Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:29, лекция
Известно, что регулярные тренировки сердечно – сосудистой системы и силы мышц полезны, но развитие гибкости столь же важно для здоровья и жизненной активности. Силовые и аэробные тренировки- это , как ни крути, разновидность стресса для организма. А стресс накапливаясь грозит хронической усталостью и переутомлением , а значит и снижением роста результатов. Лучший и , что немаловажно , полезный способ избавления от такого стресса – стретчинг.
ТЕОРИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
FLEX
Известно, что
регулярные тренировки сердечно –
сосудистой системы и силы мышц
полезны, но развитие гибкости столь
же важно для здоровья и жизненной
активности. Силовые и аэробные тренировки-
это , как ни крути, разновидность стресса
для организма. А стресс накапливаясь
грозит хронической усталостью и переутомлением
, а значит и снижением роста результатов.
Лучший и , что немаловажно , полезный способ
избавления от такого стресса – стретчинг.
Происходит ускорение кровотока и внутри
Вашего организма активизируются химические
процессы( выводятся продукты распада
мышечной деятельности ,и тело тем самым
освобождается от токсинов и шлаков-
главных причин снижения жизненных сил.
Помимо этого, к сожалению, с возрастом
эластичность мышц и сухожилий снижается
,а жесткость суставов усиливается . Одна
из задач урока -это поддержание гибкости
и эластичности мышц и сухожилий
Выделяют следующие типы упражнений:
-динамические;
-баллистические;
-статические , которые могут быть:
И, соответственно, растяжка бывает:
Динамическая
растяжка заключается в контролируемом
раскачивании конечности с постепенным
увеличением амплитуды движения, скорости
и интенсивности без выхода за естественные
пределы движения. Пример: « Наклоны
головы в сторону »
Баллистическая растяжка- это крайне спорная техника, при которой используются энергичные и резкие движения с целью создания инерции, способствующей увеличению амплитуды. Считается, что данный вид растяжки не позволяет мышцам и сухожилиям адаптироваться к ложащейся на них нагрузке ( за то короткое время , в течение которого происходит движение. Этот вид растяжки может привести к повреждению нервного волокна и даже к разрыву мышечной ткани, так как мышцы. Пример: «Махи ногой вперед»
При баллистической
растяжке гибкость не улучшается.
При cтатической растяжке мышца растягивается
до конечной точки движения путем медленного
придания телу определенной позы и
удержания ее в течение некоторого времени
( от 15 до 60 секунд ).
При активной растяжке
конечности и суставы растягиваются до
конкретной точки и фиксируются в таком
положении при помощи другой мышечной
группы( мышщ - антагонистов). Этот вид
растяжки весьма эффективен, поскольку
при нем на скелетную мышцу не влияет никакая
внешняя сила. Пример статической активной
растяжки : «горка»
Во время
пассивной растяжки мышцы
Формат
урока Flex
Цель урока:
FLEX- система
упражнений с использованием мышц всего
тела, направленных на улучшение эластичности
мышц и сухожилий, увеличение подвижности
суставов и вытяжение позвоночника.
Задачи:
-уменьшить мышечную напряженность и заставить тело расслабиться;
-развить координацию движений , позволить телу двигаться свободней и легче;
-помочь предотвратить такие травмы ,как растяжение мышц;
-расширить диапазон доступных движений;
-поддерживать
гибкость тела, препятствуя закрепощенности
мышц и тугоподвижности
-научиться ощущать свое тело и концентрировать внимание на различных частях своего тела , тем самым познавая себя ;
-уменьшить нагрузку
на нервную систему и улучшить
общее состояние организма.
Рассчитан на людей разного возраста и всех уровней подготовленности .
В уроке FLEX
используются доступные, адаптированные
для всех уровней физической подготовленности
упражнения. Растяжка необходима и полезна
людям всех возрастов и типов телосложения,
рекомендована при восстановлении после
травм и как постепенное вхождение в
тренировочный процесс после длительного
перерыва в занятиях , а также для снятия
напряжения после силовой и аэробной нагрузки
Продолжительность
урока -45 мин.
Оборудование: коврик,
полотенце , ремень , кирпич для занятий
Йога , мяч для занятий
Pilates.
Форма одежды: спортивная,
не создающая помех свободным движениям.
Обувь спортивная ( для лучшей подвижности
голеностопных суставов и растяжки мышц
стоп рекомендуется заниматься без обуви)
Вступительное слово- 2 мин
Необходимо : представиться , выявить новичков , рассказать о целях урока , сделать акцент на пользу урока Flex ( повысить интерес занимающихся к уроку), поинтересоваться о самочувствии и о возможных ограничениях по здоровью.
Коротко напомнить о правилах растяжки .
Во время растяжки необходимо:
- концентрироваться не своих ощущениях;
- движения и
позы необходимо выполнять
- проявлять осторожность , чтобы не травмировать мышцы и связки;
- дышать носом , без задержек;
- дышать немного глубже , чем обычно;
-исключить рывки.
! Инструктор должен уметь отличать и уметь объяснить разницу между ощущением умеренного напряжения и болью при растяжке.
После принятия
статического положения от спинного
мозга к мышце приходит сигнал
на сокращение , защищая тем самым
ее от чрезмерного растягивания. Следующие
6-10 секунд происходит адаптация защитного
механизма мышцы к новому состоянию. Через
20-25 секунд мышца начинает менять свою
длину и тянущее ощущение ослабевает.
После 30 секунд оно должно полностью исчезнуть.
Если занимающийся может сказать себе:
«Я чувствую растяжку, но мне совсем не
больно» - это те ощущения, к которым мы
стремимся. Если напряжение не уходит
или вызывает болезненные ощущения , необходимо
уменьшить амплитуду растяжки и найти
такое положение , в котором чувство напряженности
покажется вам приятным, а при болезненной
реакции мышц возможно даже прекратить
выполнение упражнения.
РАЗМИНКА ( 5 мин. )
И.п.- стоя и сидя
. Выполнять движения в крупных суставах
( тазобедренном , плечевом , позвоночнике
) для повышения температуры тела , усиления
кровотока и активации дыхания. . В медленном
темпе выполнить потягивания , наклоны
туловища . Выполнить плавные движения
в шейном отделе позвоночника. В разминке
не должно быть статики , только динамика.
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ (30- 35 мин)
В основной части урока
необходимо выполнять
упражнения:
-на растяжку ВСЕХ мышцы тела ( шеи, плеч, предплечий, кистей ,спины, груди , живота, ягодиц ,бедер , голеней и стоп);
-на растяжку суставных связок и сухожилий ( ахиллово сухожилие);
-на подвижность ВСЕХ суставов ( плечевых , локтевых, лучезапястные, тазобедренных, коленных, голеностопных);
-на подвижность позвоночника ;
-на вытяжение
позвоночника.
Упражнения выполняются в положениях: стоя , сидя , лежа на спине и на животе , лежа на боку , в различных упорах.
При составлении комплеса упражнений необходимо придерживаться следующих принципов :
- удобства, плавности переходов
В уроке Flex ЗАПРЕЩЕНО:
-использовать баллистическую растяжку;
-использовать пассивную растяжку.
п пассивная
растяжка возможна только на индивидуальных
занятиях;
ОПАСНЫЕ( ТРАВМАТИЧНЫЕ ИЛИ СЛОЖНЫЕ В ИСПОЛНЕНИИ ) ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В УРОКЕ FLEX :
- Запрокидывание головы назад;
- Стойка на лопатках (перегружает сочленения и связки шеи и верхней части спины;
-Сед на коленях,
в положении голени и стопы врозь
( перегружаются связки и сухожилия колена
);
П.Прямой и продольный шпагаты в высоком и низком положениях (перегружаются мышцы паха, таза и бедра, коленные связки);
П.Положение
“гимнастический мост” (в конечном положении
сдавливаются сочленения средней и нижней
части спины).
ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО:
- регулировать
величину нагрузки надо в
! Инструктор должен уметь отличать и уметь объяснить разницу между ощущением умеренного напряжения и болью при растяжке.
После принятия
статического положения от спинного
мозга к мышце приходит сигнал
на сокращение , защищая тем самым
ее от чрезмерного растягивания. Следующие
6-10 секунд происходит адаптация защитного
механизма мышцы к новому состоянию. Через
20-25 секунд мышца начинает менять свою
длину и тянущее ощущение ослабевает.
После 30 секунд оно должно полностью исчезнуть.
Если занимающийся может сказать себе:
«Я чувствую растяжку, но мне совсем не
больно» - это те ощущения, к которым мы
стремимся. При желании еще увеличить
растяжку, следует на выдохе увеличить
амплитуду движения и остаться в «новом»
положении , пока мышцы вновь не адаптируются
к новому состоянию . Если напряжение не
уходит или вызывает болезненные ощущения
, необходимо уменьшить амплитуду растяжки
и найти такое положение , в котором чувство
напряженности покажется вам приятным,
а при болезненной реакции мышц возможно
даже прекратить выполнение упражнения.
-необходимо
концентрироваться на своих
- дыхание должно быть чуть глубже естественного, без задержек;
-необходимо
расслаблять в процессе
-контролировать положение поясницы, головы, плеч и ног во время растяжки;
-не напрягать шею и живот ;
-не напрягать
колени при выпрямлении ног.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ ( 5 мин )
Выполнить упражнения на дыхание , на расслабление мышц и на вытяжение позвоночника в положениях лежа сидя или стоя.
! Можно начать заключительную часть лежа, но закончить урок Вы должны в положении сидя или стоя ( чтобы был постепенный переход к положению тела , естественному для него в течение дня)
Поблагодарить за хорошую работу и ответить на вопросы.
Попрощаться , пожелав
хорошего дня( вечера)
P.S. Значком П отмечено то, что возможно выполнять на персональных тренировках по стретчингу, но запрещено на уроке Flex.