Федеральное собрание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 02:09, реферат

Описание работы

Понятие и основные правила формирования парламента России, Структура Государственной Думы . Процесс принятия законов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………..2
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН………………..4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:………………………………………………..14
2. 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ… …………………………………………………………………14
2. 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ,
КОМПЕТЕНЦИЯ………………………………………………..........................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………35

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ конституц.docx

— 59.82 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………..……………………………………..2 

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  –          ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН………………..4 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ:………………………………………………..14

2. 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ… …………………………………………………………………14

2. 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ДУМА: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ,

КОМПЕТЕНЦИЯ………………………………………………..........................22 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Согласно  Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным собранием– парламентом, а на уровне субъектов Федерации– местными парламентами с разными названиями (Собрание депутатов, Областной совет, Народный хурал и др.), но обобщённо именуемыми в юридической литературе законодательными собраниями.

           С принятием Конституции  Российской Федерации 12 декабря 1993 года в развитии и применении теории разделения властей в нашей стране начался  новый период, который продолжается вплоть до настоящего времени.

     Конституция РФ 1993 года не только декларировала  принцип разделения властей, но и  довольно четко закрепила за каждой из ветвей власти круг относящихся  к их ведению вопросов, их компетенцию.

     Объектом  исследования является система органов государственной власти, так как государственный орган – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Система государственных органов состоит из органов законодательной власти (представительных органов государственной власти), органов исполнительной власти и органов судебной власти.

     Предметом исследования является Федеральное Собрание – парламент РФ, состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы, как высший законодательный и представительный орган государственной власти. Характеристика Федерального Собрания, как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ России, являясь его законным представителем в силу Конституции. О том, что Парламент РФ является законодательным органом, говорят возложенные на него полномочия издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой только сила самой Конституции.

     Исходя  из выше изложенного, можно определить цель работы, которая состоит в анализе и роли Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства. 

     Задачи  работы:

  • анализ Федерального Собрания Российской Федерации, как представительного и законодательного органа;
  • обоснование конституционно-правового статуса   Совета Федерации и Государственной Думы;
  • определение порядка организации и функционирования комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • изучение  законодательного процесса в Российской Федерации.

     Говоря  о методе исследования, следует выделить следующие – формально-юридический и структурного анализа.

     Данная  работа написана на основе российского  законодательства, базовыми из которого являются: Конституция РФ; Регламент  Государственной Думы; Регламент  Совета Федерации; ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации; ФЗ «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания РФ». 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -  ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И  ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН 

           В Российской Федерации  наших дней можно говорить о достаточно широком развитии отношений народного  представительства, итогом которых  является формирование и деятельность представительных органов государственной  власти.

           Народное представительство  весьма широкое понятие. В самом  общем смысле оно означает выражение  чьих-либо интересов, совершение каких-либо действий в силу имеющихся оснований  одним лицом  в интересах и  от имени другого лица. Представительство  в праве – это «правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает  от имени другого (представляемого), непосредственно  создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.

           Формой народного  представительства выступают органы, отличающиеся особыми характеристиками. Их наличие в системе государственных  и самоуправленческих органов является обязательным признаком всякого  демократического государства, а содержание деятельности таких органов свидетельствует  о поддержании политического  режима, обеспечивающего участие  народа в осуществлении принадлежащей  ему власти.1

           Традиционно народным представительством считалось и  считается создание коллегиальных  органов, состоящих из избранных  народом представителей – депутатов. Однако с учетом современного положения  в России возможен и другой подход: народное представительство охватывает и должностных лиц, избранных  народом, - Президента РФ, высших должностных  лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований. При таком подходе исходным фактором народного представительства следует признать организационный фактор – производность соответствующих лиц от народа, их выборность.

           Таким образом, если лицо избрано народом (населением) и  если оно обязано в своей деятельности выражать (учитывать) его интересы, то есть основания в строго определенном смысле считать такое лицо народным представителем.

           Отношения, которые  возникают в связи с деятельностью  такого лица или органа, в состав которого он входит, есть отношения  народного представительства в  широком смысле слова.

           Для того чтобы не смешивалось назначение различных  лиц, избранных народом, и было возможным  вмешательство избранных в функции  управления и функции исполнительно-распорядительных органов, имеется еще один фактор: каждый представитель народа осуществляет те функции, ради которых он создан. При этом, очевидно, что для традиционного  народного представительства характерны свои функции, которых нет у выборных должностных лиц.

           Органы народного  представительства обладают определенными  признаками. К существенным и необходимым  признакам органов народного  представительства можно отнести  следующие: избрание народом на периодических  выборах, коллегиальность, наличие  механизма влияния на их деятельность со стороны граждан. Только в совокупности все названные свойства дают качество, позволяющее характеризовать рассматриваемые  органы как представительные. Наличие  отдельных из перечисленных свойств  приносит лишь определенные элементы отношений представительства в  социально- правовую природу того или  иного органа. Выборы как единственно  возможный способ формирования представительных органов придают ему «авторитет всеобщности»2.

           При этом современное  демократическое государство знает  лишь всеобщее равное прямое при тайном голосовании избирательное право, на основе которого проводятся выборы органов народного представительства. Допускаемое в законодательном  регулировании некоторых государств отступление от этих правил может  быть связано с различными подходами  к пониманию ценностей демократии и прав человека (например, отсутствие избирательных прав у женщин в  некоторых арабских странах).3

           Обязательным качеством  органа народного представительства  является его периодическая проверка на соответствие отражаемых в его  деятельности интересов расстановке  социально – политических сил  в стране. Это возможно лишь при  проведении новых выборов через  установленные интервалы. Такое  требование вытекает из общетеоретической  демократической идеи о пределах власти и связано с принципом  народного суверенитета, а также  реализацией избирательных прав граждан. Поэтому продолжительность  деятельности выборных органов должна быть ограничена определенным сроком, обеспечивающим, с одной стороны, эффективное функционирование такого органа, а с другой стороны –  периодическое подтверждение мандата  представителей, скорректированное  на изменившуюся социальную, политику-правовую ситуацию и осуществляемое на очередных  выборах.

           Ввиду значимости принципа ротации выборных органов народного  представительства, сроки их деятельности, как правило, закрепляются в нормах конституции и имеют императивный характер. Отступления от данного  правила в сторону сокращения или продления сроков полномочий допустимы только в исключительных случаях, четко определенных конституционными нормами (роспуск представительного  органа государственной власти в  случаях, предусмотренных конституцией или уставом, чрезвычайные обстоятельства, вызванные введением чрезвычайного  или военного положения, учреждение новой системы государственных органов, решение референдума, если это допускается законом).

           Важной чертой органа народного представительства выступает  его коллегиальность. Именно этим качеством  данные органы отличаются от всенародно избранного президента или иного  (формируемого путем выборов непосредственно  населением) единоличного органа государственной  власти или органа местного самоуправления.

           Полновластным представителем народа отдельной страны, а следовательно, и представителем ее классов и  социальных слоев, представителем наций  и национальностей (народностей) данной страны, а также политических организаций, выражающих интересы общественных групп, выступает вся система представительных учреждений в целом.

           Конечно, о полновластии представительных учреждений можно  говорить с большой долей условности, поскольку полновластен народ, который  может осуществлять через представительные учреждения не всю власть.

           Сказанное относится  к возможности народа осуществлять свою власть непосредственно. В современных  условиях непосредственное осуществление  народом власти возможно во многих случаях и действие институтов непосредственной демократии, как правило, происходит по решению представительных органов  или подчиненных им иных государственных  органов. Можно практически говорить о власти народа посредством представительных учреждений.

           Представительным  верховным учреждениям принадлежит  особая роль в выражении народного  суверенитета, поскольку в рамках своей компетенции они преобразуют  волю представляемого ими народа в общеобязательные государственные  акты, действующие, как правило, в  масштабе всей страны (республики, автономного  округа) и имеющие высшую юридическую  силу.

           Основным действующим  лицом представительного органа является избранное лицо – депутат, то есть представитель, выразитель интересов  либо избирателей своего округа, либо народа, нации, этноса, социальной группы населения. Следовательно, перед нами не что иное, как правоотношение, субъектами которого выступают избиратели  и их избранники. Юридическим фактом возникновения данного правоотношения являются выборы, проведенные в точном соответствии с действующим законодательством. Связь избирателей со своим депутатом  во многом зависит от характера мандата; свободного или императивного.4

           Корни императивного  мандата лежат в римском праве, причем его первооснова – договор  поручения или доверенности. Анализ норм римского права, сделанный известным  русским ученым, специалистом в области  римского права Д. Азаревичем, позволяет  выделить следующие основные признаки договора поручения или доверенности.

           Во-первых, необходимое  условие договора – согласие сторон, которое выражается в акте поручения  вести дела.

     Во-вторых, договор должен заключаться в  интересах доверителя.

        В-третьих, данный договор безвозмездный, в его основе лежит желание оказать услугу. Договор доверенности, заключенный в интересах доверителя, по существу, исключает плату, иначе он становится договором личного найма.

           Таким образом, договор  доверенности по своим главным свойствам  весьма похож на императивный мандат, а именно:

Информация о работе Федеральное собрание