Деятельность профсоюзов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

(ФПБ) - национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение профессиональных союзов, их объединений и ассоциированных членов.
Образована 5-6 октября 1990 г. на XYII съезде профсоюзов Беларуси, который объявил себя I съездом ФПБ, принял Устав. Является правопреемницей Белорусского республиканского совета профессиональных союзов. Высший орган ФПБ - съезд, высший руководящий орган в период между съездами – Совет ФПБ, в период между Пленумами Совета ФПБ – его Президиум, в который входят руководители крупных отраслевых профсоюзов, областных объединений профсоюзов, представители низовых профсоюзных структур.

Содержание

Введение.
Профсоюзные организации в идеологических процессах.
Политико-правовые основы деятельности профсоюзов.
Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период.
Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе.
Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь.
Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода.
Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе.
Социальное партнерство.
Литература.

Работа содержит 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 46.49 Кб (Скачать)

В статье 4 Трудового кодекса отмечается, что он регулирует наряду с трудовыми  отношениями и деятельность профсоюзов. В нем, в частности, отражены: порядок  участия профсоюзов в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров; случаи, когда наниматели исполняют  свои обязанности по согласованию или  с участием профсоюзов; участие профсоюзов в разработке тарифов оплаты и  норм труда, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; представительство профсоюзов и их роль в ведении коллективных переговоров, заключении и реализации коллективных договоров и соглашений.

Следует отметить, что и Трудовой кодекс содержит норму, определяющую, в какой мере деятельность профсоюзов может затрагивать сферу политики. Так, из определения социального  партнерства следует, что оно  является формой взаимодействия профсоюзов и иных субъектов партнерства  при разработке и реализации социально-экономической  политики государства (статья 352).

Трудовой кодекс содержит запреты  на вмешательство политических партий в сферу трудовых и связанных  с ними отношений, в которой осуществляют свою деятельность профсоюзы. Статья 356 не допускает к ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений органы, созданные  или финансируемые политическими  партиями. Запрещается и оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели (статья 388).

Существенная роль в определении  правовых основ деятельности профсоюзов принадлежит нормативным правовым актам, изданным Президентом Республики Беларусь.

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999г. № 2 «О некоторых мерах  по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» определяет порядок регистрации (перерегистрации) профсоюзов.

Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» установлена представительность профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, ныне действующее Положение, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999 г. № 252.

Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 1997 г. № 639 предоставил профсоюзам ряд дополнительных полномочий, в том числе по участию своих представителей в работе коллегиальных органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений.

Среди актов Правительства, расширяющих  нормативную базу для деятельности профсоюзов, следует указать Постановление  Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 января 1995г. № 1 «Об утверждении  Положения об организации взаимодействия государственных органов, профессиональных союзов и нанимателей в целях предотвращения массовой безработицы» и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 «Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде». В соответствии с указанным порядком осуществляют свою деятельность по защите прав и интересов трудящихся профсоюзные правовые и технические инспекторы труда, общественные инспекторы по охране труда.

Заключаемое Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей и  профсоюзов охватывает вопросы экономической  политики, социальных гарантий, развития рынка труда и гарантий занятости  населения, охраны труда и экологической  безопасности, социального партнерства.

К числу правовых норм, составляющих правовую основу деятельности профсоюзов, также необходимо отнести конвенции  Международной организации труда, которые, будучи ратифицированными  Парламентом Республики Беларусь, возлагают  юридические обязанности на субъектов  права.

Республика Беларусь ратифицировала значительную часть важнейших конвенций  Международной организации труда, среди которых есть такие, которые  непосредственно затрагивают деятельность профсоюзов: 87-я («О свободе объединений  и защите права объединяться в  профсоюзы») и 98-я («О применении принципов  права на объединение в профсоюзы  и на ведение коллективных переговоров») конвенции. Основные принципы и нормы, сформулированные в конвенциях, нашли  свое отражение в законодательстве о труде.

Федерация профсоюзов Беларуси после  своего IV внеочередного съезда предприняла ряд шагов в направлении совершенствования правовой основы деятельности профсоюзов. Ее представители принимали участие в подготовке изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, в Генеральное соглашение, в нормативные правовые акты, регулирующие порядок перечисления профсоюзных взносов. В настоящий период профсоюзы имеют возможность принять участие в рассмотрении всех проектов нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социальные вопросы, что способствует защите прав трудящихся и повышению социальной значимости профсоюзов.

Таким образом, политико-правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь предполагают социальный диалог, а не конфронтацию, проведение комплекса  мер по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов трудящихся, участие в разработке и совершенствовании правовых норм и социальных нормативов.

 

4. Роль, функции и механизм  деятельности профсоюзов в переходный  период.

 

Историческое значение профсоюзов состоит в том, что они, защищая  интересы и права рабочих, стали  основой развития рабочего движения. Именно профсоюзам принадлежит инициирующая роль при разработке трудового и  социального законодательства, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений. Защита экономических и трудовых прав работников – ключевое направление  деятельности профсоюзов.

При переходе к рыночной экономической  системе центральное место в  работе профсоюзов должны занимать важнейшие  направления экономических отношений, связанные с использованием труда  человека: занятость, рабочее место, оплата труда, условия труда.

Профсоюзы должны стать школой социальной адаптации и экономических реформ для социально активной части  общества. Поэтому, с одной стороны, профсоюзы должны взять на себя функцию  выразителя интересов трудящихся и  трудовых коллективов, с другой стороны, – коллективного юриста, социального  психолога, преподавателя экономических  основ.

Большую роль в этом должны играть отраслевые профсоюзы, которые с  учетом положения дел в отрасли, осознавая перспективы ее развития, должны сформулировать позицию по своей  отрасли, что помогло бы Федерации  профсоюзов подготовить и подписать  полноценный договор о социальном партнерстве с правительством страны.

Для профсоюзов острой проблемой всегда является вопрос заработной платы. Экономические  реформы на первых этапах всегда ведут  к реструктуризации рынка труда, к высвобождению рабочей силы и снижению зарплаты работников. Позиция  ФПБ заключается в том, что  заработная плата работников должна быть не ниже прожиточного уровня (минимальной  суммы денежных доходов, достаточных  для удовлетворения объективно-необходимых  потребностей в пище, одежде, культурно-бытовых  и других услугах при существующем уровне розничных цен и товаров). Прожиточный минимум рассчитывается по так называемой потребительской  корзине, т.е. по набору товаров и  услуг, обеспечивающих человеку потребление  на принятом в обществе минимально допустимом уровне. Этому набору товаров  и услуг должна соответствовать  минимальная заработная плата, пособие  по уходу за ребенком, минимальный  размер пенсии, студенческая стипендия  в вузах.

Одной из ключевых задач профсоюзов является борьба с безработицей. Участвуя в разработке законодательства о  занятости, в совместных действиях  профсоюзов и государственных служб  занятости, в отработке механизма  социального партнерства в сфере  занятости, отражая эти вопросы  в Генеральном, отраслевых, региональных соглашениях и колдоговорах, профсоюзы реализуют защиту гарантированного Конституцией права каждого человека на труд.

Особое внимание профсоюзы должны уделять контролю за выполнением  законодательства о труде и выполнением  коллективных договоров и соглашений.

Условия и охрана труда работников, состояние экологии на производстве и вне его также являются предметом  деятельности профсоюзов несмотря на то, что фактически контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности взяло на себя государство, попытавшись  вывести его из поля зрения профсоюзов. Следует отметить, что расходы  на проведение мероприятий по охране труда сократились во много раз.

Можно добавить и некоторые другие аспекты деятельности профсоюзов в  Республике Беларусь, свойственные именно для нашей страны. Это культурно-массовая и спортивная работа, организация  досуга и оздоровления работников. И, наконец, вопросы приватизации и  участия работников в распределении  прибыли.

Для выполнения своей роли в переходный период профсоюзы:

      • разрабатывают позицию по трудовым, социально-экономическим вопросам, которые затрагивают права членов профсоюзов;
      • исходя из принципов социального партнерства, участвуют в разработке и реализации Генерального соглашения с Правительством Республики Беларусь, объединениями нанимателей по вопросам труда, занятости, медицинского обслуживания и социального страхования, других вопросов уровня и качества жизни трудящихся, учащихся и пенсионеров;
      • осуществляют общественный контроль за выполнением законодательства о труде;
      • представляют интересы профсоюзных организаций в примирительно-арбитражных, судебных органах при решении коллективных трудовых споров (конфликтов);
      • осуществляют информационное, организационное и правовое обеспечение деятельности членских организаций, международное сотрудничество с профсоюзами и их объединениями.

 

5. Реформирование деятельности  профсоюзов на современном этапе.

 

Действительная сила профсоюзов как  неотъемлемой стороны в системе  трипартизма в странах с переходной экономикой в значительной степени зависит от их собственных действий, гибкости и способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Такой процесс реформирования профсоюзов происходит и в Беларуси. Идет их становление как независимых организаций трудящихся, реально выступающих в защиту прав и жизненных интересов работников.

На современном этапе развития общества сложилась ситуация, когда  отношение народа к профсоюзам проходит эволюционный период. Еще совсем недавно  – во второй половине девяностых годов  – в обществе превалировало негативное отношение к профсоюзам, основанное на том, что профсоюзы Беларуси были втянуты в политическую борьбу, утратили завоеванное ранее влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наемным работникам.

Действительно, многие наработанные десятилетиями позиции были утрачены, как и львиная доля доверия  общества к этой организации. В ходе политических баталий были сданы  важнейшие позиции профсоюзов по жизненно важным вопросам для трудящихся: право законодательной инициативы и, соответственно, возможность участвовать  в подготовке законодательных актов; право на осуществление контроля за состоянием охраны труда на производстве; возможность правовой защиты членов профсоюза; сфера социального страхования  работников, оздоровления и санаторно-курортного лечения; запрещен сбор профсоюзных  взносов в безналичном порядке  и, соответственно, подорвана финансовая база, утеряна возможность защиты своих профсоюзных работников и  актива, работающих на производстве, в  организациях, учреждениях.

Все это нанесло ощутимый вред всему  профсоюзному движению Беларуси. Профсоюзы  потеряли влияние на массы, усилилось  социальное напряжение в обществе, трудящиеся перестали надеяться  на профсоюзные организации, чувствовать  себя защищенными. Понадобится много  времени и усилий, чтобы не просто вернуть утерянные позиции профсоюзов, но и доверие к ним трудящихся.

Переломным моментом в развитии профсоюзного движения Республики Беларусь можно считать Пленум ФПБ, который  прошел 16 июля 2002 года в Минске и  избрал нового руководителя ФПБ, а также  внеочередной IV Съезд Федерации профсоюзов Беларуси, переизбравший все руководящие органы ФПБ – Президиум, Совет, Ревизионную комиссию. Главным направлением работы профсоюзных организаций республики прошедший 18–19 сентября 2002 года съезд определил организационное укрепление профсоюзов, курс на консолидацию, укрепление единства и солидарности профсоюзного движения; определил первичную профсоюзную организацию основной единицей всей профсоюзной структуры. Съезд принял решение о проведении политики социального партнерства с Правительством и объединениями нанимателей, переходе от конфронтации к непосредственному участию в системе управления государства от уровня производственной структуры, где есть первичная профсоюзная организация, до уровня отрасли.

Задачи, поставленные съездом на текущий  момент перед профсоюзами, требуют  консолидации и сплочения всех профсоюзов республики вокруг ФПБ. Сейчас ФПБ ведет  активную работу в этом направлении, некоторые малочисленные профсоюзы  объединяются, понимая, что эффективность профсоюзных действий тем выше, чем крупнее и сплоченнее профсоюз.

В отличие от предыдущих лет ФПБ  взяла курс на реальную профсоюзную  деятельность, тесную связь с членскими  организациями, профсоюзными массами  с целью выражения именно их мнений, а не мнений оторванных от реальной жизни профсоюзных функционеров.

Многое уже сделано, взоры трудящихся Беларуси опять обращаются в сторону  профсоюзов. В благоприятной обстановке качественно меняется мотивационная  структура организации, найдены  новые формы работы.

Разрабатывая стратегию развития, ФПБ делает особый акцент на изменении  ситуации в первичных профсоюзных  организациях, добиваясь того, чтобы  реальный профсоюзный актив существовал  и работал на каждом предприятии.

На современном этапе возрастает роль подготовки профсоюзных кадров. От них требуется компетентность, умение анализировать происходящие процессы, принимать правильные решения  в сложных ситуациях, вести конструктивный диалог как с социальными партнерами, так и с членами профсоюза.

Информация о работе Деятельность профсоюзов