Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.
Отнесение Конституцией тех
1) Вопросы
государственного
-принятие
и изменение Конституции РФ
и федеральных законов,
-федеративное
устройство и территория
-регулирование
и защита прав и свобод
-установление
системы федеральных органов
законодательной,
-федеральная
государственная служба.
2) Вопросы
регулирование, экономики и
-федеральная государственная собственность и управление ею;
-установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в
установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды
федеральные
энергетические системы, ядерная энергетика,
расщепляющиеся материалы, федеральный
транспорт, пути сообщения, информация
и связь, деятельность в космосе.
3) Вопросы
внешней политики и
-внешняя
политика и международные
-внешнеэкономические
отношения Российской Федерации.
4) Вопросы обороны и охраны границы:
-оборона
и безопасность, оборонное производство,
определение порядка продажи
и покупки оружия, боеприпасов,
военной техники и другого
военного имущества,
-определение
статуса и защита
5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:
-судоустройство,
прокуратура, уголовное,
-федеральное
коллизионное право.
6) Вопроси метеорологии, статистической отчетности и др.:
-метеорологическая
служба, стандарты, эталоны,
7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности:
а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
б) на территории
субъектов Федерации могут
в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
д) Вооруженные
Силы являются едиными для всей страды,
ни один субъект Федерации не вправе
создавать собственные
е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.
Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.
Предметы
ведения и полномочия органов
Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст.
72, можно условно разделить на несколько
групп.
I) Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление
общих принципов организации
системы органов
2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:
-разграничение
государственной собственности,
-природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
-общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
-координация
вопросов здравоохранения,
-осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
-установление
общих принципов
3) Вопросы
деятельности
-кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
-административное,
административно-
4) Координация
международных и
Из этого
перечня вопросов следует, что определенная
часть отраслей права (административное,
трудовое и др.) регулируется Федерацией
и ее субъектами совместно, в то время
как другие (гражданское, уголовное и др.)
- только Федерацией. Федерация совместно
с ее субъектами регулирует такую огромную
сферу общественной жизни, как социальная
сфера. В отношении создания системы органов
государственной власти и местного
самоуправления Федерация претендует
только на совместное установление общих
принципов.
Малочисленные
народы Российской Федерации.
Большое количество коренных малочисленных
народов, населяющих территорию России
не позволяет предоставить каждому из
них статус субъекта Федерации. Это привело
бы к еще большей дробности Федерации,
и без этого весьма значительной. Однако
эти народы нуждаются в признании своих
особых прав, которые гарантируются им
Конституцией РФ в соответствии с общепризнанными
принципами международного права и международными
договорами Российской Федерации. Статус
коренных малочисленных народов закреплен
в ряде федеральных законов. Так, Лесной
кодекс устанавливает режим землепользования
и ведения лесного хозяйства в местах
проживания этих народов. Закон о недрах
предусматривает отчисления на нужды
их социально-экономического развития
при пользовании недрами в районах их
проживания. Определенные льготы введены
законами о налогообложении, о приватизации
государственных и муниципальных предприятий
и др. Основы законодательства о культуре
гарантируют поддержку в отношении сохранения
культурно-национальной стабильности
малочисленных народов. В защиту прав
и интересов народов Севера принят ряд
актов Президента, Правительства России,
законов субъектов Федерации. Особенно
подробно эти вопросы регламентированы
в Конституции Республики Саха (Якутия).
Федеральным законом от 18 июня 1998 г. ратифицирована
Рамочная конвенция о защите национальных
меньшинств 1995 г. В то же время весьма важная
Конвенция МОТ о коренных народах и народах,
ведущих племенной образ жизни, 1989 г. Россией
пока не ратифицирована.
Особенности
субъектов РФ по национальному
составу.
Конституция, принятая
Стремление регионов к
Во-первых, Конституция приглушила
(а кое-где и приостановила)
развитие деструктивного
Во вторых, коренное политическое
и экономическое
Субъекты Федерации всех видов
перечислены в Конституции
Но Конституция не исключает
возможность расширения
Во-первых, это может произойти,
если население какого-либо
Во-вторых, если новый субъект
Федерации образуется на
Статья 5 Конституции Российской Федерации не пояснила, какой смысл вкладывается в термин "самоопределение народов". Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились?
Информация о работе Административное строение субъектов Российской Федерации