Административное строение субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.

Работа содержит 1 файл

_урсова -авид.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Очевидно, что в Конституции России после  тщательного обсуждения  должны быть закреплены соответствующие институты федерального воздействия.

    Реализация предложенных мер  по законодательному обеспечению  принципа равноправия субъектов  РФ в соответствии с той  моделью федеративного устройства, которая заложена в Конституции  РФ, будет способствовать, как представляется, стабилизации федеративных отношений в России. В то же время вряд ли следует рассматривать конституционную модель как окончательное решение вопроса о ее федеративном устройстве. Думается, что предметом размышления политиков и ученых станет в дальнейшем совершенствование не только федеративных отношений, но и самой структуры России как Федерации. Интеграция субъектов РФ, развитие между ними политических и экономических связей могут создать объективные условия для укрупнения субъектов РФ и формирования Федерации с однородным составом субъектов (к примеру, равноправных республик). В этом направлении эволюция правового статуса краев, областей уже не будет рассматриваться как особое явление, принципиально отличающееся от эволюционных изменений правового статуса других субъектов РФ. Возможности в развитии этой тенденции, ее перспективы с точки зрения создания стабильного и эффективного федеративного государства должны стать, полагаю, одним из ключевых направлений научных исследований по проблемам федеративного устройства России. 

Наличие органов государственной  власти субъекта Федерации. 

    Федеративный характер Российского  государства предполагает, что государственную  власть в нем осуществляют  как федеральные органы, так и  органы субъектов Федерации. Создание механизма власти в субъекте РФ требует закрепления, как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов РФ. Естественно, что наиболее важные, общефедеральные основы организации государственной власти в субъекте Федерации закреплены в Конституции РФ, а соответствующие им конкретные системы органов власти в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

    Общефедеральные основы. Конституция  РФ (ч.2 ст.11) устанавливает, что государственную  власть в субъекте РФ осуществляют  образуемые им органы государственной власти. Системный подход к положениям ч.2 ст.11 позволяет видеть, что законодатель не указывает субъекту РФ, как должны именоваться образуемые ими органы государственной власти, так как они образуются субъектом РФ самостоятельно, но поскольку положение об органах государственной власти в субъекте РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч.1 ст.11) федеральных органов государственной власти, то это означает, что схема основных органов субъекта Федерации и их взаимоотношений должна соответствовать федеральной, то есть включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству на федеральном уровне.

    Положения ч.2 ст.11 связаны и со  ст.10 Конституции РФ, которая закрепляет  принципы разделения властей  в Российской Федерации. Следовательно, государственная власть в субъекте РФ должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, а также на основе самостоятельности этих органов.

    Чтобы система органов государственной  власти субъекта РФ находилась в единстве с системой органов государственной власти всей Федерации, она должна отвечать и другим основам конституционного строя, а именно, соответствовать республиканской форме правления, принципам правового, социального и светского государства. Следовательно, ни один субъект РФ не вправе создавать систему государственной власти на основе каких-либо религиозных догматов, монархической власти и т.п.

     Конституции и уставы закрепляют  в качестве основ конституционного  строя систему органов государственной власти, в число которых входят президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор (глава администрации) других субъектов РФ (в некоторых республиках единоличного главы государства нет), законодательный (представительный) орган (с разными названиями), правительство (кабинет, администрация) и судебные органы. 

Органы  законодательной (представительной) власти. 

    Законодательные (представительные) органы в субъекте РФ олицетворяют  народное представительство и  осуществляют, главным образом, законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет.

    Наиболее распространенными общеупотребительными  наименованиями представительных  органов республик являются: Государственный  Совет, Государственное Собрание, Народное Собрание, Законодательное  Собрание, Парламент. Некоторые республики  именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал - Парламент в Тыве, Народное Собрание-Халньа Гулам - Парламент в Ингушетии и др.). Конституции закрепляют их как высшие законодательные и представительные органы государственной власти, а решения этих органов иногда наделяются высшей юридической силой на территории республики (Калмыкия и др.) несмотря на то, что основы конституционного строя провозглашают верховенство Конституции РФ на всей территории страны.

     Представительный орган в республике  избирается на основе всеобщего  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании.  Депутатом, как правило, может  быть избран гражданин республики, достигший 21 года, имеющий право  участвовать в выборах и проживающий в республике определенное количество лет. Сроки полномочий парламента колеблются в пределах 4-5 лет. Порядок избрания в законодательный орган иногда отклоняется от положений, установленных федеральными законами, что не раз становилось предметом рассмотрения в Конституционном Суде (о проверке конституционности Закона Чувашской Республики от 26.08.94 г. "О выборах депутатов Государственного Совета", о проверке положений Закона Республики Башкортостан от 13.10.94 г. "О выборах депутатов Государственного Собрания").

    Представительные органы республик  являются преимущественно однопалатными.  Двухпалатные парламенты существуют  в Башкортостане (Палата Представителей  и Законодательная Палата), в Карелии  (Палата Республики и Палата  Представителей), в Кабардино-Балкарии (Совет Республики и Совет Представителей), в Республике Саха (Якутия) (Палата Республики и Палата Представителей). Смысл разделения парламента в этих республиках на две палаты сводится к распределению полномочий между ними по принципу "Сенат - нижняя палата", причем верхняя палата работает на непостоянной основе, в вторая - на постоянной.

    Структура некоторых парламентов  отличается необычностью. Так, в  Татарстане в структуре Верховного  Совета существует постоянно  действующее Законодательное Собрание, имеющее законодательные и контрольные функции. В Республике Тыва представительная система состоит из Верховного Хурала и Великого Хурала, причем первый выполняет обычные парламентские функции, а второй обладает исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики.

    Численный состав парламентов  определяется конституциями и  законами республик, а, следовательно,  определяется на основе норм  представительства, соответствующих  размеру территории и численности  населения каждой республики. В результате парламент Ингушетии состоит из 27 депутатов, а парламент Татарстана - из 250 депутатов. Работа парламентов строится в соответствии с регламентами, на основе проведения сессий, число которых обуславливается необходимостью, но обычно не реже двух раз в год. Руководящие органы представительных органов республик включают председателя и его заместителя, избираемых парламентом или палатой, и некоторых других лиц (в Республике Саха (Якутия), например, избирается постоянный секретарь палаты). В некоторых республиках избирается президиум парламента, который включает председателя, его заместителя и председателей комитетов парламента. Из числа депутатов образуются постоянные комитеты (комиссии), которые рассматривают законопроекты, осуществляют контроль за исполнением законов и других решений парламента. Депутаты входят также в разного рода ревизионные, мандатные и иные специальные комиссии. В Дагестане парламентом образуется счетная палата, функцией которой является контроль за исполнением бюджета.

    В конституциях республик подробно  регулируется законодательный процесс.  Право законодательной инициативы, как правило, принадлежит депутатам,  главе государства, правительству,  прокурору, высшим судебным органам  и Конституционному суду республик, органам местного самоуправления. Это право также предоставляется профсоюзам в лице республиканского Совета профсоюзов (Мордовия, Карачаево-Черкессия, Татарстан), партиям и общественным объединениям (Кабардино-Балкария), общественным организациям (Карелия), съезду и народу (Коми). Есть и другие особенности.

    Законы проходят несколько стадий  обсуждения, включая комитеты и  комиссии, и принимаются парламентом  простым большинством голосов.  Затем в установленный срок  они направляются главе республики (президенту) для подписания и опубликования. При этом глава республики обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено 2/3 голосов депутатов парламента. Но и здесь есть некоторые особенности.

Депутаты  парламента пользуются неприкосновенностью в течении срока полномочий: депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру. Лишение депутата неприкосновенности возможно только с согласия парламента.

    Компетенция парламента разнообразна  и в целом довольно широка. В ряде республик парламенты  наделяются полномочиями, не соответствующими  Конституции Российской Федерации.  Например, в Ингушетии и Республике  Саха парламент вправе ратифицировать  федеральные законы по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Федерации.  В Башкортостане, Тыве и Саха в число таких полномочий входит право приостанавливать действие Конституции Российской Федерации и федеральных законов на территории республик.

    Представительная система краев,  областей и других субъектов  РФ принципиально ничем не  отличается от республиканских.  Аналогичны или схожи роль  законодательных органов в системе  государственной власти, их взаимоотношения  с главой администрации, исполнительной властью, порядок образования и работы. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, Совет депутатов, Законодательное Собрание и т.п.).

    Большинство законодательных органов субъектов РФ являются однопалатными. Однако есть и двухпалатная система (Свердловская область), причем выборы в одну палату проводятся на основе пропорционального представительства, а в другую - на основе мажоритарной системы относительного большинства. Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок - 4 года.

     Можно выделить три группы  вопросов, разрешаемых законодательными (представительными) органами субъекта  Федерации: 

1. Вопросы  организации и обеспечения государственной  власти и местного самоуправления.

2. Вопросы  обеспечения экономического и  социального развития.

3. Вопросы  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина.

  

    Внутренняя организация и порядок  работы законодательных органов краев, областей и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских. Они также формируют постоянные комитеты и комиссии, избирают председателя и заместителя и т.д. Их законодательные акты обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, организациями, предприятиями, учреждениями, находящимися на территории данного субъекта Российской Федерации.

Органы  исполнительной власти

 

    Исполнительная власть в субъекте  РФ занимает ведущее место  в системе органов государственной власти. Конституционный принцип равноправия субъектов Федерации не исключает разнообразия форм организации государственной власти. Это особенно характерно для органов исполнительной власти, организационные формы которой различаются в каждом регионе. Рассмотрим основные черты систем органов исполнительной власти в республиках и других субъектах РФ.

    Поскольку Конституция РФ рассматривает  республики как государства, конституции  республик утверждают пост главы  государства, именуемого главой республики или главой государства. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Саха (Якутия), Северной Осетии - Алании, Татарстане, Тыве, Чувашии.

    В Коми функции главы государства  выполняет лицо, именуемое Главой Республики, а в Карелии и Хакасии - избираемый населением Председатель Правительства. В Удмуртии форма правления больше напоминает парламентскую республику: Председатель Государственного Совета - законодательного и представительного органа - высшее должностное лицо республики. Сходное положение в Дагестане, где Народное Собрание (Парламент) созывает Конституционное Собрание, которое формирует Государственный Совет, а Председатель Государственного Совета является главой государства.

Информация о работе Административное строение субъектов Российской Федерации