Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:42, курсовая работа
Цель работы: Выявить и обосновать наиболее эффективные средства для воспитания физических качеств на занятиях волейболом.
Задачи: 1) Изучить исторический опыт развития.
2) Проанализировать систему воспитания физических качеств теории и методики физического воспитания.
3) Определить основные физические качества волейболистов.
4) Разработать комплекс упражнений воспитания физических качеств занятий волейболом.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания скоростно-силовых качеств занятием волейболом со школьниками………………………………………
1.1 Общие понятия физические качества……………………………………
1.2 Характеристика игры волейбол. Влияния занятий волейболом на развития личности школьника………………………………………………
1.3 Возрастные особенности детей…………………………………………..
Глава 2. Опытно - Экспериментальная работа воспитания скоростно-силовых качеств………………………………………………………………..
2.1 Комплекс организации методических средств направленных на воспитания скоростно-силовых качеств…………………………………….
2.2 Реализация комплекса направлена на воспитания методических средств опытных путей.
2.3. Результат опытно- экспериментальной работы………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………
6. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывание)
Блокирование.1. Прыжковые упражнения, описанные раннее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча.
2.То же, но с касанием волейбольного мяча, укрепленного а резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).
3.Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх и в прыжке двумя руками (ладонями) отбить его в стену в высшей точке взлета. То же спиной к стене, по сигналу повернутся на 180 градусов и в прыжке отбить его в стену, мяч набрасывает партнер.
4.Перечисленные упражнения, но после перемещение и остановки.
5.Передвижения вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятия исходного положения для блокирования.
6. Передвижения вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, ладонями коснутся подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.
7. Двое волейболистов стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один движется приставными шагами с остановками и изменением направления, имитация блока, другой старается повторить его действия.
8. «Нападающий» с волейбольным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно занять исходное положение и преградить блоком путь мячу.
Особенности методики физического воспитания.
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе являются урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обуславливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, метания, прыжки, лазание и т.п.).
2. На одном уроке целесообразно решать не более 2-3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10-11 лет.
5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.
Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.
При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.
В возрасте 8 - 11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движений. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно (6 – 8 с).
У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).
Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой–то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.
Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т. е. Решать разные педагогические задачи.
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладения школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движения.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакции являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике и в плавании, прекращении нападающего защитного действия в единоборствах или во время
Средства:
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной ( т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В.И. Лях, 1997).
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшения чистоты движений; г) улучшения стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборство и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.)
В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощениям, которое не снижает скорости движения. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и резкой остановкой движений, а также старт и спурты.
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон, за мотоциклом, стяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на коротких различных отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Методы:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Методы строгого регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
При использовании методов вариативного упражнения чередуют движения с меньшей интенсивностью – в начале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.
Соревновательный метод применяются в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальным волевые усилия.
Игровой метод предусматривает выполнения разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью и в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняется очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».
Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторения движений с максимальной скоростью способствуют стабилизацией скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.
2.2 Реализация комплекса направлена на воспитания методических средств опытных путей.
Спортивные занятия по волейболу эффективно содействуют решению задач физического воспитания школьников. Прежде всего надо привить учащимся интерес к волейболу.
Организация работы волейбольной секции проводилась в МОУ РСОШ. По своей направленности в работе волейбольной секции можно выделить три возрастных этапа.
Первый этап по праву можно назвать этапом мини-волейбола. Только в школьной секции имеются такие благоприятные возможности для развития мини-волейбола. Занятия проводятся для 9-10-летних ребят. У детей на этом этапе создается стойкий интерес к волейболу, им прививаются основы навыков технических приемов игры.
Второй этап охватывает возраст 11-14 лет, когда школьники овладевают основами техники и тактики игры в волейбол, впервые начинают участвовать в официальных соревнованиях по волейболу (с 13 лет)
На третьем этапе - в 15-17 (18) лет задачи иные: это особый этап становления игроков, их спортивной зрелости. Здесь ребята прочно овладевают основами техники и тактики, приобщаются к спортивному волейболу (участие в ответственных соревнованиях ), каждому волейболисту определяется игровая функция, которую он может выполнять в команде. Особенно остро стоит вопрос о подготовке талантливых связующих (разыгрывающих). Волейболисты с таким амплуа – дефицит не только в командах высших разрядов, но и в сборных командах страны.
Хорошие результаты могут быть достигнуты лишь в том случае, если в секции постоянный состав. Для этого организуют контрольные испытания по физической подготовке, контрольные игры по волейболу ( для более старших ), подвижные игры, требующие быстроты ориентировки, рациональных ответных действий («Вызов», «Охотники и утки», «Пионербол», «Борьба за мяч» и др.). Проводятся испытания для определения прыгучести (прыжок вверх с места, результатов в прыжке в длину с места в беге на 30м, челночный бег метании набивного мяча из-за головы двумя руками с места – сидя в прыжке. Учащиеся делают попытки выполнить основные технические приемы игры в волейбол – подачу, передачу, нападающий удар. Преимущество получают школьники, показавшие лучшие результаты в большинстве испытаний.
2.3. Результат опытно –экспериментальной работы.