Основные направления и школы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:28, реферат

Описание работы

Даная модульная работа имеет название: «Основные направления и школы экономической теории». Перед тем как рассмотреть этот вопрос необходимо дать краткую характеристику экономики. Экономика — это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис общества. Термином «экономика» обобщенно называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы и отрасли производственного комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3с


1. Неоклассическое направление эконом. теории………..............................4с


2. Неокейнсианское направление эконом. Теории.………............................5с


3. Неолиберальное направление эконом. теории .…………………………..8с


4. Институциональное направление эконом. теории .……...........................11с


5. Школа меркантилизма……………………………………..........................13с


6. Школа физиократов………………………………………………………..14с


7. Школы классической политической экономии…………………………..14с


Заключение………………………………………………………………………15с


Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

План вопрос 5.docx

— 26.08 Кб (Скачать)

План вопрос 5 
 

Введение………………………………………………………………………3с 

   1.   Неоклассическое  направление эконом. теории………..............................4с 

   2.   Неокейнсианское направление эконом. Теории.………............................5с 

   3.   Неолиберальное  направление эконом. теории .…………………………..8с 

   4.   Институциональное  направление эконом. теории .……...........................11с 

   5.   Школа  меркантилизма……………………………………..........................13с 

   6.   Школа  физиократов………………………………………………………..14с 

   7.   Школы  классической политической экономии…………………………..14с 

Заключение………………………………………………………………………15с 

Список литературы……………………………………………………………...15с 

Вступление 

Даная модульная  работа имеет название: «Основные  направления и школы экономической  теории». Перед тем как рассмотреть  этот вопрос необходимо дать краткую  характеристику экономики. Экономика  — это совокупность производственных отношений, хозяйственный базис  общества. Термином «экономика» обобщенно  называют экономические науки - совокупность научных дисциплин, изучающих секторы  и отрасли производственного  комплекса государств, межгосударственные экономические отношения, основные условия и способы производства обмена и потребления продукции, товаров и услуг, формы хозяйственной деятельности и механизмы экономического регулирования. Если говорить про экономическую науку то она возникла в древности, и долгое время не имела своей отдельной (самостоятельной) дисциплины. Где-то с 15 столетия с началом формирования в Европе капиталистического хозяйства (рыночного отношения) она стала отдельной наукой. Сложность экономических явлений потребовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы легко давать и объяснять эти явления, давать ответы на поставленные самой жизнью вопросы. Это тема актуальна тем, что она позволяет пополнить мои знания в области макроэкономики. Целью работы было раскрыть основные направления и школы экономической теории. Для этого были рассмотрены различные существующие направления и школы экономической теории.  

1.1 Неоклассическое  направление 

Родоначальником этого  направления был английский экономист  Альфред Маршалл (1842-1924)ввел в обиход термин «экономикс» как науки о наиболее эффективном использовании имеющихся экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных потребностей общества в экономических благах. 

Основоположником  австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) выдвинул теорию, согласно которой ценность благ обуславливается их полезность для потребителя, а не издержками производства или затратами труда[1.127]. Фридрих Визер (1851-1924) разработал теорию вменения - ценность средств, производства определяется вмененной им ценностью потребительских благ. Евгений Беем — Баверк (1851-1914)разработал позитивную теорию капитализма и теорию процента, основанную на учете фактора времени. 

Теория предельных величин способствовала созданию теории потребительского поведения; явилась  одним из отправных параметров современной  теории цен, анализа взаимной связи  спроса и предложения , оценки эффективности, оптимизации производственных факторов. 

Ключевая идея, выдвинутая Маршаллом, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости к изучению проблем  взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие  на рынке. Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда  «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к  сокращению; налицо равновесие. Когда  спрос и предложение пребывает  в равновесии, количества товара, производимого  в единицу времени, можно назвать  равновесным количеством, а цену, по которой он продается,- равновесной  ценой». 

Подход Маршала  опирается на теории производственных издержек, так и на положения австрийской  школы предельной полезности. В своей  работе писал: «Принцип издержек производства и принцип «конечной полезности », без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них  можно сравнить с одним из лезвий ножниц» [1.128]. Наряду с Маршаллом, свой вклад в формирование новой концепции  внесли американский экономист Дж. Кларк (1847-1939), англичанин А. Пигу (1877- 1959), основатели лозаннской школы Л. Вальрас (!834-1910), В. Парето (1848-1923), шведский экономист и философ К. Викселль(1851-1926). 

1.2 Неокейнсианское направление 

Заслуга Дж. Мейнарда Кейнса (1883-1946) состоит в том, что он предложил новый подход, разработал новую теорию регулирования производства и занятости. Он обратил внимание на то, что по мере роста общественного богатства проблема поддержания эффективного спроса становится все более сложной и актуальной. 

Он выступил с  критикой так называемого «закона  Сэя», который разделял многими. Французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832) считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, что будто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Так же говорил, что государству не следует вмешиваться в работу рыночного механизма. Однако товары не просто обмениваются, а продаются и покупаются. Если спрос меньше производственного в обществе продукта, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта. Цены не всегда успевают выравнивать спрос и предложение, а в современных условиях вообще имеют тенденцию к росту, а не снижению. 

Кейнс приходит к выводу: размеры производства и занятости, их динамика определяется не факторами предложения, а факторами[1.129] платежеспособного спроса В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса, его составляющих, факторов, влияющих на спрос. Совокупный спрос — это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при данном уровне цен.  

С увеличением доходов  не все доходы будут направлены на покупку товаров. Часть доходов  пойдет на сбережения. Причем с повышением доходов склонность к потреблению  понижается, а склонность к сбережению возрастает.  

Второй тормоз -снижение эффективности инвестиций. С увеличением размеров накапливаемого капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает, а между тем именно инвестиции играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса.  

Поэтому Кейнс, во-первых, предлагал снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие реального производства.  

Во-вторых, чтобы  стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. В-третьих, предлагалось перераспределение доходов, чтобы повысить денежный спрос массовых покупателей.  

В качестве главного инструмента макро-регулирования, Кейнс рассматривал бюджетную политику. Во время экономического спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а бюджетной политике, в том числе расширению расходов и инвестиционной деятельности самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.  

Важную роль в  кейнсианской теории играет концепция  мультипликатора[1]. Мультипликатор показывает зависимость прироста национального  дохода от прироста инвестиций. Мультипликатор увеличивается в том случае, когда  потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания  потребления. Напротив, он уменьшается, [1.130]если усиливается склонность потребителей к накапливанию сбережений.  

Говоря об эффекте  мультипликации, Кейнс имел в виду прежде всего расходы из государственного бюджета. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, к примеру наполнять бутылки банкнотами и зарывать в землю, чтобы их разыскивали безработные.  

Развитие кейнсианской теории. Кейнсианская теория оказала  влияние на направления и сферы  дальнейших исследований.. С идеями Кейнса неразрывно связаны разработка исходных положений антициклической политики, концепция дефицитного финансирования, система государственного среднесрочного программирования. Кейнсианская теория занимала господствующее положение со второй половины 30-х до начала 70-х гг. Изменившаяся хозяйственная ситуация, обострение инфляционных процессов в сочетании со стагнацией производства (стагфляцией) потребовали поиска новых инструментов и методов экономического регулирования  

В отличие от Кейнса и вместе с тем опираясь на принципиальные выводы Кейнса, его последователи обосновали следующие положения:  

— государственное  вмешательство в экономику должно быть не эпизодическим, а носить постоянный характер;  

— инвестиционные вложения рекомендуется направлять не столько  в общественные работы сколько в наукоемкие отрасли, в новую технику и новые технологии;  

— в соответствии с этим возникает потребность  в стимулировании и поддержке  структурных сдвигов;  

Стремясь согласовать  взгляды прежде всего неоклассиков и неокейнсианцев, американский экономист Пол Самуэльсон (р. 1915) выдвинул идею синтеза, объединяющего современные методы анализа с принципами классиков — А. Смита, Д. Рикардо и др. Как следует из самого названия, неоклассический синтез представляет собой дальнейшее развитие и вместе с тем в некотором роде «примирение» подходов к анализу экономических процессов. Если, к примеру, Кейнс довольно критически оценивал способность цен гибко реагировать на перемены рыночной конъюнктуры, то представители неоклассического синтеза стремились «реабилитировать» цены, доказывая, что [1.131]они способствуют оптимальному распределению и наиболее полному использованию ресурсов.  

Неоклассический синтез отличает расширение тематики исследовании: создана целая серия работ  по проблемам экономического роста, разрабатываются методы экономико-математического  анализа; получила дальнейшее развитие теория общего экономического равновесия; предложены методика анализа безработицы и методы ее регулирования; обстоятельно изучена теория и практика налогообложения. Джеймс Тобин (1918—2002) разработал теорию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска и чете рискованные, чтобы добиться сбалансированности своих вложении.  

В неоклассическом  синтезе получил развитие прикладной аспект экомической теории. Американский ученый российского происхождения Саймон Кузнец (1901—1985), наряду с решением других вопросов, разработал статистическую основу исчисления национального дохода, предложил методы подсчета валового внутреннего и чистого продукта страны. Лоуренс Клейн (р. 1920) сконструировал модели экономик США, Японии и других стран, организовал проект «Линк», чтобы представить картину международных экономических и торговых связей.  

Неокейнсианство охватывает различные версии и методы — построении макроэкономических моделей, проведение эконометрических исследований, анализ взаимосвязи инфляции и безработицы, воздействия технического прогресса и роста населения на процессы накопления капитала . 

1.3 Неолиберальное  направление  

Неолиберализм —  направление в экономической  науке и практике управления хозяйственной  деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.[1.132] 

Современные представители  экономического либерализма следуют  двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок  как наиболее эффективная форма  хозяйствования создает наилучшие  условия для экономического роста. Во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической  деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и  осуществлять контроль там, где отсутствуют  эти условия.  

К неолиберализму обычно относят три школы чикагскую (Мил-тон Фридмен), лондонскую (Фридрих фон Хайек); фрайбургскую (Вальтер Ойкен, 1891-1950; Людвиг Эрхард, 1897-1977), Современных либералов объединяет общность методологии, а не концептуальные положения. Неолибералы, например Н. Бэррн, А. Лернер, выступают не только против кейнсианства, но и против монетаризма, обвиняя эти школы в увлечении макроэкономическими проблемами в ущерб микроэкономике.  

Представители современного неолиберализма оказывают немалое влияние на экономическую политику. Теоретические постулаты неолибералов были использованы при формировании экономических курсов, названных «рейганомикой» и «тэтчеризмом». В них делался упор на ограничение государственного участия в экономической жизни, создание максимально благоприятных условий для развития конкуренции — важнейшего регулирующего механизма.  

Сторонники экономического либерализма ведут речь не об отказе от государственного регулирования, а  о его совершенствовании, эффективности. Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рамках традиционной проблемы — оптимального сочетания  государственного регулирования и  стихийного функционирования рыночного  механизма — применительно к  конкретным условиям и возможностям национальных экономик. К сожалению, отечественные либералы, в том  числе обладающие властными полномочиями, проявили себя как плохие подражатели  и неудачливые реформаторы.  

Информация о работе Основные направления и школы экономической теории