Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 02:09, реферат
Понятие и основные правила формирования парламента России, Структура Государственной Думы . Процесс принятия законов
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………..2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН………………..4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:………………………………………………..14
2. 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ… …………………………………………………………………14
2. 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ,
КОМПЕТЕНЦИЯ………………………………………………..........................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………35
Доктрина «
Указание на представительство от имени народа в законодательстве тех государств, где признается лишь свободный мандат, свидетельствует о том, что данный мандат свободен весьма относительно. Даже при условии свободного мандата депутат, избранный народом, является исполнителем его воли. Следовательно, одно из отличий свободного мандата от императивного заключается в количественном признаке, а именно: в первом случае стороной правоотношения выступает население избирательного округа, а во втором – народ как целое. Свободный мандат не допускает коллизий между интересами избирателей отдельных округов.
Относительная свобода мандата заключается еще в том, что депутаты, будучи свободны от выполнения поручений отдельных избирателей, в своей деятельности отнюдь не оторваны от них. Они постоянно встречаются с избирателями хотя бы уже потому, что от воли последних зависит избрание на новый срок. Если императивный мандат предполагает наличие правоотношений между избранником и избирателями, то свободный мандат более всего выражает только политическое отношение между названными сторонами.5
В этой связи следует различать два аспекта: политический и правовой. Политически депутат является представителем всего народа вообще и тех его общественных групп, к которым он принадлежит, - в частности. Политически и подчас даже юридически (правда, не полностью) он может быть представителем политической партии или иной массовой организации. Именно представляя ту или иную партию или организацию, депутат представляет общественные группы, ибо неорганизованные общности могут формировать свою волю и выражать ее лишь через посредство создаваемых ими политических организаций. Политически и юридически депутат представляет и тот территориальный коллектив, в орган которого он избран, ибо участвует в принятии решений для всего этого коллектива.
Итак, каждый депутат представляет своих избирателей, а общее собрание депутатов (сессия) – всех избирателей.6
Одно из кардинальных
свойств Федерального Собрания –
его представительный характер. Признание
носителем суверенитета и единственным
источником власти народа в подлинно
демократическом государстве
Если сформулировать
концепцию народного
Представительный характер Федерального Собрания во многом обусловлен самими демократическими началами его формирования: принципами представительства формирования Совета Федерации и выборности депутатов Государственной Думы.8
Анализ
теоретических вопросов Федерального
Собрания как представительного
органа позволяет обратиться к исследованию
такого явления как законодательная
власть, которую можно выделить по
ряду оснований, поскольку она теснейшим
образом взаимосвязана, переплетена
с представительной властью. При
этом не может быть и речи о каком-либо
противопоставлении представительной
и законодательной власти, но выявление
специфики законодательной
Только выборные представительные органы государственной власти вправе законодательствовать, то есть именоваться органами законодательной власти. Конституция РФ также акцентирует это положение, подчеркивая, что Государственная Дума – выборный представительный орган власти – принимает федеральные законы. Это не значит, что в законодательной деятельности не принимают участия другие высшие государственные органы – Президент РФ, Правительство РФ, высшие судебные органы, а также представительные органы субъектов Российской Федерации.9
Сама законодательная власть, ее содержание, характер – сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя различные этапы и стадии, процедуры и особенности прохождения законопроектов, роль субъектов законодательной инициативы и многие другие моменты.
Во
– первых, это прежде всего те
свойства и качества Федерального Собрания,
которые характеризуют его, исходя
из содержания ст. 94 Конституции РФ,
как представительный орган государственной
власти Российской Федерации, обуславливает
и качественные признаки этого органа
законодательного учреждения. Следовательно,
высшая юридическая сила актов может
исходить только от полнокровного
Во – вторых, в самом принципе разделения властей, на основе которого осуществляется государственная власть в Российской Федерации, заложено единство системы государственной власти в РФ, обеспечиваемое верховенством актов, исходящих от представительного органа – парламента России.
Конституция РФ по существу установила определенный баланс правомочий каждой из палат в процессе законодательной деятельности: законопроекты вносятся в Государственную Думу; предусмотрена возможность и имеется четкое правило, позволяющее преодолеть несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой законом: «…федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы».10
Кроме
того, Конституцией РФ ограничены сроки,
в течение которых Совет
В связи с вышеизложенным можно сделать общий вывод: средоточием законодательной деятельности является Государственная Дума, что не означает какого – либо умаления и значения функций Совета Федерации в процессе этой деятельности. В качестве законодательного органа Российской Федерации Федеральное Собрание выступает как совокупный орган, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Завершая
характеристику Федерального Собрания
– законодательного органа Российской
Федерации, можно сделать обобщающий
вывод: хотя законодательная деятельность
– прерогатива Федерального Собрания,
в ее осуществлении принимают
активное участие Президент РФ, Правительство
РФ, Конституционный Суд РФ, другие
высшие суды РФ, органы законодательной
(представительной) власти субъектов
Российской Федерации. Таким образом,
более четким и обоснованным является
вывод о сбалансированности полномочий
названных органов
ГЛАВА
2. СТРУКТУРА ПАЛАТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1
Конституционно-правовой
статус Совета
Федерации
Совет Федерации является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации.
В соответствии с
ч.2 ст.95 Конституции РФ в Совет
Федерации входят по два представителя
от каждого субъекта РФ: по одному от
представительного и
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.11
Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта РФ.
Решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) о его освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации.
Вопрос о
Член Совета Федерации в течение всего срока его полномочий обладает неприкосновенностью в соответствии с Конституцией РФ.
Вопрос о лишении
члена Совета Федерации неприкосновенности
рассматривается по представлению
Генерального прокурора Российской
Федерации, которое предварительно
рассматривается Комитетом
Решение
Совета Федерации принимается
Председатель
Совета Федерации Федерального Собрания
РФ и заместители Председателя Совета
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации избираются из числа членов
Совета Федерации тайным голосованием
с использованием бюллетеней. Совет
Федерации может принять