Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:30, реферат
(ФПБ) - национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение профессиональных союзов, их объединений и ассоциированных членов.
Образована 5-6 октября 1990 г. на XYII съезде профсоюзов Беларуси, который объявил себя I съездом ФПБ, принял Устав. Является правопреемницей Белорусского республиканского совета профессиональных союзов. Высший орган ФПБ - съезд, высший руководящий орган в период между съездами – Совет ФПБ, в период между Пленумами Совета ФПБ – его Президиум, в который входят руководители крупных отраслевых профсоюзов, областных объединений профсоюзов, представители низовых профсоюзных структур.
Введение.
Профсоюзные организации в идеологических процессах.
Политико-правовые основы деятельности профсоюзов.
Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период.
Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе.
Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь.
Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода.
Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе.
Социальное партнерство.
Литература.
К середине 80-х годов в профсоюзном движении назрели проблемы, связанные с формализмом в работе, отрывом руководящих структур профсоюзов от тех, чьи интересы они призваны были защищать. На очередном съезде в октябре 1990 года была образована Федерация профсоюзов Беларуси, которая перерегистрирована Министерством юстиции 15 ноября 2002 года, и является республиканским добровольным независимым объединением профессиональных союзов (Национальным профцентром). ФПБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», другими законодательными нормативными актами, Уставом ФПБ.
Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси объединяет 32 отраслевых профсоюза, шесть областных, одно городское объединение профсоюзов. Это 25960 первичных профсоюзных организаций, созданных на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь. Общая численность членов профсоюзов, входящих в состав ФПБ, составляет более 4 миллионов человек.
Главные задачи ФПБ – усовершенствование и развитие системы социального партнерства, обеспечение взаимодействия профессиональных союзов в защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, разработка стратегии и тактики профсоюзов республики.
Исторически сложилось так, что
профессиональные союзы – это
наиболее значимые общественные организации
как по численности, так и по влиянию
в обществе. Профсоюзы – это
объективная составляющая общественной
системы. Кроме защитной функции
профсоюзы выполняют роль индикатора
общественного мнения, служат системой
обратной связи для государства,
позволяющей ему
К сожалению, в период с 1997 до июля
2002 года профсоюзы не смогли удержать
свою нишу в обществе и оказаться
действительно полезными людям,
научиться конструктивно
В современных условиях, только объединив усилия всех отдельных профсоюзов, движение может быть защитником трудовых прав и социально-экономических интересов работников. Только в условиях единства, финансовой независимости профсоюзы могут стать той силой в обществе, с которой будут считаться.
Правительством принято
Возобновлен социальный диалог профсоюзов с Правительством. Удалось добиться участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные интересы граждан. Обновленная Федерация профсоюзов взяла курс на проведение политики социального партнерства с Правительством и объединениями нанимателей; переход от конфронтации к непосредственному участию в системе управления государства от уровня производственной структуры, где есть первичная профсоюзная организация, до уровня отрасли.
19 декабря 2002 года принято постановление
Совета Министров Республики
Беларусь № 1777, в соответствии
с которым права и возможности
профсоюзов в осуществлении
В деятельности ФПБ значительное место занимало и занимает сотрудничество с международными профсоюзными центрами и организациями. Внеочередной IV съезд ФПБ в принятой резолюции «О международной солидарности профсоюзов» отметил, что ФПБ, ее организации являются неотъемлемой частью международного профсоюзного движения, открыты для конструктивного сотрудничества и впредь будут руководствоваться общепринятыми в мире подходами по защите интересов трудящихся.
ФПБ последовательно расширяет контакты в рамках СНГ и Всеобщей Конфедерации профсоюзов. В рамках союза Беларуси и России получило дальнейшее развитие сотрудничество с Федерацией независимых профсоюзов России как на уровне профцентров, так и на региональном.
Профсоюзное движение Республики Беларусь сегодня вступило в качественно новый этап своей жизни: от саморазрушения — к поступательному развитию; от политиканства, конфронтации с органами государственной власти — к конструктивному сотрудничеству.
Время преподнесло профдвижению республики
немало горьких уроков, и из них
должны быть сделаны соответствующие
выводы. Главный из них заключается
в необходимости глубокого
В последние два года (2001–2002) в обществе развернулась дискуссия о месте и роли профсоюзов в современном государстве. Некоторые профсоюзные лидеры, наслушавшись своих западных коллег, поспешили заявить, что роль профсоюза заключается в том, чтобы только критиковать власть. Они предлагают самоустраниться от основной функции профсоюзов – социальной, от непосредственного участия в решении существующих проблем, заявляя, что в этом и заключается роль профсоюзов. Такая позиция, на наш взгляд, не только не правильная, но и крайне вредная для профсоюзного движения. Если мы позволим себе занять только наблюдательную позицию, то профсоюзы мгновенно растеряют имеющиеся возможности влияния на социальные и производственные процессы, ослабеет контакт с рядовыми членами профсоюза, наниматели поспешат вытеснить профсоюзы с завоеванных позиций. IV внеочередной Съезд профсоюзов единодушно осудил такие подходы и определил курс на активную позицию профсоюзов.
Хотя профсоюзы — это всего
лишь общественная организация, это
крупнейшая общественная организация.
Необходимо добиваться роста ее рядов
и авторитета. Это нужно не для
организации политических скандалов
или сведения политических счетов,
а для реальной защиты интересов
и прав трудящихся. Важнейший вопрос
организации – вопрос о взаимоотношении
профсоюзов и власти. Следует признать,
что в результате принятия в свое
время недостаточно продуманных
решений, связанных с амбициозными
устремлениями отдельных
Лидеры профсоюзов приходят и уходят,
а профсоюзы должны оставаться, поскольку
это единственный реальный инструмент
осуществления социального
Руководство Федерации профсоюзов
Беларуси восстановило нормальные рабочие
взаимоотношения профсоюзов с органами
власти всех уровней в центре и
на местах, хозяйственными руководителями
по повышению эффективности
Профсоюзы — часть белорусского общества, они работают на стабилизацию социальных отношений. Нам не нужны социальные потрясения, но нам нужны социальные гарантии для членов профсоюзов. В свою очередь, государство должно быть уверено: профсоюзы будут вести открытую позицию на основании Устава и действующего законодательства.
А.Г.Лукашенко, выступая 27 сентября 2002 года на внеочередном IV съезде Федерации профсоюзов Беларуси, отметил: «Размышляя над тем, какое же общество мы будем создавать, я пришёл к выводу, надо использовать эти три мощнейшие опоры. Обновленные, возвращённые к жизни, к людям профсоюзы, мощную молодёжную организацию и Советы. Вот эти три опоры, на которых будет стоять наше общество». На наш взгляд, этот тезис является одним из элементов Национальной идеи.
Статья 14 Конституции Республики Беларусь
определяет, что отношения в социально-
Развитию нормативно-правовой базы
социального партнерства
На данном этапе перед профсоюзами стоит задача расширения путей сотрудничества, интеграции интересов участников общественного производства на разных уровнях – местном, региональном и национальном. Этому в определенной степени помогает разработка и заключение коллективных договоров и соглашений.
В Республике Беларусь создана система национального, отраслевых и территориальных советов по трудовым и социальным вопросам.
Кроме Генерального соглашения, по инициативе
профсоюзов в 2002 году заключены 7 областных
и города Минска, 52 республиканских
тарифных, 68 областных, 301 районный, городской
тарифный, 78 местных соглашений. Помимо
соглашений, заключено 16993 коллективных
договора, которые распространяют свое
действие на 19639 предприятий, учреждений,
организаций. За последние годы эти
нормативные акты в целом стали
более содержательными и
Идеологию социального партнерства характеризуют:
Сегодня удалось добиться участия профсоюзов в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные интересы граждан, и решить главную задачу профсоюзов во всем мире – установить и развивать функционирование системы социального партнерства. Оценивая развитие социального партнерства в Беларуси, можно сказать, что оно может и становится одной из основ стабильности общества. Причем заинтересованы в развитии системы такого партнерства не только профсоюзы, но и государство.
Социальное партнерство – это сложный процесс переговоров, консультаций, споров, но в итоге обязательно ведущий к нахождению взаимоприемлемых решений. Это должно быть обязательно обоюдное (правительство – профсоюзы) движение навстречу, ибо конфронтация, о чем свидетельствует мировой опыт, – путь разрушительно тупиковый. И наоборот, хорошо отлаженный и эффективно действующий механизм социального партнерства позволяет находить разумный выход из самых острых ситуаций, что и является важнейшей общенациональной задачей, прямо отвечающей целям гражданского мира и благополучию в обществе.
Социальное партнерство не должно
сводиться просто к переговорам,
заключению соглашений и их реализации.
Оно должно быть более широким
и многогранным и выражаться в
привлечении партнеров к
Безусловно, важным достижением ФПБ стало возобновление работы Национального совета по трудовым и социальным вопросам, который не собирался 2 года (2000–2002). Важнейшими задачами Национального совета по трудовым и социальным вопросам продолжают оставаться: разработка и проведение согласованной государственной политики по социально-экономическим проблемам, предварительные трехсторонние консультации и обсуждение вопросов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права и интересы трудящихся.
Примером конструктивной работы Национального
совета являются решения, которые были
приняты в декабре 2002 года, когда
в Генеральное соглашение был
внесен ряд изменений и дополнений,
существенно облегчающих работу
первичных профсоюзных