Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:14, контрольная работа
Значительный объем правовых пробелов связан с дисциплинарной ответственностью сотрудников ОВД. Наиболее ярко специфика дисциплинарной ответственности выражается в отсутствии конкретики в составах дисциплинарных проступков, как это имеет место в случаях с административной и уголовной ответственностью, а также в применении некоторыми недобросовестными руководителями мер дисциплинарной ответственности, не предусмотренных законодательством, а также во множестве других нарушений в применении дисциплинарной практики.
Некоторые вышеназванные проблемы будут рассмотрены в данной работе.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие дисциплины в ОВД. Дисциплинарный проступок. Грубые нарушения служебной дисциплины………………………………………...4-8
2. Основания и организация проведения служебной проверки в ОВД……..9
2.1 Понятие служебного расследования (проверки). Основание и поводы для назначения служебной проверки……………………………………...9-10
2.2 Организация и порядок проведения служебной проверки. Права и обязанности участников служебного расследования…………………...11-14
2.3 Оформление результатов служебной проверки……………………..15-16
3. Дисциплинарная ответственность в ОВД. Виды взысканий за нарушения служебной дисциплины. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности…………………………………………………………...17-22
Заключение…………………………………………………………………….23
Список нормативных источников и литературы………………………..24-25
Санкт-Петербургский университет МВД России
Кафедра административной деятельности ОВД
Факультет заочного обучения
Контрольная работа по дисциплине
«Административная деятельность ОВД» на тему:
«Дисциплина в органах внутренних дел,
порядок проведения служебного расследования
и наложения дисциплинарного наказания»
Санкт-Петербург
2012
План работы:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие дисциплины в ОВД.
Дисциплинарный проступок. Грубые нарушения
служебной дисциплины………………………………………...4-
2. Основания и организация проведения служебной проверки в ОВД……..9
2.1 Понятие служебного расследования (проверки). Основание и поводы для назначения служебной проверки……………………………………...9-10
2.2 Организация и порядок проведения служебной проверки. Права и обязанности участников служебного расследования…………………...11-14
2.3 Оформление результатов служебной проверки……………………..15-16
3. Дисциплинарная ответственность
в ОВД. Виды взысканий за нарушения служебной
дисциплины. Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список нормативных источников и литературы………………………..24-25
Введение
В свете последних событий по реформированию системы МВД особое значение приобретают эффективные методы обеспечения дисциплины среди личного состава ОВД. Стоит отметить, что вопросы укрепления служебной дисциплины всегда были и остаются в центре внимания руководства нашего государства. Так, еще 4 апреля 1992 года был издан Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». При этом, к сожалению, данный вопрос не утрачивает своей актуальности и сейчас: в настоящее время действует Федеральный закон РФ от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О противодействии коррупции». Широко данная проблема затрагивается и в ведомственных приказах МВД РФ, ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Практика реализации законов, регулирующих государственно-служебные отношения, свидетельствует об имеющихся правовых проблемах. Вследствие этого многие вопросы решаются по усмотрению, а не на основе норм права.
Значительный объем правовых пробелов связан с дисциплинарной ответственностью сотрудников ОВД. Наиболее ярко специфика дисциплинарной ответственности выражается в отсутствии конкретики в составах дисциплинарных проступков, как это имеет место в случаях с административной и уголовной ответственностью, а также в применении некоторыми недобросовестными руководителями мер дисциплинарной ответственности, не предусмотренных законодательством, а также во множестве других нарушений в применении дисциплинарной практики.
Некоторые вышеназванные проблемы будут рассмотрены в данной работе.
1. Понятие дисциплины в ОВД. Дисциплинарный проступок.
Грубые
нарушения служебной
В начале рассмотрения темы необходимо определиться с основными понятиями: «служебная дисциплина», «дисциплинарный проступок».
Правовой
институт дисциплины включает в себя
различные ее виды: трудовую, государственную,
воинскую, служебную и пр. Одним
из видов государственной
Статья 34 Положения о службе2 дает нам понятие служебной дисциплины в ОВД. Причем эта статья в новой редакции, измененной Федеральным законом от 22.07.2010 № 156-ФЗ3, получила более конкретное понятие самой служебной дисциплины, понятие нарушения служебной дисциплины, и вторую часть, раскрывающую виды грубых нарушений служебной дисциплины.
Итак, служебная дисциплина в ОВД означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Следует отметить несовершенство имеющейся формулировки, что дает многочисленные необоснованные привлечения к дисциплинарной ответственности, либо наоборот – виновные избегают наказания. Речь идет о формулировке «…при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий». В соответствии со ст. 18 ФЗ «О милиции»4, сотрудник милиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан принять меры к предотвращению и пресечению правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и т.д. На практике же не всегда удается определить, когда сотрудник ОВД исполнял служебные обязанности, а когда находился вне их исполнения, соответственно возникает сложность в квалификации совершенного им проступка: либо это будет нарушением служебной дисциплины, либо нет.
Понятие «дисциплинарный проступок» применительно к ОВД заключается в самом понятии «нарушение служебной дисциплины» (ст. 34 Положения о службе). Им признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава ОВД РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка ОВД (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность. Хотелось бы сразу отметить, что оговорка по поводу административной или уголовной ответственности на практике может сыграть важную роль в учете нарушений служебной дисциплины, совершенных сотрудниками ОВД. Так, до вступления в силу этих изменений, в отчете «Форма-3Д», утвержденном приказом МВД России от 16.07.2002 № 679 «Об утверждении форм статистической отчетности»5, отражались факты ДТП, произошедшие по вине сотрудников ОВД в служебное время на служебном автотранспорте. Можно предположить, что после введения новой редакции ст. 34 Положения о службе, ситуация с учетом данного вида нарушений изменится. Не стоит также забывать, что согласно статье 2.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ), сотрудники ОВД за допущенные административные правонарушения в области ПДД несут административную ответственность на общих основаниях. Однако до сих пор действует практика, когда за данный вид нарушений руководитель наказывает подчиненного сотрудника ОВД в дисциплинарном порядке. Следует помнить, что данные действия руководителей являются незаконными.
Грубыми
нарушениями служебной
- несоблюдение сотрудником ОВД запретов и ограничений, установленных законодательством РФ;
- отсутствие
сотрудника ОВД по месту
- нахождение сотрудника органов внутренних дел на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также отказ сотрудника органов внутренних дел от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Данный вид нарушения дисциплины, несомненно, является одним из самых грубых, поскольку под угрозу ставится не только честь и престиж ОВД в глазах граждан, но и безопасность окружения сотрудника;
- совершение виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа (подразделения) внутренних дел либо организации и их структурных подразделений, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность. Можно предположить, что данный вид нарушений был выделен в самостоятельный в результате анализа практики;
- разглашение сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, сведений конфиденциального характера или служебной информации ограниченного распространения, ставших известными сотруднику органов внутренних дел в связи с исполнением им служебных обязанностей;
- небрежное хранение вверенного для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
- отказ или уклонение от прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией в случаях, если обязательность их прохождения установлена законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами;
- неявка без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
- умышленное уничтожение или повреждение имущества органа внутренних дел, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
- непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представление сотрудником органов внутренних дел заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера;
- сокрытие фактов обращения к сотруднику органов внутренних дел каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Оба вышеназванные нарушения закреплены после принятия в 2010 году руководством нашего государства антикоррупционных мер в связи с реформированием системы МВД;
- публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении решений вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором сотрудник органов внутренних дел замещает должность, если это не входит в его служебные обязанности. Можно предположить, что данное нарушение было закреплено с целью пресечения участившихся в последнее время выступлений в СМИ и сети Интернет бывших и действующих сотрудников ОВД с резкой критикой политики государства, которые приобрели широкий общественный резонанс;
- нарушение сотрудником органов внутренних дел требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
- совершение сотрудником органов внутренних дел, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя органа внутренних дел;
- принятие сотрудником органов внутренних дел необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу органа внутренних дел.
Важным подспорьем в укреплении служебной дисциплины и законности является Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ6, который определяет (п. 2 ст. 1):
- нравственные ценности, обязательства и принципы службы в ОВД;
- профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе;
- профессионально-этический
стандарт антикоррупционного
Еще одним
относительно новым рычагом воздействия
на нарушителей служебной
К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на принимаемые меры, состояние служебной дисциплины в органах внутренних дел по-прежнему не отвечает предъявляемым обществом требованиям. Поэтому в юридической литературе все чаще встречается понятие гарантий дисциплины или гарантий высокого уровня дисциплины. Ими называют факторы общественной жизни, которые положительным образом влияют на ее состояние. В зависимости от характера этих факторов, выделяют следующие гарантии8:
- морально-нравственные гарантии. Их наличие предполагает высокий уровень уважения к праву, государству, которое сотрудник ОВД представляет, уважение к личности другого человека, вступающему в отношения с служащим, а также уважение к собственному труду и социальной роли, которую выполняет сотрудник милиции. Вопрос о том, насколько реальны эти факторы в современной России без сомнения, может быть только риторическим;