Административное строение субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

1. Введение.
1.1 Формы государственного устройства.
1.2 Зарождение федеративного строя в России.
2. Принципы федеративного устройства современной России.
3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов.
4. Состав субъектов Российской Федерации.
5. Признаки субъекта Федерации.
5.1 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами .
5.2 Малочисленные народы Российской Федерации.
6. Особенности субъектов Российской Федерации по национальному составу и статусу.
7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов.
9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации.
10. Международно-правовой статус субъекта Федерации.

Работа содержит 1 файл

_урсова -авид.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования Российской Федерации

Современный Гуманитарный Университет 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

ТЕМА:

«Административное строение субъектов  Российской Федерации».  
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент ЗЮ – 809

Кодалов Д. Н.

 

  
 
 
 
 
 
 

Владикавказ

2001 год.

План: 

1. Введение. 

   1.1 Формы государственного  устройства. 

   1.2 Зарождение федеративного  строя в России.  

2. Принципы федеративного устройства современной России. 

3. Конституционный статус Российской Федерации и её субъектов. 

4. Состав субъектов Российской Федерации. 

5.  Признаки субъекта Федерации. 

   5.1 Разграничение компетенций между Российской  Федерацией и ее субъектами .

   5.2   Малочисленные  народы Российской  Федерации. 

6. Особенности субъектов Российской Федерации по  национальному составу и статусу. 

7. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. 

8. Возможность федерального вмешательства в дела субъектов. 

9. Наличие органов государственной власти субъекта Федерации. 

10. Международно-правовой статус субъекта Федерации. 
 
 
 
 
 

Введение. 

   Рассматривая вопрос о федеративном  устройстве Российской Федерации  необходимо для начала прояснить  суть самого понятия государственного  устройства.

   Под государственным устройством  понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения, можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

    Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства - Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Права репрессированных народов в 1991 году были восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. Стабилизировать национально-государственное устройство РФ должен был Федеративный договор - Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга", подписанный 31 марта 1992 г.

   В настоящее время действует  федеральный закон от 24 июля 1999 г. "О принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ". Какие проблемы накопились в нашей Федерации? Каковы пути их решения?

   Ответить на эти  вопросы,  а также проследить развитие  и просчеты, симметричность и  асимметричность Российской Федерации  как единого целого - задача данной  работы. Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в РФ очень много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной и сейчас.

   Дело в том, что только в  нашей стране можно наблюдать  такую контрастность и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции Российской  Федерации записано, что "разграничение предметов ведения и полномочий… осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". А в ст. 76 указывается, что "по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы…".  Только в нашей стране основной закон государства - Конституция - содержит такие внутренние противоречия, которые нужно немедленно рассматривать, и не только рассматривать, а принимать новые положения, которые давно уже назрели (Конституция РФ, Федеративный и иные договоры имеют разное правовое значение в регулировании государственного устройства страны). Поэтому-то в характере и направленности российского федерализма никак не разобраться без учета особенностей склада ума, предрассудков, стиля поведения аппарата государственной власти и конкретных чиновников. Наверное, эти особенности придавали двойственный характер развитию федеративных отношений в Российской Федерации. Встает вопрос: почему Россия избрала демократический путь развития государства, строя сложнейшую систему управления власти - Федерацию? Некоторые историки и правоведы утверждают, что развал СССР послужил причиной преобразований.

    Отсюда следует сделать вывод  о том, что не только стремление  политических и экономических интересов заставляло Россию встать на путь развития федеративных отношений, но и особенности развития мировой политической и экономической системы, а также опыт других стран.

    В данной работе необходимо, прежде  всего, подробно остановиться на принципах российского федерализма, а также некотором анализе Конституции РФ и проблемах  развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации. 

Формы государственного устройства. 

    Рассматривая вопрос о федеративном  устройстве Российской Федерации  необходимо для начала прояснить  суть самого понятия государственного устройства.

Под государственным  устройством понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства  и их взаимоотношения с центральной  властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Различают две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

   Унитарным государством является  государство, внутри которого  нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. На данном этапе исторического развития большинство государств мира обладают именно этой формой государственного устройства.

   Унитарное государство является  централизованным, в нем законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет не подлежит разделу с какими-либо частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. Гражданство в таком государстве является единственным. Это, однако, не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно.

    Федеративное государство - это  союз государственных образований,  каждое из которых обладает  определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства   имеют одинаковый статус и равные права.

    Федерация в основном объединяет  субъектов с одинаковым правовым  статусом. Но в определенных случаях  возможна и асимметричная федерация,  когда приходится считаться с  объективной реальностью. Например, когда субъекты федерации имеют принципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации. К асимметричным федерациям западные ученые относят, например Бельгию, Испанию и, конечно, Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

    Разделение компетенций между  федеральной властью и субъектами  федерации является труднейшей проблемой федеративного устройства. Субъекты федерации как правило обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

     Федеративные государства юридически  закрепляют добровольность объединения  народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза.

    Существует еще одна форма  государственного устройства - конфедерация, которая предполагает собой объединение  нескольких суверенных государств. Такая форма объединения носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать устойчивой формой государственного устройства, так как со временем она, как правило, либо распадается на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию, которая даже при номинальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки. Так , например, Канада и Швейцария по сути давно превратившиеся в федерации, формально сохраняют конфедеративное устройство.

Зарождение  федеративного строя  в России.

 

    Первые идеи о федерации в  России появились еще в XVII в.  В то время Россия существовала  как единая и неделимая монархия. Только в начале XX века с проникновением  идей социализма в Россию начался новый этап движения за федеративное устройство Российской Империи. Однако попытки создать и развить национально-культурную автономию беспощадно подавлялись царским правительством. Лишь после революции февраля 1917 года у народов Российской Империи появилась возможность самоопределения. Еще задолго до созыва Учредительного Собрания на Украине была созвана Центральная Рада, провозгласившая автономию Украины в составе России. На других окраинах России шла интенсивная работа по созданию национальных автономий. В середине 1917 г. в Москве состоялся Первый Всероссийский мусульманский съезд. На съезде было принято решение, что единственной отвечающей интересам мусульманских народов России формой государственного устройства является демократическая республика на национально-федеративных началах; народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-культурной автономией.

    После прихода к власти большевиков  в силу провозглашенного права  на самоопределение происходит  выделение из России территорий вновь образовавшихся независимых республик. В двух случаях за счет этого были образованы буржуазные государства - Финляндия и Польша, в остальных - Украинская, Латвийская, Азербайджанская и другие советские республики. Большевики придерживались идеи национально- территориальной организации государственного строительства. Лишь в незначительном числе случаев выдвигалась идея культурно-национальной автономии.

    В годы Гражданской войны развернулось  широкое строительство автономий  в составе РСФСР. Характерной чертой данного этапа является стремление к выделению национальных территорий. Почти все вновь создаваемые автономии приобрели национальные имена: Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Карельская Трудовая Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные республики; Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области и т.д.

    После победы большевиков в  гражданской войне автономии,  находящиеся в составе РСФСР  были урезаны в правах. Вокруг  независимых государств, которые  к тому времени уже и так  стали придатками России (кроме Польши и Финляндии) развернулся спор - включать эти государства в РСФСР в качестве автономий или образовать с ними федерацию. В итоге победили федералисты и был образован Союз Советских Социалистических Республик. Однако, вскоре в результате прихода к власти одного из виднейших деятелей-автономистов И.В. Сталина, федерация была постепенно подменена автономией, хотя внешне продолжала оставаться федерацией 

Информация о работе Административное строение субъектов Российской Федерации