совету Федерации и его отдельным
членам право законодательной инициативы
предполагает возможность внесения
ими законопроектов в государственную
Думу. В свою очередь принятые Государственной
Думой федеральные законы передаются
на рассмотрение Совета Федерации. В
случае отклонения федерального закона
Советом Федерации палаты могут
создавать согласительные комиссии
для преодоления возможных разногласий.
Подводя
итоги, можно отметить, что деловые
отношения двух палат – Совета
Федерации и Государственной
Думы – важнейшее условие поступательного
развития российского парламентаризма.
Конституция четко определяет статус
и формы взаимоотношений обеих
палат парламента как составных
частей единого представительного
и законодательного института –
Федерального Собрания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя
из всего выше изложенного, можно
определить сущность и роль Федерального
Собрания в системе органов государственной
власти РФ.
Федеральное
Собрание – Парламент РФ, высший
законодательный и представительный
орган государственной власти, состоящий
из двух палат – Государственной
Думы и Совета Федерации. Характеристика
Федерального Собрания как представительного
органа означает, что оно является,
прежде всего, выразителем интересов
и воли народа, а как законодательного
то, что основополагающей функцией
его деятельности является принятие
законов.