Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:14, контрольная работа
Значительный объем правовых пробелов связан с дисциплинарной ответственностью сотрудников ОВД. Наиболее ярко специфика дисциплинарной ответственности выражается в отсутствии конкретики в составах дисциплинарных проступков, как это имеет место в случаях с административной и уголовной ответственностью, а также в применении некоторыми недобросовестными руководителями мер дисциплинарной ответственности, не предусмотренных законодательством, а также во множестве других нарушений в применении дисциплинарной практики.
Некоторые вышеназванные проблемы будут рассмотрены в данной работе.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие дисциплины в ОВД. Дисциплинарный проступок. Грубые нарушения служебной дисциплины………………………………………...4-8
2. Основания и организация проведения служебной проверки в ОВД……..9
2.1 Понятие служебного расследования (проверки). Основание и поводы для назначения служебной проверки……………………………………...9-10
2.2 Организация и порядок проведения служебной проверки. Права и обязанности участников служебного расследования…………………...11-14
2.3 Оформление результатов служебной проверки……………………..15-16
3. Дисциплинарная ответственность в ОВД. Виды взысканий за нарушения служебной дисциплины. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности…………………………………………………………...17-22
Заключение…………………………………………………………………….23
Список нормативных источников и литературы………………………..24-25
- экономические гарантии. Предполагают достойный уровень заработной платы, который позволяет работнику не искать дополнительных заработков, дает возможность ценить занимаемую должность и «держаться» за нее;
- юридические гарантии. Подразумевают наличие четко закрепленных прав, обязанностей, механизма их реализации и ответственности за их несоблюдение. Отсутствие Дисциплинарного устава (кодекса), который имелся в ОВД до 1993 года, также имеет негативное влияние на уровень дисциплины и законности;
- организационные
гарантии предполагают такую
организацию работы государстве
2. Основания и организация проведения служебной проверки в ОВД
2.1 Понятие служебного расследования (проверки). Основание и поводы для назначения служебной проверки
Дисциплинарное производство представляет собой вид процессуальной деятельности, в ходе которого обеспечивается всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дисциплинарного проступка, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного правонарушения9.
Данный вид деятельности осуществляется в установленном порядке и имеет определенные свои этапы (стадии). Таковыми стадиями можно признать: возбуждение дисциплинарного производства, выяснение обстоятельств совершенного дисциплинарного правонарушения, принятие решения по делу, пересмотр принятого решения (данная стадия является факультативной), исполнение принятого решения.
Понятие служебного расследования (проверки) (по факту нарушения служебной дисциплины) вытекает из пункта 2 Инструкции10, и заключается в деятельности, которой обеспечивается всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дисциплинарного правонарушения, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного решения, а также выявление причин и условий, способствовавших его совершению.
Институт служебной проверки составляет часть дисциплинарного производства. В его содержание входит возбуждение дисциплинарного производства и выяснение обстоятельств совершенного дисциплинарного правонарушения. Разумеется, на любом из этапов проведения служебной проверки возможно обжалование действий лиц, назначивших служебную проверку, либо осуществляющих такую проверку.
Служебная проверка назначается и проводится не только в связи с дисциплинарным правонарушением. Согласно п. 2 Инструкции, решение о проведении служебной проверки принимается в связи с гибелью сотрудника ОВД, получения им травм, применения или использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника. Как видим, круг оснований для проведения служебной проверки достаточно широк. И в названных случаях целью служебной проверки является установление истины по соответствующей категории дел, а еще точнее создание предпосылок для принятия обоснованных решений. Служебная проверка ориентирована на осуществление своего рода грубой очистки ситуации, связанной с правонарушениями, влекущими дисциплинарную или материальную ответственность, от необъективной информации, а также способом формирования объективной основы для юридической оценки события или происшествия. Окончательная «очистка» ситуации происходит в ходе принятия решения по делу, а также в процессе пересмотра решений, если возникли основания для этого.
Основанием для проведения служебной проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием (п. 11 Инструкции). Следует при этом подчеркнуть, что «достаточность» данных в этом случае является очень субъективной категорией.
От основания необходимо отличать повод для проведения служебной проверки, коим является поступившая в установленном порядке начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника и происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях государственных гражданских служащих и работников и публикациях СМИ (п. 12 Инструкции). Пункт 13 Инструкции добавляет, что служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на вышеперечисленных документах, либо путем издания соответствующего приказа при проведении проверки комиссией. Таким образом, в первом случае обращение к руководителю с какими-либо дополнительными рапортами не требуется. При этом нововведением является требование об издании приказа о комиссионном проведении проверки, поскольку ранее при назначении нескольких исполнителей для проведения проверки они перечислялись в резолюции, ответственный исполнитель, как правило, выделялся руководителем. Следует сразу отметить, что со времени вступления в силу Инструкции, практика издания приказа о комиссионном проведении проверки используется крайне редко.
2.2
Организация и порядок
При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; факт происшествия с участием сотрудника, время, место, обстоятельства происшествия; вина сотрудника или степень вины каждого в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; данные, характеризующие личность сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка (происшествия); наличие, характер и размер вреда (ущерба), причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность сотрудника; обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность сотрудника; обстоятельства, послужившие основанием для письменного обращения о проведении служебной проверки; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные или ставшие известными лицу, проводившему служебную проверку. В случае обнаружения в действиях сотрудника признаков состава преступления заключение и материалы служебной проверки направляются в следственные органы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации для принятия решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются лицу, назначившему ее проведение.
Инструкция также содержит основания, при которых сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки (п. 15): если он является родственником или подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, а также при наличии иных обстоятельств, указывающих на его прямую или косвенную заинтересованность в исходе служебной проверки. В этом случае сотрудник обязан обратиться к руководителю, назначившему проверку, с рапортом об освобождении его от участия в проведении служебной проверки.
Раздел 2 Инструкции
указывает на конкретные сроки при
проведении служебной проверки. Так,
она назначается не позднее 10 дней
с момента получения
Сотрудник (руководитель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:
- предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, давать письменные объяснения на имя должностного лица, назначившего служебную проверку, а также иную информацию по существу вопросов служебной проверки;
- предлагать сотрудникам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения;
- выезжать на место совершения проступка, происшествия;
- вносить начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России предложения об отстранении от занимаемой должности сотрудника на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по занимаемой должности;
- истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, подразделений, учреждений системы МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации;
- изымать в установленном порядке служебные документы, относящиеся к предмету проверки, на основании акта;
- знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости приобщать их копии к материалам служебной проверки;
- ходатайствовать о проведении исследования, инвентаризации и ревизии;
- привлекать должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации;
- пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными массивами МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений системы МВД России;
- применять для документирования фактов совершенного дисциплинарного проступка или происшествия технические средства в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;
- вносить начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России предложения о необходимости обеспечения правовой защиты сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, оказания ему социальной и психологической помощи.
Приведенный выше перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен руководителем, назначившим служебную проверку, в ходе ее проведения в зависимости от конкретной ситуации.
Сотрудник (руководитель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:
- соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;
- обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
- знать предмет служебной проверки, давать устные и (или) письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
- обжаловать решения и действия (бездействие) лица, проводящего служебную проверку, начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившему служебную проверку;
- знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
В процессе проведения
служебных проверок следует строго
соблюдать конституционный
Непосредственный руководитель сотрудника, проводящего служебную проверку, или председатель комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, осуществляет контроль за готовностью исполнителей к выполнению задания, своевременностью и полнотой проведения служебной проверки.
Председатель комиссии или уполномоченный сотрудник, как правило, разрабатывает план проведения служебной проверки, который утверждается руководителем органа, подразделения, учреждения системы МВД России, назначившим служебную проверку либо осуществляющим контроль за ее проведением.
Сотрудник (руководитель, члены комиссии), проводящий служебную проверку, должен:
- разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации;
- своевременно доложить
руководителю, назначившему служебную
проверку, поступившие заявления
и ходатайства и