Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:37, реферат
В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».
Политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являются важнейшими социальными институтами. Государство же среди социальных институтов один из главных, который контролирует общественную жизнь и определяет общественные нормы. Отличием государства от всех прочих форм коллективности в том, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законы для регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества или отдельной группы людей, стоящих во главе.
Введение
1. Происхождения анархизма
2. Суть анархизма и его базовые принципы
3. Основные направления анархизма
Заключение
Список использованной литературы
ТЕОРИЯ АНАРХИЗМА. ЕЁ СУТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
Содержание
Введение
1. Происхождения анархизма
2. Суть
анархизма и его базовые
3. Основные направления анархизма
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».
Политические
институты, обеспечивающие установление
и поддержание политической власти,
являются важнейшими социальными институтами.
Государство же среди социальных
институтов один из главных, который
контролирует общественную жизнь и
определяет общественные нормы. Отличием
государства от всех прочих форм коллективности
в том, что лишь оно, обладая политической
властью, имеет право создавать
законы для регулирования и сохранения
собственности для пользы всего
общества или отдельной группы людей,
стоящих во главе. Государство также
имеет право прибегать к
Таким образом,
вопрос о роли государстве, степени
его вмешательства в различные
сферы общества чрезвычайно важен,
особенно в России, где традиционно
вмешательство государства в
личную жизнь людей было очень
широко. Именно этому вопросом, по сути,
посвящено такое
Часть людей, которая хоть и не составляла никогда большинство, всегда привлекала анархическая идея о том, что общество может и должно быть организовано без гнета со стороны государства, а власть должна быть ликвидирована и заменена сотрудничеством индивидов.
Анархисты
отвергают государство, выступают
за ликвидацию любого принудительного
управления и власти человека над
человеком. Это означает, что общественные
отношения и институты должны
формироваться на основе личных интересов,
взаимопомощи, добровольном согласии
и ответственности каждого
Некоторые
исследователи настолько широко
рассматривают проблему власти, что
отрицают наличие социологического
исследования, которое не было бы связано
явно или косвенно с проблемой
власти.
1. Происхождение анархизма
Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно- политические и социально-экономические учение, враждебно относящееся ко всякому государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общества, основанному на крупном производстве. Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.
Элементы
анархического мировоззрения и
отдельные философские идеи анархического
характера прослеживаются в течение
многих веков. Желание полного освобождения
личности в свободном обществе, противостояние
власти и эксплуатации проходит через
различные цивилизации и эпохи.
Эту тенденцию можно
Кроме того, праотцами современного анархизма можно рассматривать многие религиозные христианские ереси, такие как, например движение анабаптистов.
Впервые
основные принципы анархизма появились
вскоре после Английской революции
XVII в. В памфлете «Истина, торжествующая
над злословием» Дж. Уинстэнли
писал о развращении людей
властью, о несовместимости
Идеи Уинстэнли были заимствованы некоторыми направлениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое отражение в работе Годвина «Исследование о политической справедливости», ставшей основой современной теории анархизма. Уильям Годвин (1756-1836) стал непосредственно первым теоретиком современного анархизма.
Годвин не только привел классический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческой природе, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, как причине общественного зла, но он также представил модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Эти общины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку даже демократия является формой тирании, а распределение полномочий при представительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицал такой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А. Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всех материальных нужд). Значительное влияние Годвина прослеживается в работах таких поэтов и мыслителей, как П.Б. Шелли, У. Вордсворт и Роберт Оуэн.
Первым
же либертарным теоретиком, открыто
называвшим себя анархистом, выступил
Пьер Жозеф Прудон. Он по праву считается
подлинным основателем
Под «коммуной» Прудон подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в XIX – XX веках.
Анархизм в XIX веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании.
В это
время анархизм окончательно сформировался
и самоопределился - в борьбе и
полемике с двумя другими влиятельными
течениями, также порожденными Французской
Революцией - буржуазным либерализмом
и государственным социализмом.
Либерализм заострял внимание на значении
политической свободы гражданина (признавая
необходимость сохранения, хотя и
в предельно упрощенной форме, государства),
социализм провозглашал социальное
равенство, называя способом его
осуществления тотальную
При работе
Международного товарищества трудящихся
анархисты столкнулись с
Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. XX века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина распространились в Восточной Азии, Латинской Америке.
2. Суть анархизма и его базовые принципы
Анархизм - это философская, социально-политическая теория, содержащая в себе множество направлений, которые могут быть диаметрально противоположными друг другу. Направления анархистской философии включают в себя широкий диапазон идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например - толстовцы, представители христианского анархизма), выступая с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот находит насилие необходимой составляющей повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственным способом достижения свободного общества.
Анархизм во всех формах вращается вокруг базовых принципов:
1) Полный
отказ от существующего
Отрицание власти говорит о том, что в анархистском обществе один индивид, либо группа лиц не могут навязывать собственное мнение, желания и волю другим представителям. Это же говорит об отсутствии иерархической системы и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода попытки создания тоталитарного общества, при котором все сферы человеческой жизни тотально контролируются и регламентируются вплоть до полного единообразия. Анархизм личностоориентирован, направлен на максимальное развитие каждого индивида в отдельности и подходит к решению проблем и нужд отдельных людей индивидуально, если на это возможно в конкректой ситуации.
2) Представление
об идеальном строе общества,
отрицающем какое-либо
Свобода
от принуждения означает отказ от
навязывания личных идей и воли одними
людьми другим, даже если они действуют
в интересах не отдельных людей,
а ради всего общества. Участие
в общественно значимых действиях
и проектах должно быть мотивировано
личной заинтересованность, проявлением
личной ответственности перед
3) Свободное
формирование и
Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, могут функционировать любого рода ассоциации с целью удовлетворения всех общественных потребностей. Группами людей могут создаваться по принципу свободных объединений любые общественные структуры, обладающими равными правами влиять на будущее общества.
Анархисты
полагают, что на место власти должен
быть привнесен принцип
4) Принцип взаимопомощи.
Взаимопомощь
- это синоним сотрудничества. При
работе людей сообща деятельность становится
эффективнее, нежели когда каждый выполняет
свои обязанности поодиночке. Коллективное
взаимодействие - это сокращенный
путь к достижению необходимого результата
при возможно меньшей затрате
усилий. Фордистско-тейлористская
Информация о работе Теория анархизма. Её суть и основные направления